Стрикачева Марият Магаметовна
Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М. Ю. Лермонтова «Певец свободы»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М. Ю. Лермонтова «Певец свободы»
Подготовила воспитатель Стрикачёва Марият Магаметовна, государственное казенное общеобразовательное учреждение Республики Адыгея «Школа- интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Цель: помочь учащимся увидеть своеобразие сложной личности М. Ю. Лермонтова; выяснить причины трагического и глубокого одиночества в поэзии и в жизни.
Задачи :
Публикация «Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М, Ю, Лермонтова „Певец свободы“» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- систематизировать и обобщить знания по творчеству М. Ю. Лермонтова;
- развивать интерес к творчеству Лермонтова;
- воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного учащихся средствами искусства;
- прививать любовь к творчеству М. Ю. Лермонтова.
Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова, высказывание о Лермонтове, выставка книг Лермонтова, презентация по творчеству, классическая музыка Бетховена, романс «Выхожу один я на дорогу…».
«Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, язвительного, мечтательного, насмешливого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта бессмертного и навсегда молодого».
(Звучит музыка Бетховена.)
На фоне музыки ученица читает стихотворение «Смерть поэта»
Погиб поэт! – невольник чести.
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой.
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Убит. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували чуть затаившийся пожар?
Что ж? Веселитесь… - он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок…
Воспитатель: - С этого стихотворения родился известный русский поэт М. Ю. Лермонтов. Жизнь была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Но, не дожив и до 27 лет, он прошел весь круг жизни со взлетами вдохновения, горечью разочарований и оставил богатое наследие. Его талант проявился в лирике, прозе и драматических произведениях. Давайте вспомним детство Лермонтова.
(На экран проецируются детские портреты и рисунки Лермонтова, ученица рассказывает о детстве).
Воспитатель: - С детства и до конца своих дней Лермонтова сопровождало чувство одиночества, что и раскрывается в таких стихотворениях как «Парус», «Утес», «На севере диком стоит одиноко…», «Выхожу один я на дорогу…». Одиночество является центральной темой его поэзии. Лирический герой горд и одинок, он стоит против общества. Таким был и сам поэт.
Ученица.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?.
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнётся и скрипит.
Увы! Он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
- Чувством одиночества и тоски наполнено стихотворение «На севере диком…» :
Ученица.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Педагог:- На стихи Лермонтова композиторами созданы прекрасные романсы. Сейчас прозвучит романс «Выхожу один я на дорогу…».
(Звучит романс «Выхожу один я на дорогу…».)
Воспитатель: - В своем творчестве Лермонтов не раз обращался к исторической теме. Главное событие 19 века – Отечественная война 1812 года. Лермонтов будет думать о ней с гордостью. Он расскажет о Бородинской битве конкретно и точно.
Ученик: «Бородино» (отрывок)
– Скажи-ка, дядя, ведь недаром,
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Воспитатель:- Лермонтов трепетно любил свою Родину и прекрасную, и забытую, и нищую, и «страну рабов, и «страну господ»
Ученица:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может. за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
Воспитатель:- Любовь к Родине – это одна из главных особенностей человека. Без любви к Родине не испытать ни настоящего счастья, ни горечи разлуки с отчим домом. Лермонтов жил в 19 веке. Но в 21 веке нам понятно лермонтовское восприятие Родины. Апрель 1840 год. Лермонтова провожали друзья в ссылку на Кавказ. Здесь, в стране синих гор и белых облаков Лермонтов чувствует себя узником. Так возникает образ одинокого утёса.
Ученик.
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утёса, одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Воспитатель:- Тема Кавказа занимает исключительное место в жизни и творчестве Лермонтова. Кавказ был колыбелью его поэзии, и никто так поэтически красиво не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его величавой природы, как Лермонтов. Все чувства и переживания о Кавказе отражаются в его стихотворениях.
Ученица.
Кавказ! Далекая страна!
Жилище вольности простой!
И ты несчастьями полна
И окровавлена войной.
Ужель пещеры и скалы
Под дикой пеленою мглы
Услышат также крик страстей,
Звон славы, злата и цепей?.
Нет! Прошлых лет не ожидай,
Черкес, в отечество своё :
Свободе прежде милый край
Приметно гибнет для неё.
Воспитатель:- Поэт нашел свой безвременный конец, как и тот, кому посвящал свое стихотворение, с которого он стал знаменитым. Ему посвятили свои стихи многие поэты. А сейчас стихотворение собственного сочинения, посвященное Лермонтову, прочтет Лагутина Владлена:
Поэт России погиб не сам,
За ним шагала смерть по пятам,
И не давая ему пройти
Сжимала сердце чувством тоски.
Как белый парус воспетый им,
Всегда и всюду он был один.
И жгучим взглядом он проникал
В души людские, как льда кристалл.
Его таланту нет предела,
Его стихов прекрасней нет.
Прекрасен он душой и телом,
Поэта знает белый свет.
И мы сегодня к юбилею
Хотим почтенья дань отдать.
Люблю его и сожалею.
О нем я буду вспоминать.