Лариса Данилушкина
Конспект ООД «Дом родной — среда обитания»
▼ Скачать + Заказать документы
ООД. Дом родной - среда обитания.
Цель: Воспитание экологической грамотности детей, овладение системой экологических знаний и приемами их применения в жизни.
Задачи:
1. Формирование знаний о месте обитания диких животных, о возникновении процессов миграции.
2. Содействовать воспитанию экологически грамотной личности, способной ориентироваться в окружающей среде. Создать условия для поиска путей решения экологических проблем.
3. Развивать память, логическое мышление, коммуникативные способности обучающихся.
Оборудование: Схема «Угольный разрез».
Публикация «Конспект ООД „Дом родной — среда обитания“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Картинки животных различных сред обитания
Картинки разных сред обитания – лес, поле, водоём.
Картинки разных мигрирующих животных
Животные Красной Книги (сокол сапсан, беркут, рыжая вечерница, кабарга)
Красная книга Кемеровской области
Формы обучения: фронтальная, групповая.
Методы обучения: словесные (рассказ – беседа, диалог – беседа, объяснение, опрос); наглядные (объяснительно – иллюстративный, демонстрация фрагментов видеофильма); практические (работа с раздаточным материалом, интерактивные методы.
Ход ООД
Педагог: На предыдущих занятиях мы изучали животных разных мест обитания : леса, поля, водоёма. Между животными существуют определённые взаимоотношения, жизнь одного животного связана с жизнью других. Возникают проблемы разного характера в жизни животных. На этом занятии мы продолжим изучение некоторых экологических проблем и путей их решения
Педагог: Ребята, где живут люди?
Ответ: Люди живут в городах, деревнях, поселках.
Педагог: Как можно назвать место, где конкретно живут люди?
Ответ: Место, где живут люди, называют дом, квартира.
Педагог: Как по – другому можно назвать дом?
Ответ: Ещё дом можно назвать «место обитания», «среда обитания».
Педагог: А у животных есть свое место обитания? (дети предлагают свои версии). Действительно, у каждого животного тоже есть место обитания. Как вы думаете, что означают слова «место обитания животного»?
Ответ: Место, где животное спит, питается, воспитывает детёнышей.
Педагог: Давайте вспомним, какие вы знаете места обитания животных?
Ответ: Животные живут в лесу, поле, водоеме.
Педагог: Действительно, у каждого животного есть свой дом. Наше занятие так и называется: «Дом родной – среда обитания». Сегодня в этой теме мы коснемся вопроса миграции животных из своего дома.
Цель занятия: изучение места обитания диких животных, переселения животных и причин её возникновения. Термин «миграция» вам не знаком, чтобы узнать, что это такое, мы с вами проводим это занятие. В начале занятия мы поиграем.
Игра так и называется «Помоги животным найти их дом». В этой игре вы поможете животным попасть домой.
Педагог раздает детям картинки животных различных мест обитания. Дети представляют животное, картинку которого взяли в руку. Сначала находят место обитания (дом) для животных леса. Подходят к картинке ребята, где нарисован «дом» животного, поочерёдно. Каждый называет своего животного, изображенного на карточке. Объясняет, почему это животное живёт здесь. Остальные дети контролируют правильность выполнения задания. Затем ищут дом для животных водоёма. Потом ищут дом для животных луга.
Педагог: Представьте себе, что мы пришли в лес зимой. Увидим ли мы животных, которых встретили летом?
Ответ: Мы увидим не всех животных.
Педагог: Произошли сезонные изменения в природе. Условия жизни животных изменились. Некоторые животные пережидают неблагоприятные условия в состоянии спячки. Ребята, назовите этих животных.
Ответ: Спят зимой: ёж, медведь, змеи, суслики, сурки, бурундуки. Насекомые прячутся, кто - куда на зиму.
Педагог: Происходит смена времён года, смена сезона, и пища животных, которой было много летом, зимой исчезает, происходит изменение природных условий и условий жизни животного. Некоторые животные впадают в спячку. Некоторым птицам ничего не останется, как перелететь в другое место. Этих птиц называют перелётными. Вот сколько пролетают птицы:
-аист - за 10000 км
-гагара - за 17500 км
-дрозд - за 2600 км
-журавль - за 6500 км
-кукушка - 9500км
-крачка - за 20000 км
-скворец - за 1400 км
Некоторые птицы перелетают ближе к жилью человека. Снегири, свиристели на зиму прилетают в города и сёла. Это кочующие птицы. Переселение животных называется миграцией. Миграция, вызванная сменой времён года, называется сезонной.
Другие животные вынуждены уходить в другие места, где можно жить, где есть еда, чтобы не умереть от голода. Это миграция, связанная с истощением пищевых ресурсов.
Есть переселение, связанное с циклом развития животных. Лососёвые рыбы (лосось, горбуша и др.) рождаются в реке из икринки. Но затем плывут к морю и живут в море всю жизнь. Однако, икру плывут откладывать снова в реку.
Миграция вследствие изменения природных условий обитания животного (смена времен года, наступление холодов, в ходе цикла развития, изменения кормовых запасов, утрата жилища) называется естественной. Она всегда была в природе.
Педагог: Сделаем небольшую передышку, проведём разминку.
Динамическая пауза:
Жили были зайчики (показать ушки пальцами)
На лесной опушке (руки вверх,
Жили были зайчики (показать ушки)
В беленькой избушке (руки домиком).
Мыли свои ушки (поочерёдно ушки моют другой рукой)
Мыли свои лапочки (моют руки,
Наряжались зайчики (наклон вперёд достать носки,
Одевали тапочки (2 притопа левой ногой, 2 – правой).
Педагог: В Кемеровской области добывают уголь. Уголь нужен людям, берут его из недр земли. Что стало с животными, когда пришёл человек, и открыл шахту, стал добывать уголь?
Ответ: Животные ушли в другие места.
Педагог: Это явление, когда животные вынуждены искать новое место обитания – новый дом из-за того, что их выжили из их «дома», называется «вынужденная миграция»
Педагог: В результате деятельности человека численность некоторых животных сократилась настолько, что они занесены в Красную Книгу.
Педагог: Ребята, вы знакомы с Красной книгой Кузбасса. Давайте вспомним, что это такое Красная книга?
Ответ: Это книга, в которую занесены животные, которые нуждаются в охране, а также находящиеся под угрозой исчезновения. Обложка книги красного цвета, цвета тревоги, опасности.
Педагог: Мы узнали, что у животного есть дом - среда обитания. Здесь оно живёт, растит и воспитывает детёнышей. Что существует такой процесс, как миграция. Естественная миграция происходит в связи со сменой условий жизни животного. В вынужденной миграции, зачастую, виноват человек. То, не подумав, вырубает лес, то осушает болото, то строит дороги. А ведь на том месте кто-то жил.
Практическая часть: нарисовать животное в его среде обитания (доме).
Список литературы
1. Бабенко, В. Г. Птицы Красной книги СССР [Текст] /В. Г. Бабенко, А. А. Кузнецов - М. : Педагогика, 1986. – С. 56 – 59, 71 – 73, 83 – 92. - Библиогр. : с. 143 – 145
2. Красная книга Кемеровской области: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных [Текст]/ под ред. Т. Н. Гагина, Н. В. Скалон. – Кемерово, 2000. - 280с.
3. Михеев, А. В. Охрана природы [Текст] /А. В. Михеев, В. М. Галушкин, Н. А. Гладков и др. – М: Просвещение, 1987. – С. 163 – 175. Библ. С. 253 – 255.
4. Птицы морей, побережий и рек: Удивительный мир живой природы [Текст] / Пер. с англ. П. Гурова; - М. : ТЕРРА, 1997. – С. 114 - 123. – Библиогр. с. 127.
5. Птицы полей и лесов: Удивительный мир живой природы [Текст]/ Пер. с англ. В. Мягких; - М. :ТЕРРА – Книжный клуб, 1998. – С. 34 - 51. - Библиогр. с. 126.
6. Осипов, Н. В воде и у воды [Текст] /Н. Осипов; - Барнаул: Алтайское книжное изд., 1987. – 52 с.