лариса буравцова
ОД для подготовительной группы с использованием опытно — экспериментальной деятельности «Звук — знакомый незнакомец»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе исследовательской деятельности.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с понятием звук, звуковая волна и распространением звуковых волн;
2. Продолжать формировать представления о характере звука – громкости, высоте;
Публикация «ОД для подготовительной группы с использованием опытно — экспериментальной деятельности „Звук — знакомый незнакомец“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
3. Помочь детям получить ответы на вопросы: «Как распространяется звук», «Выявить причины усиления звука»;
3. Познакомить детей с принципами звучания некоторых музыкальных инструментов (гитара, металлофон);
4. Выявить причины усиления и ослабления звука;
5. Учить детей устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.
Развивающие:
1. Развивать стремление к поисково - познавательной деятельности;
2. Развивать умение сравнивать различные звуки;
3. Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
4. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать;
5. Развивать слуховое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат ребенка.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
2. Вызвать радость открытий, полученных из опытов.
Материал: Д/ игра: 2 столика, на котором лежат всевозможные музыкальные инструменты, 3 контейнера;
1-ый опыт : линейки по количеству детей (25-26 шт);
2-ой опыт : 2 столика, таз с водой, 2-3 камушка, кораблик;
3-ий опыт : канцелярские резинки по количеству детей (30 шт, гитара.
4-ый опыт : 2 столика, стеклянные бокалы (1 шт. для общего показа + 7 шт. для того, чтобы сыграть мелодию (в стаканы заранее налито нужное количество цветной воды, емкость для воды, палочка от треугольника, металлофон, лейка.
5-ый опыт : надутые воздушные шары по количеству детей (26 шт).
Ход ОД:
(Дети заходят в музыкальный зал, проходят на середину зала, здоровываются с гостями)
Воспитатель: Ребята, куда это мы попали?
Дети: В музыкальный зал.
Воспитатель: Правильно, но сегодня здесь все необычно и по-другому. Музыкальный зал станет для нас музыкальной лабораторией. Сегодня нас ждет необычное, увлекательное занятие. Мы будем проводить опыты и эксперименты. Раз мы в музыкальной лаборатории, то говорить будем, как вы думаете о чем?
Дети: Ответы
Воспитатель: Правильно, о звуках. Узнаем, что же такое звук, как он распространяется, как долетает звук до нашего ушка, вспомним какие бывают звуки. Начнем.
(Дети проходят за столы)
Воспитатель: Мир наполнен самыми разнообразными звуками : тиканьем часов и гулом моторов, шелестом листьев и завыванием ветра, пением птиц и голосами людей. Звуки наши неизменные спутники. Они по разному воздействуют на нас: радуют и раздражают, успокаивают или пугают. Ребята, как вы думаете, какая была бы у нас жизнь, если бы из нее исчезли все, все звуки?
Дети: Не интересной, не яркой, скучной.
Воспитатель: Правильно, а вспомните какие бывают звуки?
Дети: Звуки бывают шумовыми и музыкальными,
Звуки бывают громкие и тихие,
Звуки бывают высокие и низкие,
Звуки бывают короткие и длинные.
Воспитатель: Все верно. Все музыкальные инструменты можно поделить на несколько групп :
Д/игра «Разложи предметы по подгруппам»
(все инструменты разложены на столике, ребенок отбирает нужный инструмент, демонстрирует его звучание)
1. Инструменты, в которые бьют или трясут: бубен, барабан, металлофон, ксилофон, фортепиано.
2. Инструменты, в которые дуют: дудочка, труба, флейта, саксафон.
3. Инструменты, которые щиплют за струны или водят по ним смычком: скрипка, гитара, гусли, балалайка, арфа.
Воспитатель: Настало время узнать что же такое звук.
1. Эксперимент «Что такое звук»
Воспитатель: Проведем эксперимент. Возьмите линейку. Один конец линейки положите на край стола и плотно прижмите его к столу, а другой конец подергайте. (Показываю) Что вы услышали?
Дети: Звук, линейка задрожала.
Воспитатель: Правильно, получились колебания, мы услышали звук. Если бы линейка не дрожала мы бы услышали звук? Какой вывод можно сделать?
Дети: ответы
Воспитатель: Звук появляется от дрожащих предметов. Звук – это колебание (индивидуальное и хоровое закрепление). А теперь приложите руку к горлу и потяните звук «У». Что вы почувствовали рукой?
Дети: Горлышко дрожит.
Воспитатель: Это дрожат голосовые связки, когда мы говорим. Эти колебания передаются по воздуху, и воздух начинает тоже дрожать. Еще их называют звуковыми волнами. Сейчас мы с вами увидим как же распространяются звуковые волны и как наши ушки слышат. Подойдите все к столу с тазом (дети встают и подходят к тазу с водой).
2. Эксперимент «Как распространяется звук»
Воспитатель: Вставайте вокруг стола. Что мы видим?
Дети: Таз с водой, вода в тазу спокойна.
Воспитатель: (даю камешек ребенку) Брось камешек в воду. Что произошло?
Дети: По воде пошли круги.
Воспитатель: Тоже самое происходит со звуками, они расходится по воздуху, как круги на воде. Только звуковая волна не видима и передается по воздуху. А еще ребята запомните – звуковые волны передаются только по воздуху, если нет воздуха – мы ничего не услышим. Садитесь на места.
(Дети проходят за столы)
Воспитатель: Следующий опыт поможет разобраться в принципе звучания гитары.
3. Эксперимент «Принцип звучания гитары»
Воспитатель: Для опыта нам понадобится обычная канцелярская резинка. Будьте осторожны и аккуратны с ней: резинки часто рвутся и могут ударить соседа). Натяните резинку между большим и указательным пальцами, другой рукой дерните за нее, как за струну. (Показываю) Что мы слышим?
Дети: Звук.
Воспитатель: А теперь натяните резинку сначала слабо и дерните за нее, а потом натяните сильно. Прислушайтесь. Только будьте аккуратны. Что мы слышим?
Дети: ответы
Воспитатель: Звук стал меняться, мы слышим разные звуки. При сильно натянутой резинке звук звонкий, высокий, при слабо натянутой резинке звук низкий, глухой. Также работает и гитара. (педагог показывает все на гитаре). Зажимая пальцем струну в разных местах, мы услышим разные звуки. Чем короче становится струна, тем выше она звучит. Кроме того, на звучание струны влияет то, как она натянута: сильно натянутая – звучит высоко, слабо натянутая – звучит ниже. Как же звучит гитара? (индивидуальное повторение).
Дети: Обобщающие ответы.
Физкультминутка под музыку
«Кто быстрее возьмет муз. инструмент»
(дети стоят по кругу, в центре круга на полу расположены муз. инструменты. Пока звучит музыка, дети по ругу бегают, как только музыка закончилась дети должны быстро взять муз инструмент и заиграть на нем.) Игра повторяется 3-4 раза
4. Эксперимент «Принцип работы металлофона»
Воспитатель: Ребята, оставайтесь на ковре, вставайте вокруг столов. Для эксперимента нам понадобится обычная стеклянная банка и карандаш (ложечка, палочка от треугольника). Сначала постучим по краю пустой банки. (Вызываю ребенка) Попробуйте пропеть услышанный звук. Медленно нальем воду в банку, продолжая простукивать и прислушиваться, как меняется звук. Пойдет поможет налить воду в банку … (вызываю ребенка). Как меняется звук? Какой вывод можно сделать? (индивидуальная работа).
Дети: Ответы
Воспитатель: С наполнением банки звук будет понижаться. Взяв несколько банок или стеклянных стаканчиков с разным количеством воды (вода налита заранее в стаканчики, можно сыграть на них мелодию. (Музыкальный работник играет знакомую мелодию, дети отгадывают.)
Подобно тому, как меняется звук в банке с водой, устроен металлофон и ксилофон (показываю металлофон). Все пластинки у металлофона разной длины. Самая длинная пластинка издает низкий звук. Чем пластина короче, тем звук выше. Как устроен ксилофон?
Дети: обобщающие ответы.
5. Эксперимент «Усилитель звука из воздушного шара»
Воспитатель: Как вы думаете, тихий звук может наделать много шума?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А мы сейчас это и проверим. Подойдите ко мне и возьмите по 1 шару. (Дети выходят и берут по 1 воздушному шару.) Аккуратно, легко постучите ногтем по шару. А теперь поднесите шар близко к уху и слегка постучите ногтем с другой стороны. Что происходит?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Несмотря на то, что вы слегка коснулись ногтем шара, в ушах слышен громкий шум. При надувании шарика молекулы (частички) воздуха внутри стали ближе друг к другу. Вывод: сжатый воздух является лучшим проводником звуковых волн, чем обычный воздух вокруг (индивидуальная работа).
Вот и закончились все эксперименты, подведем итоги.
Итог: Что такое звук? (волна, колебание воздуха)
Как называются колебания передающиеся по воздуху? (Звуковая волна)
С устройствами каких музыкальных инструментов мы сегодня познакомились? (гитара, металлофон)
Почему сжатый воздух является лучшим проводником звуковых волн? (В сжатом виде молекулы воздуха находятся близко друг к другу)
Дети, исполняют песню с музыкальными инструментами