Людмила Старостина
«Страна загадок». Проект познавательно-речевого развития детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
В настоящее время, когда в нашу повседневную жизнь прочно вошли телевидение, компьютер, интернет, наметилась тенденция дефицита речевого общения. Компьютерные игры заменили нашим детям непосредственное общение друг с другом.
Подвижные игры, игры с правилами, сюжетно – ролевые игры, основанные на общении детей между собой, сохраняются еще лишь в детских учреждениях. Дети не хотят читать книги, а родителям не хватает времени для детей. Как следствие всего этого – речь наших детей оставляет желать лучшего: скудный словарный запас, пассивный словарь преобладает над активным, грамматический строй речи развивается медленно, страдает звуковая культура речи. Дети не умеют правильно выражать свою мысль, слабо формируют причинно-следственные связи, не развита наблюдательность и образное видение мира. А впереди школа!
Общеизвестна прямая взаимосвязь речи и мышления. К. Д. Ушинский считал, что главная цель в развитии речи – научить ребенка правильно выражать свои мысли, развивать его мыслительные способности; нужно приучать детей самостоятельно приобретать знания об окружающих предметах, формировать у них способность к наблюдению. В связи с этим К. Д. Ушинский рекомендовал разнообразные методы развития речи и мышления.
Отгадывание и придумывание загадок помогает активизировать речь и мышление ребенка, успешно решать задачи его всестороннего, гармоничного развития, что очень важно для подготовки к школе. Загадки обогащают словарь за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи. Использование загадок как метода и средства воспитания и обучения повысит эффективность работы с детьми по развитию речи и речетворческих способностей.
Особенности содержания структуры загадки как литературного жанра позволят развивать логическое мышление детей и формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства и речи-описания. Это будет необходимая речевая тренировка у детей дошкольного возраста. В связи с этими обстоятельствами возникла необходимость создать проект «Страна загадок».
Тип проекта – познавательно-речевой, творческий, краткосрочный.
Участники проекта – дети подготовительной группы «Почемучки», воспитатели, родители.
Цель: Развивать познавательно-речевое мышление детей подготовительной группы посредством отгадывания и придумывания загадок.
Задачи:
• Развивать познавательную активность, любознательность через знакомство детей с историей возникновения загадок, их видов.
• Формировать у детей умение разгадывать и составлять загадку по схемам.
• Учить правильно и точно использовать в речи слова, обозначающие предметы, явления, действия; их свойства, качества, материал и его особенности.
• Формировать универсальные предпосылки учебной деятельности (умение слушать, воспринимать и выполнять инструкцию взрослого).
• Совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей, обобщать и активизировать словарный запас.
• Формировать умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
• Развивать творческие способности.
• Воспитывать интерес к самостоятельному сочинительству.
Предполагаемый результат:
- - Расширение знаний об окружающем мире, кругозора детей.
- Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
- Освоение детьми правил отгадывания и составления загадок.
- Привлечение родителей к непосредственному участию в педагогическом процессе детского сада.
Продукт проектной деятельности:
- Картотека по развитию познавательно-речевого и логического мышления детей.
- Рисунки по теме «Моя загадка»
- Книжки-малышки загадок.
- Презентация проекта на педсовете.
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный:
Изучение методической литературы.
Изучение теории и опыта работы других педагогов
Составление паспорта проекта.
Сбор материалов (подбор загадок, дидактического и методического оснащения проекта).
Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.
Выбор форм работы с родителями.
Выбор основных мероприятий.
Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.
Определение и формулировка ожидаемых результатов.
Анализ развивающей среды (оформление уголка «Золотой клубочек»)
Работа с детьми
Рассказ «История появления загадки», «Откуда пришла загадка?»
Беседы «Для чего нужны загадки», «Как отгадывать загадки», «Кто придумывает загадки».
Д/и «Загадки и отгадки», «Какой он – какая она?»
Отгадывание загадок разных народов.
Разучивание загадок.
Словесные игры «Рифмованные загадки», «Что я назвала лишнее», «Пара к паре», «Узнай предмет по описанию».
Рассматривание книжных иллюстраций.
Игра-драматизация по сюжетам знакомых сказок «Загадай и покажи!»
Наблюдение за окружающей природой.
Работа с родителями:
Памятка для родителей «В мире загадок»
Консультация «Игровые упражнения на классификацию и обобщение», «Как загадки развивают ребёнка»
Отгадывание вместе с детьми загадок, рассуждения о том, какие слова в загадке помогли ее отгадать.
Разучивание загадок с детьми.
2 этап –практический:
Разработка содержания по теме и практическая работа по ней.
Составление консультаций, бесед, рекомендаций.
Творческие задания для родителей и детей.
Работа с детьми:
Беседа «Какие бывают загадки?», «В чём польза загадок?» «Как придумать загадку».
НОД с использованием описательной загадки; загадки, основанные на отрицательном сравнении «Веселые загадки»
Словесные игры: «Чем похожи предметы», «Как сказать по-другому», «Скажи наоборот»,«Подбери похожий предмет», «ДА-НЕТ»
Д/и «Ассоциации», «Чудесный мешочек», «Золотой клубочек»
Д/упр. «Подбор эпитетов кпредмету», «Придумай загадку», «Составь загадку-отрицание».
Д/и на прогулке «Придумай загадку об увиденном предмете»
С/р игра «Магазин игрушек»
Игра «Крокодил» (уметь с помощью жестов показать загаданное слово)
Составление загадок по заданной модели.
Разучивание загадок.
Чтение С. Я. Маршака «Загадки», Э. Успенского, басен И. Крылова, Л. Толстого
Викторина «Ты мне загадку – я тебе»
Лепка и рисование отгадок к загадкам.
Экскурсия в библиотеку.
Работа с родителями:
Домашнее задание «Поиск интересных загадок».
Консультации для родителей «Роль загадки в развитии речи старших
дошкольников»
Изготовление папки-передвижки «Игры на досуге, чтоб не знали скуки».
Чтение детям художественных произведений, в которых используются
различные языковые средства выразительности. Беседа по прочитанному.
Подбор загадок для изготовления вместе с детьми книжку-малышку.
3 этап –обобщающий:
Отчет о реализации проекта.
Изготовление книжек-малышек.
Закрепить полученные знания о возникновении загадки, ее видах.
Презентация проекта «Страна загадок»
Результат:
В результате данного проекта предложенная детям идея осмыслена, принята и доведена до практической реализации. В ходе занятий они получили опыт творческой деятельности, представили и проанализировали полученный результат.
Проанализировав работу, можно сделать следующие выводы:
Все дети любят загадки, знают историю возникновения, различают виды, проявляют интерес к составлению загадок, большинство детей любит их загадывать и придумывать, могут самостоятельно или с помощью схемы и без неё составить загадку о любом предмете, каждый ребенок знает несколько загадок наизусть, может их загадать. Проявляют интерес, любознательность, активность.
Родители также были активными участниками проекта. Помогали в поиске информации о происхождении загадки. Выполняли творческие задания с детьми дома по изготовлению, поделок, рисунков, разучиванию с детьми загадок. Участвовали в подборке детских сборников загадок и изготовлении книжек-малышек.
Литература
1. Бородич А. М. Методика развития речи. - М., «Просвещение»,1981 г.
2. Гурэвич Л. М., Сомкова О. Н. Формирование приёмов умственной деятельности детей дошкольного возраста при отгадывании загадок // Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста. — Л., 1984.
3. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. — М. : Просвещение, 1981.
4. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) / Е. Кудрявцева // Дошкольное воспитание. - 1986.- № 9.
5. Сборник загадок (сост. М. Т. Карпенко).- М., «Просвещение», 1988 г.
6. Шульгина Е. В., Третьяк Н. Н. Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками. – Санкт-Петербург, «Детство-Пресс» 2011 г.
