МААМ-картинки

«Страна загадок». Проект познавательно-речевого развития детей подготовительной группы (4 фото)

Людмила Старостина
«Страна загадок». Проект познавательно-речевого развития детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность:

В настоящее время, когда в нашу повседневную жизнь прочно вошли телевидение, компьютер, интернет, наметилась тенденция дефицита речевого общения. Компьютерные игры заменили нашим детям непосредственное общение друг с другом.

«Страна загадок». Проект познавательно-речевого развития детей подготовительной группы

Подвижные игры, игры с правилами, сюжетно – ролевые игры, основанные на общении детей между собой, сохраняются еще лишь в детских учреждениях. Дети не хотят читать книги, а родителям не хватает времени для детей. Как следствие всего этого – речь наших детей оставляет желать лучшего: скудный словарный запас, пассивный словарь преобладает над активным, грамматический строй речи развивается медленно, страдает звуковая культура речи. Дети не умеют правильно выражать свою мысль, слабо формируют причинно-следственные связи, не развита наблюдательность и образное видение мира. А впереди школа!

Фото «Страна загадок»

Общеизвестна прямая взаимосвязь речи и мышления. К. Д. Ушинский считал, что главная цель в развитии речи – научить ребенка правильно выражать свои мысли, развивать его мыслительные способности; нужно приучать детей самостоятельно приобретать знания об окружающих предметах, формировать у них способность к наблюдению. В связи с этим К. Д. Ушинский рекомендовал разнообразные методы развития речи и мышления.

Отгадывание и придумывание загадок помогает активизировать речь и мышление ребенка, успешно решать задачи его всестороннего, гармоничного развития, что очень важно для подготовки к школе. Загадки обогащают словарь за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи. Использование загадок как метода и средства воспитания и обучения повысит эффективность работы с детьми по развитию речи и речетворческих способностей.

. Проект познавательно-речевого развития детей подготовительной группы - фото

Особенности содержания структуры загадки как литературного жанра позволят развивать логическое мышление детей и формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства и речи-описания. Это будет необходимая речевая тренировка у детей дошкольного возраста. В связи с этими обстоятельствами возникла необходимость создать проект «Страна загадок».

Тип проекта – познавательно-речевой, творческий, краткосрочный.

Участники проекта – дети подготовительной группы «Почемучки», воспитатели, родители.

Цель: Развивать познавательно-речевое мышление детей подготовительной группы посредством отгадывания и придумывания загадок.

Задачи:

• Развивать познавательную активность, любознательность через знакомство детей с историей возникновения загадок, их видов.

• Формировать у детей умение разгадывать и составлять загадку по схемам.

• Учить правильно и точно использовать в речи слова, обозначающие предметы, явления, действия; их свойства, качества, материал и его особенности.

• Формировать универсальные предпосылки учебной деятельности (умение слушать, воспринимать и выполнять инструкцию взрослого).

• Совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей, обобщать и активизировать словарный запас.

• Формировать умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

• Развивать творческие способности.

• Воспитывать интерес к самостоятельному сочинительству.

Предполагаемый результат:

- - Расширение знаний об окружающем мире, кругозора детей.

- Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.

- Освоение детьми правил отгадывания и составления загадок.

- Привлечение родителей к непосредственному участию в педагогическом процессе детского сада.

Продукт проектной деятельности:

- Картотека по развитию познавательно-речевого и логического мышления детей.

- Рисунки по теме «Моя загадка»

- Книжки-малышки загадок.

- Презентация проекта на педсовете.

Этапы реализации проекта:

1 этап - подготовительный:

Изучение методической литературы.

Изучение теории и опыта работы других педагогов

Составление паспорта проекта.

Сбор материалов (подбор загадок, дидактического и методического оснащения проекта).

Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.

Выбор форм работы с родителями.

Выбор основных мероприятий.

Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.

Определение и формулировка ожидаемых результатов.

Анализ развивающей среды (оформление уголка «Золотой клубочек»)

Работа с детьми

Рассказ «История появления загадки», «Откуда пришла загадка?»

Беседы «Для чего нужны загадки», «Как отгадывать загадки», «Кто придумывает загадки».

Д/и «Загадки и отгадки», «Какой он – какая она?»

Отгадывание загадок разных народов.

Разучивание загадок.

Словесные игры «Рифмованные загадки», «Что я назвала лишнее», «Пара к паре», «Узнай предмет по описанию».

Рассматривание книжных иллюстраций.

Игра-драматизация по сюжетам знакомых сказок «Загадай и покажи!»

Наблюдение за окружающей природой.

Работа с родителями:

Памятка для родителей «В мире загадок»

Консультация «Игровые упражнения на классификацию и обобщение», «Как загадки развивают ребёнка»

Отгадывание вместе с детьми загадок, рассуждения о том, какие слова в загадке помогли ее отгадать.

Разучивание загадок с детьми.

2 этап –практический:

Разработка содержания по теме и практическая работа по ней.

Составление консультаций, бесед, рекомендаций.

Творческие задания для родителей и детей.

Работа с детьми:

Беседа «Какие бывают загадки?», «В чём польза загадок?» «Как придумать загадку».

НОД с использованием описательной загадки; загадки, основанные на отрицательном сравнении «Веселые загадки»

Словесные игры: «Чем похожи предметы», «Как сказать по-другому», «Скажи наоборот»,«Подбери похожий предмет», «ДА-НЕТ»

Д/и «Ассоциации», «Чудесный мешочек», «Золотой клубочек»

Д/упр. «Подбор эпитетов кпредмету», «Придумай загадку», «Составь загадку-отрицание».

Д/и на прогулке «Придумай загадку об увиденном предмете»

С/р игра «Магазин игрушек»

Игра «Крокодил» (уметь с помощью жестов показать загаданное слово)

Составление загадок по заданной модели.

Разучивание загадок.

Чтение С. Я. Маршака «Загадки», Э. Успенского, басен И. Крылова, Л. Толстого

Викторина «Ты мне загадку – я тебе»

Лепка и рисование отгадок к загадкам.

Экскурсия в библиотеку.

Работа с родителями:

Домашнее задание «Поиск интересных загадок».

Консультации для родителей «Роль загадки в развитии речи старших

дошкольников»

Изготовление папки-передвижки «Игры на досуге, чтоб не знали скуки».

Чтение детям художественных произведений, в которых используются

различные языковые средства выразительности. Беседа по прочитанному.

Подбор загадок для изготовления вместе с детьми книжку-малышку.

3 этап –обобщающий:

Отчет о реализации проекта.

Изготовление книжек-малышек.

Закрепить полученные знания о возникновении загадки, ее видах.

Презентация проекта «Страна загадок»

Результат:

В результате данного проекта предложенная детям идея осмыслена, принята и доведена до практической реализации. В ходе занятий они получили опыт творческой деятельности, представили и проанализировали полученный результат.

Проанализировав работу, можно сделать следующие выводы:

Все дети любят загадки, знают историю возникновения, различают виды, проявляют интерес к составлению загадок, большинство детей любит их загадывать и придумывать, могут самостоятельно или с помощью схемы и без неё составить загадку о любом предмете, каждый ребенок знает несколько загадок наизусть, может их загадать. Проявляют интерес, любознательность, активность.

Родители также были активными участниками проекта. Помогали в поиске информации о происхождении загадки. Выполняли творческие задания с детьми дома по изготовлению, поделок, рисунков, разучиванию с детьми загадок. Участвовали в подборке детских сборников загадок и изготовлении книжек-малышек.

Литература

1. Бородич А. М. Методика развития речи. - М., «Просвещение»,1981 г.

2. Гурэвич Л. М., Сомкова О. Н. Формирование приёмов умственной деятельности детей дошкольного возраста при отгадывании загадок // Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста. — Л., 1984.

3. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. — М. : Просвещение, 1981.

4. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) / Е. Кудрявцева // Дошкольное воспитание. - 1986.- № 9.

5. Сборник загадок (сост. М. Т. Карпенко).- М., «Просвещение», 1988 г.

6. Шульгина Е. В., Третьяк Н. Н. Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками. – Санкт-Петербург, «Детство-Пресс» 2011 г.

Фото №1 Актуальность В настоящее время когда в нашу повседневную жизнь прочно вошли телевидение компьютер интернет наметилась тенденция дефицита речевого общения
Публикации по теме:

Дидактические игровые пособия для центра речевого развития детей второй младшей группыДидактические игровые пособия для центра речевого развития детей второй младшей группы Речь играет в жизни человека огромную роль. Она служит для общения, передачи информации и опыта, регуляции поведения и деятельности. В.

Консультация «Игра как средство познавательно-речевого развития воспитанников младшего возраста»Консультация «Игра как средство познавательно-речевого развития воспитанников младшего возраста» Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим.

Познавательно-исследовательский творческий проект «Страна фиалок» для детей 6–7 летПознавательно-исследовательский творческий проект «Страна фиалок» для детей 6–7 лет Проект "СТРАНА ФИАЛОК" Подготовил и реализовал проект воспитатель: Афанасьева Е. П. Тип проекта – познавательно-исследовательский (творческий).

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Страна загадок». Проект познавательно-речевого развития детей подготовительной группы
Опубликовано: 10 марта 2025 в 19:47
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Страна загадок». Проект познавательно-речевого развития детей подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Старостина (УИ 274275) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 марта 2025 среда
Вкусный праздник ананаса!
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД