Марина Аверьянова
Конспект ООД «Что за прелесть эти сказки!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Образовательная: познакомить детей со сказками А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о золотом петушке». Объяснить значение устаревших слов, встречающихся в сказках: «владения», «рать», «гонец», «ветхая», «невод», «неведомые», «витязь», «чреда», «темница», «светлица» и т. д. Показать, что Александр Сергеевич применял эти слова в своих стихах, чтобы сделать их более выразительными, чтобы донести до читателя дух русской старины. Учить детей находить рифмы к словам, понимать красоту поэзии Пушкина. Показать связь сказок поэта с народными сказками.
Публикация «Конспект ООД „Что за прелесть эти сказки!“» размещена в разделах
Воспитательная: воспитывать у детей интерес к творчеству Пушкина, любовь к его сказкам, развивать воображение детей, творчество, фантазию, говорить о том, какие нравственные уроки мы можем вынести из каждой сказки, прочитанной нами, и какова мораль каждой из них.
«Сказка о рыбаке и рыбке» — алчешь чужого, потеряешь все.
«Сказка о золотом петушке» — долг платежом красен.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает.
Объяснить детям смысл пушкинских строк, которые стали крылатыми фразами:
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Коррекционная: учить детей применять образные выражения, синонимы, привить
стремление соблюдать чистоту русского языка.
Предварительная работа:
- Чтение сказок А. С. Пушкина, беседы о значении старославянских слов.
- Лепка на пластине.
- Рисование иллюстраций к любимым сказкам: «Орешек для белочки», «Золотая рыбка», «Царевна лебедь».
- Просмотр мультфильмов: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его балде».
- Рассматривание репродукций к сказкам.
- Рассматривание книг.
- Дидактические игры: «Что перепутал сказочник», «Верни предмет в сказку», лото «Собери героев», «Сложи сказку», «Лукоморье».
Ход занятия.
Дети под музыку входят в зал и садятся на стульчики.
Ведущая обращает внимание на портрет А. С. Пушкина (доска).
Вед. : Дети посмотрите на этот портрет. Вы знаете, кто это? (А. С. Пушкин). Правильно это замечательный русский поэт А. С. Пушкин. Давно его с нами нет, но память о нем живет в народе, его стихи, сказки с детства знают и любят.
Реб. : Сказки Пушкина мы знаем,
Любим очень и читаем.
Изучаем наизусть-
В них живет наш русский дух.
(На экране книга сказки Пушкина)
Вед. : Сказки А. С. Пушкина учат добру, любви, послушанию. В его сказках всегда побеждает добро, а злые деяния, жадность, легкомыслие наказываются.
Все сказки Пушкина немного волшебные и берут своё начало у Лукоморья.
Стих.
Александр Сергеевич с детства сам слышал много сказок и песен от своей няни. Как звали няню А. С. Пушкина? (Арина Родионовна)
(На экране портрет няни)
-Няня поэта, Арина Родионовна была искусной рассказчицей, знала множество сказок, поговорок и пословиц.
«Мастерицей ведь была. И откуда что брала!
А куды разумны шутки, приговорки, прибаутки,
Небылицы, былины Православной старины,»-вспоминал о ней А. С. Пушкин.
Арина Родионовна очень любила маленького Сашеньку.
(На экране портрет маленького Сашеньки)
И заботилась о нем, и он ее очень любил и ласково называл «Мамушка». Часто по вечерам Арина Родионовна рассказывала ему свои сказки.
В зал входит Арина Родионовна, кланяется всем.
Няня: Здравствуйте, мои разлюбезные! Расскажу я вам о тех временах, когда Александр Сергеевич был еще совсем малым дитятей.
(На экране природа)
Поведу, бывало, Сашеньку гулять, да о каждой птичке, о каждом деревце, цветочке ему рассказываю, радуюсь вместе с ним. Какая вокруг красота! А то и песенку ему спою, а он подпевает. Давайте и мы с вами послушаем народную песню.
(Прослушивание песни)
Няня: Понравилась вам песня ребята? Хорошо мы с вами послушали, молодцы. А как любил Сашенька сказки, слушает, не шелохнется, а когда вырос, сам стал сказки сочинять. Хотите послушать его сказки?
Дети: Хотим!
Няня: Ну что ж, слушайте сказку и помогайте ее рассказывать.
(Садится за прялку, зажигает на столе свечку)
Три девицы по окном
Пряли поздно вечерком
1 дев. : Как бы я была царицей,-
Няня: Говорит одна девица,-
1 дев. : То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир
2 дев. : Кабы я была царицей
Няня: Говорит ее сестрица,-
2 дев. : То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна.
3 дев. : Кабы я была царицей
Няня: Третья молвила сестрица,-
3 дев. : Я б для батюшки царя
Родила богатыря.
(Картинка: царь подслушивает)
Няня: (показывая жестом руки) Царь женился на меньшой, а сестрам сказал: «Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха» (девицы садятся). Вскоре он уехал воевать, а ткачиха с поварихой, сватья бабой Бабарихой очень завидовали царице и решили ее погубить. Сколько они зла
причинили ей! Бедную царицу посадили в бочку и бросили в море.
(Звучит фрагмент «Море» (музыка Римского-Корсакова)
(Картинка «Море»)
Царевич: Ты, волна, моя волна!
Ты гуллива и вольна
Плещешь ты куда захочешь
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Поднимаешь корабли-
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!
Няня: И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
(Картинка берег, город)
Царевич: Вижу город я большой
Стены с частыми зубцами
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
Няня: Много чудес было в том городе: стихи (Картинки) Царевна-лебедь, тридцать три богатыря, белка-затейница.
Реб. : Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые.
Ядра-чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
Няня: Ай-да, белка, ай-да затейница! Узнали сказку? Как она называется?
Дети: Сказка о царе Салтане.
Няня: Каким только уловкам не прибегали ткачиха с поварихой, сватья бабой Бабарихой, но добро победило и царь Салтан все таки встретился с сыном и со своей женой царицей, а ткачиха с поварихой, сватья бабой Бабарихой разрыдались и во всем признались. Царь Салтан проявил милосердие и отпустил их домой. Не устали слушать сказку?
Дети: Нет.
Няня: Расскажу вам еще одну сказку А. С. Жил старик со своею старухой у самого синего моря. О какой сказке идет речь?
(Картинка)
Дети: Сказка о рыбаке и рыбке.
Няня: Молодцы, узнали сказку. Ребята, а вы хорошо знаете эту сказку? А сейчас мы проверим, поиграем в игру «Рыбкины секреты».
Игра «Рыбкины секреты» (Картинки)
Вопросы рыбки:
1. Сколько лет жили старик со старухой? (30 лет и 3 года)
2. Где они жили? (у самого синего моря)
3. Чем ловил старик рыбу? (неводом)
4. Сколько раз бросал невод старик? (3 раза)
5. Что поймал старик в первый раз? (тину)
6. Что поймал во второй раз? (траву морскую)
7. Назовите первое желание старухи? (корыто)
8. Как называла в гневе старуха старика? (дурачина ты, простофиля)
9. Старик добрый, а старуха… (злая)
10. Старуха строптивая, а старик… (покорный)
11. Как называл старик золотую рыбку? (государыня рыбка)
Няня: Молодцы ребята все рыбкины секреты отгадали.
Няня: И все желания старухи выполняла рыбка, а ей все мало. Захотелось ей быть владычицей морскою, и чтоб служи ей рыбка золотая, и была у нее на посылках.
(Картинка-сидит старуха у разбитого корыта)
Вед. : Ребята почему старуха осталась с разбитым корытом?
Дети: Она жадная, грубая и злая. И была наказана за это.
Вед. : Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Алчешь чужого-потеряешь все! (Не желай чужого).
Няня. -А вы знаете другие сказки А. С. Пушкина?
Дети: Да!
Няня: Сейчас узнаем.
Игра «Узнай сказку по обложки книги»
- Посмотрите внимательно на книгу и назовите сказку. Ведущий. - наши ребята могут назвать сказку и по отрывку.
Игра.
Няня: Ну что, детишки милые, понравились вам сказки? А теперь мне пора в путь-дорожку, до свидания, спасибо за сердечный прием. (Выходит).
Вед. : Да, удивительные сказки писал А. С. Пушкин, мы с вами читали, а узнаете ли вы эту сказку?
(Видеоотрывок из сказки «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).
Как называется сказка? А счастливый ли конец у этой сказки? Да, и в этой сказке победило добро, великая сила любви, желание помочь человеку, попавшему в беду, вера в светлое, доброе. Конечно, мы побывали не во всех сказках А. С. Пушкина, но ваше путешествие может продолжиться с помощью вот этой книги.
(Показывает книгу)
Реб. : Сказки сердце согревают,
На душе от них светло!
Там печали не бывает,
Победит всегда добро!
Вед. : С добрым, светлым чувством настроенья мы заканчиваем нашу встречу со сказками А. С. Пушкина. Поблагодарим гостей за то что они разделили с нами радость встречи с волшебными сказками великого русского поэта А. С. Пушкина.