Елена Тураева
Проект «Что за прелесть эти сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 10 «Сказка» комбинированного вида
Проект
«Что за прелесть эти сказки»
(Старшая группа компенсирующей направленности)
Разработала: воспитатель Е. П. Тураева
г. Шарыпово 2015 г.
Вид проекта : информационно - творческий, групповой, долгосрочный
(с 15.09.2015 по 15.05. 2016г.).
Участники проекта : дети старшей группы компенсирующей направленности, педагоги, родители воспитанников.
Публикация «Проект „Что за прелесть эти сказки“» размещена в разделах
Проблема: Как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.
В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т. к. он является своеобразным читателем. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.
Актуальность: На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
В группе был проведён опрос детей и родителей с целью определения степени влияния книг на формирование нравственных представлений детей, которое показало, что 80 % детей и родителей группы отдают предпочтение просмотру телевизора и играм на компьютере. Только 20 % из опрошенных отдали предпочтение чтению книг. Все эти факты послужили разработке данного проекта.
Нам необходимо найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.
Цель: Способствовать формированию устойчивого интереса ребёнка к литературе, к чтению и сочинению сказок.
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.
Интеграция детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование, изобразительная.
Задачи:
Дети:
- продолжать знакомить со сказками;
- способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
- воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
- обогащать и расширять словарный запас детей.
- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
- развивать артистические способности;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- формировать навыки сотрудничества;
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;
Родители:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Методы
• Чтение разных сказок.
• Рисование детьми героев сказок.
• Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
• Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
• Самостоятельное составление сказок.
• Рассказывание сказок собственного сочинения.
• Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения.
• Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
• Загадки о сказках, героях сказок.
• Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ по сочинению и иллюстрированию собственных сказок.
План реализации проекта.
Этапы
I Подготовительный
Содержание
1. Составление плана реализации проекта и изучение методической литературы.
2. Опрос родителей «Место книги в вашей семье»
3. Беседа с детьми «Моя любимая книга»
4. Оформление книжного уголка в группе
Задачи:
1. Познакомить педагогов и родителей с проектом.
2. Изучить мнение всех участников образовательного процесса по проблеме.
3. Подобрать методическое обеспечение проекта
4. Пополнить фонд детской литературы в группе.
II Основной
Содержание:
1. Оформление альбома сказок собственного сочинения с иллюстрациями детей и родителей.
2. Проведение занятия «В стране героев».
3. Выставка детских рисунков «Мой любимый сказочный герой»
4. Составление памятки для родителей «Примерный список детской художественной литературы для домашнего чтения»
5. Консультация для родителей «Книга в жизни ребенка».
Задачи:
1. Разработать перспективный план-конспект занятия.
2. Разработать памятку для родителей «Книга в жизни ребенка». Рассказать о роли книги в жизни детей.
3. Развивать у детей умение сочинять сказки и отражать содержание сказки в рисунке; развитие творческого воображения.
4. Привлекать родителей к работе над проектом.
III Заключительный
Содержание:
1. Проведение родительского собрания форме «литературной гостиной».
2. Оформление альбома сказок, которые сочинили сами дети с помощью родителей «Что за прелесть эти сказки»
3. Подведение итогов
Проведение литературной викторины «В гостях у сказки».
Задачи:
1. Изучить отношение всех участников образовательного процесса к проекту.
2. Обобщить и распространить семейный опыт по формированию устойчивого интереса детей к книгам и к сочинению собственных сказок.
Предполагаемый результат:
• Повышение интереса детей к художественной литературе.
• Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого развития ребёнка.
• Возрождение домашнего чтения.
• Позитивные изменения в речи детей.
• Обобщение и распространение семейного опыта.
Используемая литература.
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2. Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 1991, №4, 2011.
3. Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2010.
4. Михайлова А. Я. «Современный ребёнок и сказка : проблемы диалога»
-М., 2002 г.