Никитина Ирина Викторовна
Оценка качества образования в дошкольном образовательном учреждении с нарушением опорно-двигательного аппарата
▼ Скачать + Заказать документы
Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение качества современного образования, в том числе и дошкольного. В последние годы в России идет тенденция к увеличению количества детей, имеющих нарушения в развитии, поэтому важно предоставить детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) равных условий для получения качественного образования. Среди детей с ОВЗ особую группу составляют дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА).
Публикация «Оценка качества образования в дошкольном образовательном учреждении с нарушением опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
МДОУ «ЦРР - детский сад № 102» г. Магнитогорска реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата. Наше дошкольное учреждение посещают дети, имеющие различные двигательные нарушения. Контингент воспитанников неоднороден как в клиническом, так и психолого-педагогическом отношении. Отклонения в двигательном развитии у детей отличаются значительным разнообразием и степенью выраженности: от легких нарушений до более тяжелых. Помимо основного, ортопедического, диагноза наши воспитанники часто имеют ряд сопутствующих заболеваний, что приходится учитывать при организации педагогического процесса, развивающей предметно-пространственной среды.
Наиболее распространёнными ортопедическими заболеваниями у обучающихся ДОУ являются плоско-вальгусные стопы, нарушения осанки, вальгусная установка стоп, деформация грудной клетки, кривошея, косолапость, деформации конечностей и т. д. Относительно большую группу составляют дети-инвалиды, в основном, это воспитанники с детским церебральным параличом.
Оценивать качество образования детей с НОДА можно по следующим показателям:
организационное обеспечение;
материально-техническое обеспечение;
организационно-педагогические условия;
программно-методическое обеспечение образовательной деятельности;
психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;
кадровое обеспечение.
Организационное обеспечение
Организационное обеспечение детей с ОВЗ, в том числе и с НОДА, прежде всего, базируются на нормативно-правовой базе. Создание специальных условий должно обеспечить реализацию образовательных прав.
Материально-технические обеспечение
Материально-технические условия реализации индивидуальной образовательной программы должны обеспечить соблюдение: санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с НОДА, обучающихся в учреждении; обеспечение возможности для беспрепятственного доступа детей к объектам инфраструктуры образовательного учреждения; обеспечение социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с НОДА В нашем дошкольном учреждении оборудованы спортивный зал, массажный кабинет, музыкальный зал, кабинеты психолога, логопедов и дефектологов. В рамках муниципальной программы «Безбарьерная среда» на территории ДОУ отремонтированы подъездные пути и у центрального входа в здание установлен пандус с поручнями.
Организационно-педагогические условия
Эти условия ориентированы на полноценное и эффективное получение образования всеми воспитанниками образовательной организации, реализующей инклюзивную практику. Непосредственно в рамках образовательного процесса должна быть создана атмосфера эмоционального комфорта, взаимоотношений в духе сотрудничества, формирование у детей толерантного отношения к сверстникам с тяжелой патологией. В учреждении применяются адекватные возможностям и потребностям воспитанников современные технологии, методы, приемы, формы организации учебно-воспитательной работы. А также адаптированы имеющиеся и разработаны новые учебные и дидактические материалы для детей с НОДА.
Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса
Программно-методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса отражается в следующих документах: адаптированной общеобразовательной программе, индивидуальных образовательных маршрутах, коррекционных программах. Данные нормативные документы должны быть направлены на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с НОДА и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы.
Адаптированная образовательная программа (АООП)— это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Программно-методическое обеспечение, являясь одним из условий реализации АООП, ориентировано на возможность постоянного и устойчивого доступа всех субъектов образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией АОП, планируемыми в ней результатами, в целом - организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования в группах компенсирующей направленности, созданных для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата закреплена в Уставе учреждения.
Психолого-педагогическое сопровождение детей
Одним из условий успешной реализации практики инклюзивного образования является обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении. Внутри учреждения организована деятельность специалистов в форме психолого-медико-педагогического консилиума, работа с детьми-инвалидами осуществляется согласно разработанным индивидуальным образовательным маршрутам. Также для родителей и педагогов функционирует консультационный пункт.
Кадровое обеспечение
В штатном расписании учреждения предусмотрены ставки таких специалистов, как педагог-психолог, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, врач невролог, врач ортопед, массажисты.
Что же касается индивидуально-ориентированных условий для детей с НОДА, то здесь необходимо:
соблюдать ортопедический режим;
осуществлять профессиональную подготовку и/или повышение квалификации педагогов в работе с детьми с ОВЗ;
соблюдать рекомендации лечащего врача по определению режима, нагрузок, организации образовательного процесса (организация режима дня, режима ношения ортопедической обуви, смены видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т. д.);
осуществлять работу по формированию навыков самообслуживания и гигиены у детей с двигательными нарушениями;
оказывать помощь по коррекции нарушенных функций организма;
подбирать мебель, соответствующую потребностям детей;
предоставлять ребенку возможность передвигаться по учреждению тем способом, которым он может, и в доступном для него темпе;
проводить целенаправленную работу с родителями детей с НОДА, обучать их доступным приемам коррекционно-развивающей работы;
привлекать персонал, с целью оказания физической помощи детям при передвижении по Организации, принятии пищи, пользовании туалетом и др.
Таким образом, от показателей оценки качества образования для ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависят процессы его социализации, адаптации и интеграции в обществе в целом. Важно подходить к этому вопросу рационально, с тщательным продумыванием.
Список литературы
1. Веракса, Н. Е., Комарова, Т. С., Васильева, М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. - Мозаика-Синтез, Москва, 2014.
2. Волосовец Т. В., Кутепова Е. Н. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
3. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М. : «Академия».
4. Модель системы комплексного сопровождения инклюзивных форм обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (27-28 ноября 2014 года)/ под науч. ред. Т. В. Машаровой, С. В. Алехиной, И. А. Крестининой; ИРО Кировской области. – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2014 – 577 с.
5. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования, кандидат педагогических наук Артюшенко Н. П. Научная библиотека диссертаций и авторефератов.