Денисенко Сергей Владимирович
Оценка деятельности ДОО по развитию двигательной одарённости детей
▼ Скачать + Заказать документы
Под двигательной одаренностью детей понимается сочетание врожденных
антропометрических, морфологических, психологических, физиологических и
биохимических особенностей человека, однонаправленно влияющих на успешность какого-либо вида деятельности.
Как же выявить ребёнка, обладающего двигательной одарённостью?
Согласно Федеральной программе «Одаренные дети», при оценке одаренности
ребенка необходимо брать за основу пять основных критериев выделения видов одаренности :
1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
Публикация «Оценка деятельности ДОО по развитию двигательной одарённости детей» размещена в разделах
2. Степень сформированности.
3. Форма проявлений.
4. Широта проявлений в различных видах деятельности.
5. Особенности возрастного развития.
Говоря о видах деятельности ребенка, обычно предполагают пять основных видов
деятельности людей :
— практическую;
— познавательную;
— художественно-эстетическую;
— коммуникативную;
— духовно-ценностную деятельность.
В практической деятельности можно выделить одаренность :
— в ремеслах;
— спортивную;
— организационную.
Типы одаренности (по М. Карне) :
• интеллектуальная одаренность;
• академическая одаренность;
• творческая (креативная) одаренность;
• лидерская (коммуникативная, социальная)одаренность;
• художественная одаренность;
• моторная (двигательная) одаренность.
Дошкольник, одаренность которого проявляется в двигательной сфере, чаще всего:
• увлечен деятельностью, связанной с участием общей и мелкой (кистей рук)
моторики;
• опережает своих сверстников в развитии двигательных навыков;
• имеет хорошую зрительно-моторную координацию (осуществление
координированных движений под контролем зрения);
• с удовольствием участвует в физкультурных занятиях (любит бег, прыжки и т. д.);
• с удовольствием занимается в спортивных секциях;
• обладает большой физической выносливостью.
• постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
• в свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей,
футбол, баскетбол и т. д.).
• энергичен, все время хочет двигаться, спит меньше обычного
• обладает широким диапазоном движений (от медленного к быстрому, от
плавного к резкому).
• обладает исключительной для своего возраста физической силой, гибкостью,
выносливостью, имеет хороший уровень развития основных двигательных
навыков.
• смел, не боится синяков и шишек, любит спортивные игры и всегда в них
выигрывает.
• ловко управляется с коньками, лыжами, ракетками, мячами и клюшками
• практически никогда всерьез не устает, если занят любимым дело
Целью психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с
проявлением двигательной одаренности, является создание в дошкольном образовательном
учреждении условий для индивидуального развития способностей. Для этого обеспечивают
привлечение специалистов по физической культуре и спорту разного и узкого профиля;
осуществляют учет особенностей разных свойств темперамента детей в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.
На экране представлен поэтапный алгоритм сопровождения двигательно-одаренных
детей, предложенный группой учёных Л. Г. Матвеевой, И. В. Выбойщик, Д. Е. Мякушина, Н. О.
Березина, И. П. Лашнева.
Первый этап работы психолого-педагогического сопровождения – диагностический.
Инструктор по физической культуре и служба психолого-педагогического сопровождения
дошкольного образовательного учреждения, выявляют детей с проявлением двигательной
активности. Инструктор по физической культуре с помощью тестов на определение уровня
физической подготовленности выявляет ведущие физические качества детей. Помогает ему в
этом медицинский работник, определяя тип телосложения по антропометрическим
показателям (рост и вес ребенка). Тем самым появляется информация для сравнительного
анализа показателей физической подготовленности, проявления приоритетных ведущих
физических качеств у детей с их природными задатками.
Второй этап – привлечение родителей. Социальный педагог с помощью
анкетирования выявляет родителей, имеющих спортивное образование, спортивные разряды,
для дальнейшего привлечения их в образовательный процесс физического воспитания и
оздоровления детей дошкольного учреждения. Педагоги и родители должны суметь увидеть
все особенности ребенка, выявленные на данном этапе и определить его способности и
предрасположенность к тому или иному виду спорта.
Третий этап – подготовительный. Он направлен на дальнейшее физическое развитие
и спортивное совершенствование двигательных знаний, умений и навыков детей по
индивидуальному плану для каждого ребенка.
Четвертый этап – развивающий. Данный этап направлен на обеспечение гармонии
личности и интеллекта двигательно-одаренных детей. Этот этап организуется инструктором
по физической культуре совместно с психологом в период подготовки к соревнованиям.
Сущность любого вида спорта заключается в соревновании. Уже в дошкольном
возрасте, детям приходится участвовать в различных соревнованиях и фестивалях.
Соревнования – это важный момент в жизни спортивно одаренных детей, где подводятся
итоги и результаты, что, безусловно, является стрессовым фактором. На практике
приходилось наблюдать такую картину, когда на учебно-тренировочных занятиях дети
выдают отличные результаты, а на соревнованиях – далеко не самые лучшие. Причиной
является психоэмоциональное напряжение, которое возникает в виде сильного волнения,
тревоги или страха. Чтобы сделать из двигательно-одаренных детей спортсменов, нужны
систематические тренировки по развитию их физических качеств. Но, также не менее важны
и психологические качества – целеустремленность, настойчивость, терпение, уверенность в
себе, правильный настрой, концентрация внимания, умение управлять эмоциональным
состоянием.
На этапе подготовки детей к соревнованиям происходит изучение личностно-волевой
сферы детей. Уделяется большое внимание психологической подготовке детей к предстоящим
соревнованиям, выявляются дети тревожные, эмоционально неустойчивые. С этими детьми
психолог проводит специальные занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы. Также
со всеми детьми с проявлением двигательной одаренности одного паспортного возраста,
организуются специальные занятия на сплочение детского коллектива. Это связано с тем, что
в одной команде могут быть дети из разных групп дошкольного образовательного
учреждения, и, оказавшись вместе, они могут испытывать дискомфорт. Новая стрессовая
обстановка в условиях соревнований, новые товарищи могут неблагоприятно повлиять на
успешность детей. Чтобы дети комфортно чувствовали себя в условиях соревнований, чтобы
их ничего не отвлекало, нужно их адаптировать к новой среде.
На пятом этапе происходит осуществление контроля за процессом, качеством и
сроками работы с детьми, проявляющими двигательную одаренность.
Таким образом, для получения положительного результата от работы с двигательно-одаренными детьми, следует учитывать ряд условий, в том числе особенности процесса
обучения, воспитания, тренировки и подготовки к соревнованиям. Главным принципом
работы с одаренными детьми является принцип создания условий и предоставления
возможностей для предметной творческой деятельности. То есть, необходимо создание
предметно - развивающей среды, где одаренность ребенка могла бы проявиться, прежде всего,
через мотивацию к деятельности с последующим достижением значимых для него
результатов.
Список литературы
Баркан А. И. Ребенку хорошо в детском саду. Как этого добиться. М. : Олма Медиа
Групп, 2015. 176 с.
Гальтон Ф. 1996. Наследственность таланта. Законы и последствия. М.
Доман Г. 1996. Гармоничное развитие ребёнка : как развивать умственные и
физические способности ребёнка. М.
Озеров В. П. Формирование психомоторных способностей у школьников. Кишинев:
Лумина, 1989. 112 с.
Петьков В. А., Баранникова Е. А. 2008. Педагогическая поддержка развития личности
дошкольников // Культурная жизнь Юга России. № 2. С. 58-60.
Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные
психологические труды; под ред. М. Г. Ярошевского. М. : Московский психолого-социальный
ин-т; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2009. 638 с.
Фарфель В. С. 1977. Двигательные способности // Теория и практика физической
культуры. № 12. С. 27-29.
Шебеко В. Н. Формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами
физической культуры : дис.. докт. пед. наук: 13.00.02. Москва. 2011. 318 с.