Наталья Прокопьева
Профилактика плоскостопия как одна из форм здоровьесбережения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени.
Плоскостопие является одним из распространённых заболеваний опорно-двигательного аппарата. Статистика показывает, что в последние годы у современных детей наблюдается тенденция к увеличению количества случаев нарушения опорно-двигательного аппарата, в том числе развития плоскостопия.
Публикация «Профилактика плоскостопия как одна из форм здоровьесбережения дошкольников» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Массажные коврики, дорожки здоровья
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Существует широко распространенное мнение, что плоскостопие у детей до 6 лет является физиологическим и не требует коррекции. Однако это мнение ошибочно. Именно до 5-6 лет, когда не закрыты точки окостенения, легче исправить и предупредить развитие деформации стоп. Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уменьшением или отклонением внутреннего продольного свода стопы и наклоном пятки внутрь.
Работа по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата детей должна планироваться ежедневно, в системе, в различных формах физкультурно-оздоровительной деятельности. В нашем образовательном учреждении вопрос профилактики плоскостопия у воспитанников стоит не менее остро. В связи с этим возрастает значение организации профилактической направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения, где ребенок находится практически ежедневно и где имеется возможность обеспечить регулярность воздействия на формирование стоп. Этим определяется актуальность поиска средств профилактики плоскостопия у детей.
Целью моей деятельности является систематизация физкультурно - оздоровительной работы по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста.
Нам необходим положительный результат поэтому важна систематичность занятий и комплексный подход. В связи с этим мной организованна еженедельная специальная деятельность по профилактике плоскостопия, специальные упражнения включаются в двигательную игровую деятельность, утреннюю гимнастику, гимнастику после сна. Известно, что без многократного повторения формировать двигательный навык у ребёнка невозможно, но работа, требующая точных движений, быстро утомляет детей. Традиционные упражнения: ходьба на пятках, носках, наружном крае стоп, согнув пальцы и т. д. используемые педагогами для профилактики плоскостопия во время утренней гимнастики, физкультурных занятий или после сна во время закаливающих мероприятий малопривлекательны для ребёнка. Поэтому я использую игровые приёмы, которые позволяют в увлекательной форме способствовать укреплению и повышению тонуса мышц свода стопы.
Основной целью проведения этих игровых упражнений являются:
—соблюдать профилактику плоскостопия;
— проводить закаливание детей;
— подводить детей к сознательному умению быть здоровыми, внимательными
— учить освобождаться от стрессов, перенапряжения.
Эти упражнения я провожу босиком в комфортной для ребёнка обстановке. Их можно использовать, как компонент оздоровительной деятельности, а также в процессе режимных моментов (перед сном, перед прогулкой, приёмом пищи) или в качестве индивидуальных заданий. Многие игровые упражнений позволяют ребёнку увидеть результаты своей деятельности, что немаловажно для ребёнка дошкольного возраста.
Игровые упражнения, направленные на профилактику плоскостопии у детей дошкольного возраста.
Цель: укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы.
Игровое упражнение «Поймай мячик».
Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением мячиков.
Выполнение: пальцами ног необходимо захватить и удерживать крышку, перемещая её на лист картона с изображением мячиков (поочерёдно левой и правой ногой). Закрыть крышкой мячик.
Игровое упражнение «Сложи фигуру».
Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением геометрических фигур разного размера и цвета.
Выполнение: сидя или стоя пальцами ног правой и левой ноги необходимо выкладывать на карточку крышки составляя геометрические фигуры.
Игровое упражнение «Новогодняя ёлочка».
Оборудование: контейнеры и мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов», лист картона с изображение ёлки.
Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо захватить контейнер от киндер-сюрпризов и выложить ёлку, затем пальцами ног украсить ёлочку мелкими игрушками.
Игровое упражнение «Башенка».
Оборудование: кубики.
Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо удерживать кубик и выстроить башенку.
Игровое упражнение «Солнышко» (коллективное).
Оборудование: пуговицы разного размера.
Выполнение: пальцами ног дети выкладывают из пуговиц солнышко.
Игровое упражнение «Уберём игрушки»
Оборудование: мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов»
Выполнение: пальцами ног собрать игрушки в определённое место.
Игровое упражнение «Сварим суп из макарон».
Оборудование: обруч, поролоновые палочки.
Выполнение: дети по команде педагога перекладывают пальцами ног поролоновые палочки (макароны) из обруча в заданное место.
Игровое упражнение «Снежки».
Оборудование: по несколько бумажных салфеток на каждого ребёнка, обруч.
Выполнение: по сигналу педагога дети сминают салфетку пальцами ног (делают снежки) и бегут, держа салфетку пальцами ног стараясь не уронить его до обруча. Кто больше сделает снежков.
Игровое упражнение «Эстафета с палочкой».
Оборудование: палочки дл. 20 см
Выполнение: дети делятся на 2 команды, встают в одну линию близко друг к другу. Первые дети берут палочку пальцами ног и передают её следующему участнику, стараясь не опускать её на пол. Побеждает та команда, которая быстрее передаст палочку, не уронив её на пол.
С целью сформировать у детей потребность в здоровом образе жизни разработан блок познавательной деятельности на темы: «Уроки Айболита», «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» и др., включающий беседы о бережном отношении к своему телу, о пользе занятия спортом.
Для родителей наших воспитанников я провожу практикумы, в ходе которых они имеют возможность не только увидеть различные комплексы упражнений, но и опробовать их сами, а также познакомиться с нестандартным оборудованием, которое можно изготовить в домашних условиях самостоятельно из подручных средств (массажные коврики из пуговиц, крышечек, колечек, с наполнителем из крупы и другого природного материала, следовые дорожки, мелкие игрушки, камушки, веревочки, используемые для захвата пальцами ног и т. д.). На таких занятиях родителям предлагаются памятки с комплексами специальных упражнений: «Утята», «Гибкий носок», «Обезьянки» и т. д., что позволяет более остро обратить внимание родителей на проблему плоскостопия и, тем самым, вовлечь их в этот важный процесс на пути к здоровью собственного ребенка.
Работу в данном направлении я веду с 2014 учебного года по настоящее время. За этот период мне удалось привить детям интерес к корригирующим упражнениям, расширить предметно-развивающую среду, изучить новую для себя литературу по проблеме профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста. А самое главное, что прослеживается положительная динамика в состоянии стоп воспитанников моей группы.