Любовь Асташина
Технологии развития зрительно-двигательной координации дошкольников с нарушением зрения в рамках сотрудничества с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
"Современные технологии в развитии зрительно-двигательной координации дошкольников с нарушением зрения в рамках сотрудничества с родителями"
Работая с детьми с ОВЗ, в соответствии с ФГОС, и имея целью подготовку детей к инклюзивному образованию,мы пришли к необходимости поиска современных эффективных форм взаимодействия с семьями детей с ОВЗ для успешной подготовки к школе, а именно, для развития у детей зрительно-двигательной координации (ЗДК).
Темочки:
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Развитием ЗДК у дошкольников со зрительной недостаточностью я занимаюсь на протяжении 10 лет. Так как у детей с нарушением зрения возникают трудности зрительно-двигательного процесса, задерживается становление ЗДК, сложно идет подготовка руки к письму - всё это отражается на успешности обучения в школе.
Сегодня семейное воспитание признано ведущим. А одна из главных задач, обозначенная ФГОС,– сделать семью надежным партнером образовательной организации в решении вопросов воспитания детей, коррекции их развития, включения детей в социум, становления их полноценными личностями.
Наша образовательная организация считает важным не ограничиваться партнёрскими отношениями, а включить семью в многообразный мир детства, чтобы неравнодушные члены семьи стали активными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Мы познакомили родителей с результатами обследования зрительного восприятия, координации и зрительно-моторной памяти у детей. За круглым столом родителей и специалистов, врача-офтальмолога, мамы и папы сами отметили особенности координации и моторной памяти своих детей: тремор, «рваное» резание ножницами, снижение зрительного контроля, частые возвратные движения глаз, трудность удержания в поле зрения ориентира. Дети с трудом находили точку начала письма, сбивались со строки, с ритма узора, забывали количество клеток и направление письма. Проблема детей стала нашей проблемой.
ЗДК обеспечивается и качеством зрительного восприятия и сохранного моторного компонента, поэтому в своей работе мы опирались на физиологические механизмы, которые отражены в работах М. И. Земцовой. Она считает, что «огромные возможности компенсации зрительной недостаточности основываются на сохранных корковых механизмах с помощью которых, при опоре на зрительный, кожный, слуховой, двигательный и другие сохранные механизмы, образуются сложные функциональные связи».
Так же за основу мы брали работы И. М. Сеченова, который предвидел важную роль двигательной проекционной области. Именно И. М. Сеченову принадлежат слова о том, что «20 двигательных связей сильнее, чем 20 зрительных».
Рассматривая двигательные связи как компонент моторной памяти, мы выяснили, что ЗМП представляет собой один из важнейших механизмов ЗДК.
А. А. Люблинская указывала, что «5-7-летний возраст – сензитивный период для развития многих двигательных способностей». Использование благоприятного периода в развитии ЗДК, опора на сохранные механизмы, а так же разнообразные формы взаимодействия с родителями помогают решить нашу проблему.
Работа строилась в 2-х направлениях:
1. С детьми
2. С детьми и родителями
Важно: научить каждого ребенка осознанно использовать свое остаточное зрение и сохранные анализаторы с целью обогащения чувственного опыта, запечатления его в звеньях памяти, что будет способствовать развитию ЗДК.
Какие же приемы коррекционно-педагогического процесса ориентируют ребенка на использование сохранных анализаторов и зрительно-моторной памяти (ЗМП? Кратко представим некоторые из них.
Для детей со сниженным зрительным восприятием и ЗДК, которым требовалась существенная помощь и научение, мы применили
*приём опосредованного запоминания. Например, ребёнок писал графические элементы, сравнивая движения руки со знакомым ему движением :«как будто я сматываю клубок, завязываю узелки, вращаю педали».
Для детей со средними критериальными показателями, которым необходима стимулятивная поддержка педагога, мы использовали
*прием развития соощущений, который помогает связать в единое целое зрительные, двигательные, слуховые ощущения (например, при обследовании цифр, геометрических фигур из бархатной бумаги) и, затем, дети опознают их на ощупь.
Для детей с высокими критериальными показателями, которые активны и самостоятельны в познавательной деятельности, мы применили
*приём многопланового обследования – это представление движений через обведение указкой, пальцем по шершавой поверхности, широкое прорисовывание в воздухе одной или обеими руками, а затем самостоятельное рисование. Рисование двумя руками одновременно развивает межполушарное взаимодействие, координацию движений, что расширяет функциональные возможности мозга ребенка. Несмотря на сложность заданий, дети с желанием осваивали данную технику, сами отмечали, что становятся более умелыми, координированными, перестают дрожать руки.
Наше второе направление – это работа с детьми и родителями. Работая в рамках региональной инновационной площадки по теме «Разработка моделей сотрудничества участников инклюзивного образовательного пространства ДОО», мы определили, что результативными являются клубные модули.
Клуб – эффективная форма сопровождения семей воспитанников с ОВЗ. Данная форма, по нашему мнению, является наиболее перспективной, учитывающей потребности каждой семьи, стимулирующей внутренние ее ресурсы, объединяющей усилия педагогов и семьи для повышения компетентности родителей, оптимизации детско-родительских отношений.
Родители детей данной группы, осознавая трудности подготовки руки ребенка с нарушением зрения к письму, к обучению в школе, объединились в клуб «Тёплый свет» под руководством учителя-тифлопедагога.
Работа строилась в несколько этапов. Первый этап предполагает развитие «памяти тела», где важны кинестетические движения всего тела по заданному направлению. Для развития координации, при опоре на моторную память и тактильные ощущения, эффективна ходьба вначале с открытыми глазами между кеглей, а затем с «выключенным» зрением в том же направлении, когда родители помогают ребенку выполнить задачу, направляя движение звуком колокольчика, приучая сына (дочку) использовать сохранные анализаторы.
В решении такой задачи как развитие стерео-гностического чувства, взрослые и дети совместно играют в дидактические игры, например, в «почту», где соревнуются двумя командами: кто быстрее и точнее передаст письмо, рисуя буквы на спине впередистоящего.
Второй этап - несёт на себе нагрузку развития ориентации и ЗДК на вертикальной и горизонтальной плоскости.
Очень любят дети и родители занятия на сенсорном вертикальном экране. Приём совместного движения "рука ребёнка в руке взрослого" важен, чтобы ребёнок воспринял движение не только остаточным зрением, но и кинестетически. И здесь возрастает роль родителя. Ребёнок учится заниматься в паре с близким взрослым, говорить о своих ощущениях, трудностях и достижениях, советоваться, как освоить упражнение лучше, учится делать выбор, принимать решения.
Освоили также родители с детьми и приём оречевления деятельности по обследованию, где задействованы не только тактильно-мышечные ощущения, но и слуховой анализатор (дети обследовали руками полуобъёмные изображения, например, животных, затем выкладывали их цветными шнурами на тактильном экране). Родители не сразу оценили значимость этого приёма, но, проговаривая процесс обследования вместе с ребёнком, отмечали, что развивается не только речь и моторная память, но и растёт уверенность ребёнка в своих силах.
Объёмное рисование цветными шнурами на тактильных мольбертах так увлекло детей и родителей, что они приняли участие в Международных интернет-конкурсах рисунков, где наши дети, несмотря на зрительную недостаточность, стали лауреатами и победителями конкурсов "Новогодняя сказка", "Мир глазами детей".
Третий этап- это развитие ориентации и ЗДК на листе бумаги, например, упражнения на локализацию предметов, на глазомер, на развитие прослеживающей функции глаз: "Путаница", "Обведи элементы письма через кальку", "Срисуй предметы по убыванию (возрастанию) величины", где нужно зрительно выбрать и обвести заданный контур, а задача тифлопедагога - помочь родителю грамотно задать вопрос ребёнку, направить его зрительное восприятие.
Многие современные родители готовы к саморазвитию, сотрудничеству, владеют информационными технологиями. Поэтому формы взаимодействия в клубе «Тёплый свет» мы использовали оригинальные, востребованные, интерактивные:
*Интерактивное консультирование, обмен опытом в соц. сетях. Самой востребованной оказалась *"Почта доверия" в вайбере, где общались индивидуально и в микрогруппах (там помещали фото, делились интересными идеями, образцами элементов письма, графическими диктантами, задавали волнующие вопросы). Именно "Почта доверия" служила для регулярного обмена информацией о ребёнке, о ходе развития ЗДК и результатах деятельности.
*Родительские гостиные, где родители встречались со школьными учителями, с врачом-психиатром, получили исчерпывающие ответы о влиянии состояния психики ребёнка на адаптацию к школьным нагрузкам, на становление письма. За чашкой чая родители могли задать врачу индивидуальные вопросы. Наблюдая за детьми, а также по анализу детских рисунков и прописей врач-психиатр сориентировал мам и пап на важность медикаментозного лечения отдельных детей. Всё мероприятие завершилось небольшим детским концертом.
Ещё одной регулярной формой взаимодействия с родителями служит* электронная фото-видеорамка, посредством которой родители наглядно знакомятся с ходом воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Здесь размещались коллажи о праздниках, прогулках, кружках, играх и занятиях, в том числе и по развитию координации.
Популярностью пользовалась* библиотека тактильных озвученных книг, в которой родители с детьми могли взять на дом, почитать и обследовать руками тактильные озвученные книги для слабовидящих. Многие книги и пособия родители изготовили сами, *участвуя в акции «День добрых дел».
Участие родителей с детьми и педагога в* дистанционных интернет-конкурсах, например, "Мир красок", "Новогодняя сказка" и других подарило всем радость, ощущение успешности и позитивных жизненных перспектив.
На *экскурсиях выходного дня мы побывали в музее занимательных наук "Кварки", в библиотеке имени В. Бианки, в школе №20 в классе охраны зрения. Готовясь к *благотворительной акции "Подари улыбку людям", дети со взрослыми клеили открытки с объёмными цветами, учили стихи о весне и Победе, а в майские дни поздравляли жителей района у фонтана с весенними праздниками. Такие мероприятия сдружили всех в клубе, равнодушных не оставалось.
Своей активностью в развитии у детей силы, ловкости, координации отличились папы наших воспитанников в *спортивном мероприятии "Богатыри", где, соревнуясь, играли в подвижные игры на глазомер, точность, моторную память.
Мамы в *мастер-классах демонстрировали самодельные координационные дорожки с вырезанными следами, сами с детьми ощущали стопами землю, песок, камешки, траву; таким образом совершенствовали координацию, опираясь на сохранную чувствительность.
Уже на первом году работы клуба «Тёплый свет» все специалисты и медицинский персонал ДОУ отмечали, что изменилось отношение родителей к детям : многие смогли принять зрительную недостаточность ребёнка не как трагедию и проблему, мешающую жизненным планам, но как данность, способствующую саморазвитию, воспитанию в себе толерантности, великодушия, желания помочь.
Сами родители отмечали, что мероприятия в клубе продуктивны, информативны, что родители сдружились между собой, сложились доверительные отношения с персоналом, с учителем- дефектологом. Тёплыми словами о работе клуба, об успешной подготовке руки к письму и, в целом, детей к школе, отзываются и сами родители и учителя первых классов, куда были инклюзированы наши дети.
Любое взаимодействие с родителями в рамках сотрудничества несомненно даёт позитивную динамику по развитию координации у ребёнка с нарушением зрения, потоми что «родитель+ ребёнок= дополнительный резерв», за счёт которого проблема отступает, существенно облегчается процесс формирования навыка письма, то есть оптимизируется процесс школьного обучения.