Юлия Облавацкая
Конспект занятия по обучению нравственности «Сострадание. Служение людям»
▼ Скачать + Заказать документы
Сострадание
Игра «Добрый лесник»
Дети встают в круг. Все они разные лесные обитатели. Один из детей — лесник. Каждый по очереди называет себя и просит лесника помочь ему в той или иной ситуации. Например: Утешь меня, лесник, мои веточки поломаны. Лесник подходит к деревцу и жестами изображает, как он ему поможет. Другие дети должны угадать, что лесник сделал для деревца. Затем лесник и тот, кого он утешил, меняются местами.
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
• Когда вам плохо, нравится ли вам, когда вас жалеют?
Публикация «Конспект занятия по обучению нравственности „Сострадание, Служение людям“» размещена в разделах
• Расскажите детям, как во время войны и других страшных потрясений люди проявляли друг к другу жалость и сострадание.
ЦЕНА ДЕНЬГАМ
А. Неелова
Вася с Надей никогда не имели денег; понятно, что они и не умели с ними обращаться… Да и то сказать, на что детям деньги — об них заботятся родители и дают им все необходимое.
Был раз у родителей Васи и Нади в гостях богатый родственник и подарил детям по золотому «Вот, говорит, вам, детки, денежки, — купите себе, что понравится».
Дети понимали, что на деньги можно купить любую вещь, а сколько заплатить надо — того не знали. Вот Вася и говорит:
— Я куплю себе гнедую лошадь, такую, как у нашего соседа, оседлаю ее и буду верхом ездить.
— А я, — сказала Надя, любуясь на свой червонец, — куплю золотые часы, точь-в-точь такие, какие папа подарил маме к Рождеству. — Приятно иметь часики — приложишь к уху, они знай отбивают свое тик-так.
— Конечно, приятно, — согласился Вася, — но и мой гнедой конь не хуже твоих часиков. Если не побоишься, позволю тебе как-нибудь на ней покататься.
— Не беспокойся, храбрости у меня хватит, — ответила сестра, — а за то, что ты позволяешь мне покататься на твоей лошади, я дам тебе поиграть моими часиками, только смотри, не разбей их.
— Будь спокойна, целы будут! — самоуверенно сказал Вася, взял Надю за руку и побежал к родителям рассказать, что они с сестрой хотят купить за свои деньги. И огорчились же дети, когда узнали, что за один золотой не купить ни лошади, ни часиков с цепочкой, и что на это нужно очень, очень много денег! Так досадно им стало, что и смотреть не хотят на свои золотые. Пошли в сад, уселись рядышком и начали толковать о своих не— сбывшихся мечтах.
Шла мимо сада прохожая, плохонько одетая, с бедным печальным лицом. Увидала детей, остановилась и умоляюще взглянула на них, точно хотела сказать: «Пожалейте меня, милые дети, помогите!» Подбежал Вася к калитке, подозвал женщину и, показывая ей золотой, спросил: «Сколько можно купить на этот золотой хлеба?»
— Много, — ответила женщина, — мне с ребятишками хватило бы на целую неделю.
— Ну так возьмите его и купите хлеба, — сказал Вася.
— Возьмите и мой золотой, — сказала Надя, протягивая свой червонец.
Обрадовалась женщина, хотела поблагодарить, но от волнения у нее оборвался голос, и она заплакала радостными слезами — слезами, которыми давно не плакала. Глядя на нее, прослезились и дети… Теперь только они узнали цену деньгам.
Вопросы и задания к сказке:
• Как бы вы поступили на месте детей из рассказа?
• Как вы думаете, поступок Васи и Нади понравился их родителям?
• Если вам дарят деньги, на что вы их расходуете?
МОЯ ХАТА С КРАЮ
М. Скребцова
Стояла хата на краю
В каком-то ледяном краю.
Никто в нее не заходил,
В ней кто-то очень странный жил.
Такие хаты на краю
Стоят, увы, в любом краю.
Живут в них странные созданья,
Им недоступно состраданье!
Вопросы и задания:
• Знаешь ли ты человека, который никому не сочувствует?
• Как ты думаешь, жалеют ли такого человека другие люди?
• Что произойдет с семьей, если ее члены не будут жалеть друг друга?
Рисунок «Помогаем людям»
Нарисуйте два дома: один ледяной, в котором жил человек, не умеющий сострадать, а второй — солнечный, в котором жили добрые люди, которые всем помогали и сочувствовали.
Служение людям
Игра «Солнышко служения»
Спросите детей, кто и как трудится для них в течение только одного дня. Например: продавец продает им продукты; водитель автотранспорта перевозит их; педагог учит их, а врач лечит.
Обсудите с детьми, как должны работать представители данных профессий, чтобы их работу можно было назвать настоящим служением людям.
Вырежьте из картона несколько солнышек служения. Дети встают в круг. Педагог с солнышком служения в руках обходит круг, дотрагивается солнышком до всех детей и говорит: «Вы — врачи. Расскажите, как вы будете помогать детям расти здоровыми и крепкими». Все по очереди отвечают на вопрос. Ребенок, ответивший наиболее подробно и интересно, награждается солнышком служения.
Затем игра повторяется с другой профессией.
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
• Как вы думаете, что означает выражение «служить людям»?
• Что значит служить Родине (природе, земле, семье и т. д. ?
• Что вы испытываете, когда делаете что-то для других людей?
КТО ЧЕЛОВЕКУ ЛУЧШЕ СЛУЖИТ
М. Скребцова
Поспорили как-то раз собака и кошка, кто из них нужнее человеку. Собака сказала:
— Собаки с давних времен человеку верно служили. Охотиться помогали, дом охраняли, от врагов защищали, в беде выручали. Помню, пошла как-то дочка хозяина за клюквой на болото и меня с собой взяла. Ушла она вглубь болота и заблудилась. Я лаяла, за собой ее звала, да она собачьего языка не понимала. Не знала она, что у нас, собак, чутье в сто раз лучше человечьего. Пошла не по той тропке девочка и провалилась в трясину. Хотела я бежать к хозяину за помощью, да вижу, она все глубже погружается и так жалобно меня зовет, что не могла я ослушаться. Тоже в трясину полезла. Но как только я почувствовала зыбкое болото под лапами, рванула обратно. Она меня за хвост ухватила, и выкарабкалась. Так я спасла дочку хозяина, — закончила свой рассказ собака и гордо посмотрела на кошку.
— Мяу, — мяукнула кошка, — ты, конечно, хорошо служишь человеку, но уж очень ты надоедлива. Бывает человек гонит тебя, а ты все равно к нему ластишься.
— Что ж тут такого? Я вижу, что человек расстроен, и пытаюсь успокоить его, — виляя хвостом, заметила собака.
— Мы кошки, так себя не ведем. К человеку не лезем, зато уют и очаг храним. Раньше люди, прежде чем в новый дом переселиться, кошку впереди себя пускали, а уж потом сами входили. Примета есть такая: если кошка первой в дом войдет, в этом доме счастье поселится. А дом без счастья никому не нужен, даже если его собака охраняет.
— Р-р-р-р! Ты не задавайся, — рассердилась собака. — Вы, кошки, целыми днями спите на диване, а мы собаки днем и ночью службу несем. По первому зову к человеку на помощь бросаемся, а вас и не дозовешься.
— А нас не надо звать, — спокойно заметила кошка. — Мы сами приходим, если беда случается. Когда у хозяйки головные боли начались из-за опухоли, кто все время лежал, обернувшись вокруг хозяйкиной головы?
Сама похудела и истощала, а хозяйку спасла. Пришлось потом в поле убегать, здоровье травками восстанавливать.
— Р-р-р! — все равно не задавайся. Давай лошадь спросим, кто нужнее человеку: собака или кошка.
Тут лошадь копытом ударила и громко заявила:
— Нужнее всего человеку лошадь. Вашу службу не сравнить с нашей, лошадиной. Испокон веков мы людей и грузы возим. Раньше у каждого человека свой верный конь был, с которым он никогда не разлучался. Когда наш хозяин лесником работал, я была для него главной помощницей. С утра до вечера мы с ним проверяли, все ли в порядке в лесном хозяйстве. Однажды встретил мой хозяин браконьера, стал его ругать и не заметил, как сзади другой подкрался. Оглушил он моего хозяина и связал, а я в кустах спряталась. Разожгли браконьеры костер, дичи нажарили, напились, наелись и уснули. Тогда я из кустов вышла и хозяина будить стала. Застонал он и пришел в себя. Веревки перетер о камень и на меня взобрался. Тут браконьеры проснулись. У одного из них тоже добрый конь был, да куда ему до меня. Я в темноте между деревьями неслась как на скачках. Хозяин только вскрикивал, когда ветки больно стегали его. В общем, поймали тех браконьеров. А хозяин, как выздоровел, сказал, что мне медаль полагается за верную службу.
Только закончила лошадь свой рассказ, как домой вернулся грустный хозяин. Его самый лучший друг в этот день уехал далеко. Лошадь внимательно посмотрела в заплаканные глаза хозяина и доверчиво уткнулась ему в плечо. Собака, положив голову хозяину на колени, жалобно заскулила, а кошка, вспрыгнув ему на плечи, согрела его пушистой шерсткой.
Хозяин проговорил, улыбаясь сквозь слезы:
— Ах вы, милые друзья. Как же верно вы мне служите!
В этот момент собака, кошка и лошадь забыли о своем споре. Они чувствовали, что все они нужны человеку.
Вопросы и задания к сказке:
• Как вы думаете, кто в этом споре прав?
• Как вы думаете, почему раньше собаки и лошади работали для человека, а сейчас больше служат для развлечения?
• Какие еще животные служат человеку, и как?
• Придумайте сказку, как у вас появилось животное, которое стало вам преданно и верно служить.
ДОБРОМУ — ВЕЗДЕ ДОБРО
М. Скребцова
По земле добряк идет,
В рюкзачке добро несет,
Предлагает всем подряд,
Каждый взять подарок рад.
А добро не убывает,
В рюкзачке его хватает,
Но нести не тяжело,
Плечи давит только зло!
Вопросы к стихотворению:
• Представь, что добряк подарил тебе горсть добра. Что ты с ним будешь делать?
• Почему добро в рюкзаке не убывает?
• Как ты думаешь, кому легче живется: доброму человеку или злому?
• Представь, что добряк с рюкзаком пришел в твою семью. Что он сделает для каждого члена твоей семьи?
Творческое задание «Что нам служит»
Раздайте детям карточки с рисунками разных предметов и попросите их подумать и рассказать, как человеку служат те предметы, которые им достались.
Например: окно пропускает в комнату солнечные лучи и звездное сияние; для карандашей самое большое счастье — помочь человеку нарисовать что-то прекрасное; обеденный стол создан, чтобы за ним люди могли вкусно поесть; кресло создано для того, чтобы человек мог комфортно отдохнуть; телевизор показывает людям много интересного.
Поделите детей на группы и попросите их вспомнить и перечислить за минуту как можно больше вещей и предметов, ко — торые служат человеку. Побеждает группа, которая назовет больше всего вещей или предметов.
Рисунок «Сад добрых дел»
Прочитайте детям пословицу: «Жизнь дана на добрые дела».
Попросите каждого нарисовать дерево жизни с плодами. Каждый плод на этом дереве — какое-либо доброе дело, которое они мечтают сделать для людей.
По своим рисункам дети рассказывают друг другу, что они сделают в будущем для людей.
Затем из рисунков детей склеивается выставка: «Сад добрых дел».
Задание на дом
Предложите детям, проснувшись утром, подумать о том, кому они сегодня могут помочь.
Затем обсудите с детьми, что они сделали для людей в течение дня.