Приложение МААМ

Конспект занятия по обучению нравственности «Сострадание. Служение людям»

Юлия Облавацкая
Конспект занятия по обучению нравственности «Сострадание. Служение людям»
▼ Скачать + Заказать документы

Сострадание

Игра «Добрый лесник»

Дети встают в круг. Все они разные лесные обитатели. Один из детей — лесник. Каждый по очереди называет себя и просит лесника помочь ему в той или иной ситуации. Например: Утешь меня, лесник, мои веточки поломаны. Лесник подходит к деревцу и жестами изображает, как он ему поможет. Другие дети должны угадать, что лесник сделал для деревца. Затем лесник и тот, кого он утешил, меняются местами.

Беседа

Вопросы и задания для беседы:

• Когда вам плохо, нравится ли вам, когда вас жалеют?

Публикация «Конспект занятия по обучению нравственности „Сострадание, Служение людям“» размещена в разделах

• Расскажите детям, как во время войны и других страшных потрясений люди проявляли друг к другу жалость и сострадание.

ЦЕНА ДЕНЬГАМ

А. Неелова

Вася с Надей никогда не имели денег; понятно, что они и не умели с ними обращаться… Да и то сказать, на что детям деньги — об них заботятся родители и дают им все необходимое.

Был раз у родителей Васи и Нади в гостях богатый родственник и подарил детям по золотому «Вот, говорит, вам, детки, денежки, — купите себе, что понравится».

Дети понимали, что на деньги можно купить любую вещь, а сколько заплатить надо — того не знали. Вот Вася и говорит:

— Я куплю себе гнедую лошадь, такую, как у нашего соседа, оседлаю ее и буду верхом ездить.

— А я, — сказала Надя, любуясь на свой червонец, — куплю золотые часы, точь-в-точь такие, какие папа подарил маме к Рождеству. — Приятно иметь часики — приложишь к уху, они знай отбивают свое тик-так.

— Конечно, приятно, — согласился Вася, — но и мой гнедой конь не хуже твоих часиков. Если не побоишься, позволю тебе как-нибудь на ней покататься.

— Не беспокойся, храбрости у меня хватит, — ответила сестра, — а за то, что ты позволяешь мне покататься на твоей лошади, я дам тебе поиграть моими часиками, только смотри, не разбей их.

— Будь спокойна, целы будут! — самоуверенно сказал Вася, взял Надю за руку и побежал к родителям рассказать, что они с сестрой хотят купить за свои деньги. И огорчились же дети, когда узнали, что за один золотой не купить ни лошади, ни часиков с цепочкой, и что на это нужно очень, очень много денег! Так досадно им стало, что и смотреть не хотят на свои золотые. Пошли в сад, уселись рядышком и начали толковать о своих не— сбывшихся мечтах.

Шла мимо сада прохожая, плохонько одетая, с бедным печальным лицом. Увидала детей, остановилась и умоляюще взглянула на них, точно хотела сказать: «Пожалейте меня, милые дети, помогите!» Подбежал Вася к калитке, подозвал женщину и, показывая ей золотой, спросил: «Сколько можно купить на этот золотой хлеба?»

— Много, — ответила женщина, — мне с ребятишками хватило бы на целую неделю.

— Ну так возьмите его и купите хлеба, — сказал Вася.

— Возьмите и мой золотой, — сказала Надя, протягивая свой червонец.

Обрадовалась женщина, хотела поблагодарить, но от волнения у нее оборвался голос, и она заплакала радостными слезами — слезами, которыми давно не плакала. Глядя на нее, прослезились и дети… Теперь только они узнали цену деньгам.

Вопросы и задания к сказке:

• Как бы вы поступили на месте детей из рассказа?

• Как вы думаете, поступок Васи и Нади понравился их родителям?

• Если вам дарят деньги, на что вы их расходуете?

МОЯ ХАТА С КРАЮ

М. Скребцова

Стояла хата на краю

В каком-то ледяном краю.

Никто в нее не заходил,

В ней кто-то очень странный жил.

Такие хаты на краю

Стоят, увы, в любом краю.

Живут в них странные созданья,

Им недоступно состраданье!

Вопросы и задания:

• Знаешь ли ты человека, который никому не сочувствует?

• Как ты думаешь, жалеют ли такого человека другие люди?

• Что произойдет с семьей, если ее члены не будут жалеть друг друга?

Рисунок «Помогаем людям»

Нарисуйте два дома: один ледяной, в котором жил человек, не умеющий сострадать, а второй — солнечный, в котором жили добрые люди, которые всем помогали и сочувствовали.

Служение людям

Игра «Солнышко служения»

Спросите детей, кто и как трудится для них в течение только одного дня. Например: продавец продает им продукты; водитель автотранспорта перевозит их; педагог учит их, а врач лечит.

Обсудите с детьми, как должны работать представители данных профессий, чтобы их работу можно было назвать настоящим служением людям.

Вырежьте из картона несколько солнышек служения. Дети встают в круг. Педагог с солнышком служения в руках обходит круг, дотрагивается солнышком до всех детей и говорит: «Вы — врачи. Расскажите, как вы будете помогать детям расти здоровыми и крепкими». Все по очереди отвечают на вопрос. Ребенок, ответивший наиболее подробно и интересно, награждается солнышком служения.

Затем игра повторяется с другой профессией.

Беседа

Вопросы и задания для беседы:

• Как вы думаете, что означает выражение «служить людям»?

• Что значит служить Родине (природе, земле, семье и т. д. ?

• Что вы испытываете, когда делаете что-то для других людей?

КТО ЧЕЛОВЕКУ ЛУЧШЕ СЛУЖИТ

М. Скребцова

Поспорили как-то раз собака и кошка, кто из них нужнее человеку. Собака сказала:

— Собаки с давних времен человеку верно служили. Охотиться помогали, дом охраняли, от врагов защищали, в беде выручали. Помню, пошла как-то дочка хозяина за клюквой на болото и меня с собой взяла. Ушла она вглубь болота и заблудилась. Я лаяла, за собой ее звала, да она собачьего языка не понимала. Не знала она, что у нас, собак, чутье в сто раз лучше человечьего. Пошла не по той тропке девочка и провалилась в трясину. Хотела я бежать к хозяину за помощью, да вижу, она все глубже погружается и так жалобно меня зовет, что не могла я ослушаться. Тоже в трясину полезла. Но как только я почувствовала зыбкое болото под лапами, рванула обратно. Она меня за хвост ухватила, и выкарабкалась. Так я спасла дочку хозяина, — закончила свой рассказ собака и гордо посмотрела на кошку.

— Мяу, — мяукнула кошка, — ты, конечно, хорошо служишь человеку, но уж очень ты надоедлива. Бывает человек гонит тебя, а ты все равно к нему ластишься.

— Что ж тут такого? Я вижу, что человек расстроен, и пытаюсь успокоить его, — виляя хвостом, заметила собака.

— Мы кошки, так себя не ведем. К человеку не лезем, зато уют и очаг храним. Раньше люди, прежде чем в новый дом переселиться, кошку впереди себя пускали, а уж потом сами входили. Примета есть такая: если кошка первой в дом войдет, в этом доме счастье поселится. А дом без счастья никому не нужен, даже если его собака охраняет.

— Р-р-р-р! Ты не задавайся, — рассердилась собака. — Вы, кошки, целыми днями спите на диване, а мы собаки днем и ночью службу несем. По первому зову к человеку на помощь бросаемся, а вас и не дозовешься.

— А нас не надо звать, — спокойно заметила кошка. — Мы сами приходим, если беда случается. Когда у хозяйки головные боли начались из-за опухоли, кто все время лежал, обернувшись вокруг хозяйкиной головы?

Сама похудела и истощала, а хозяйку спасла. Пришлось потом в поле убегать, здоровье травками восстанавливать.

— Р-р-р! — все равно не задавайся. Давай лошадь спросим, кто нужнее человеку: собака или кошка.

Тут лошадь копытом ударила и громко заявила:

— Нужнее всего человеку лошадь. Вашу службу не сравнить с нашей, лошадиной. Испокон веков мы людей и грузы возим. Раньше у каждого человека свой верный конь был, с которым он никогда не разлучался. Когда наш хозяин лесником работал, я была для него главной помощницей. С утра до вечера мы с ним проверяли, все ли в порядке в лесном хозяйстве. Однажды встретил мой хозяин браконьера, стал его ругать и не заметил, как сзади другой подкрался. Оглушил он моего хозяина и связал, а я в кустах спряталась. Разожгли браконьеры костер, дичи нажарили, напились, наелись и уснули. Тогда я из кустов вышла и хозяина будить стала. Застонал он и пришел в себя. Веревки перетер о камень и на меня взобрался. Тут браконьеры проснулись. У одного из них тоже добрый конь был, да куда ему до меня. Я в темноте между деревьями неслась как на скачках. Хозяин только вскрикивал, когда ветки больно стегали его. В общем, поймали тех браконьеров. А хозяин, как выздоровел, сказал, что мне медаль полагается за верную службу.

Только закончила лошадь свой рассказ, как домой вернулся грустный хозяин. Его самый лучший друг в этот день уехал далеко. Лошадь внимательно посмотрела в заплаканные глаза хозяина и доверчиво уткнулась ему в плечо. Собака, положив голову хозяину на колени, жалобно заскулила, а кошка, вспрыгнув ему на плечи, согрела его пушистой шерсткой.

Хозяин проговорил, улыбаясь сквозь слезы:

— Ах вы, милые друзья. Как же верно вы мне служите!

В этот момент собака, кошка и лошадь забыли о своем споре. Они чувствовали, что все они нужны человеку.

Вопросы и задания к сказке:

• Как вы думаете, кто в этом споре прав?

• Как вы думаете, почему раньше собаки и лошади работали для человека, а сейчас больше служат для развлечения?

• Какие еще животные служат человеку, и как?

• Придумайте сказку, как у вас появилось животное, которое стало вам преданно и верно служить.

ДОБРОМУ — ВЕЗДЕ ДОБРО

М. Скребцова

По земле добряк идет,

В рюкзачке добро несет,

Предлагает всем подряд,

Каждый взять подарок рад.

А добро не убывает,

В рюкзачке его хватает,

Но нести не тяжело,

Плечи давит только зло!

Вопросы к стихотворению:

• Представь, что добряк подарил тебе горсть добра. Что ты с ним будешь делать?

• Почему добро в рюкзаке не убывает?

• Как ты думаешь, кому легче живется: доброму человеку или злому?

• Представь, что добряк с рюкзаком пришел в твою семью. Что он сделает для каждого члена твоей семьи?

Творческое задание «Что нам служит»

Раздайте детям карточки с рисунками разных предметов и попросите их подумать и рассказать, как человеку служат те предметы, которые им достались.

Например: окно пропускает в комнату солнечные лучи и звездное сияние; для карандашей самое большое счастье — помочь человеку нарисовать что-то прекрасное; обеденный стол создан, чтобы за ним люди могли вкусно поесть; кресло создано для того, чтобы человек мог комфортно отдохнуть; телевизор показывает людям много интересного.

Поделите детей на группы и попросите их вспомнить и перечислить за минуту как можно больше вещей и предметов, ко — торые служат человеку. Побеждает группа, которая назовет больше всего вещей или предметов.

Рисунок «Сад добрых дел»

Прочитайте детям пословицу: «Жизнь дана на добрые дела».

Попросите каждого нарисовать дерево жизни с плодами. Каждый плод на этом дереве — какое-либо доброе дело, которое они мечтают сделать для людей.

По своим рисункам дети рассказывают друг другу, что они сделают в будущем для людей.

Затем из рисунков детей склеивается выставка: «Сад добрых дел».

Задание на дом

Предложите детям, проснувшись утром, подумать о том, кому они сегодня могут помочь.

Затем обсудите с детьми, что они сделали для людей в течение дня.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Зачем людям одежда нужна?» Цель: дать представление, для чего людям нужна одежда. Отметить, что в разные времена года человек меняет одежду в зависимости от сезонных.

Картотека бесед по воспитанию нравственности у детей в средней группе карточка-1 Зачем говорят «здравствуй»? Цель: Формировать у детей основные правила этикета при встрече. Познакомить со способами приветствия.

Конспект занятия по обучению грамоте «Твердый знак Ъ»Конспект занятия по обучению грамоте «Твердый знак Ъ» 1. Игровое упражнение «Ехала машина.» Цели. Закрепляем знания ребенка о разделительном свойстве твердого знака. Учим образовывать глаголы.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ч] и буква «Ч»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ч] и буква «Ч» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ч Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Консультация для родителей «Азбука нравственности» Нравственное воспитание – активный процесс формирования нравственных чувств и привычек, нравственного повеления с первых лет жизни ребенка.

Материалы к общему родительскому собранию «Семья — основа нравственности» "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому". Нравственное воспитание – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие.

Методическая разработка урока «Милосердие и сострадание» Учитель. Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с притчи. Пока я не буду говорить, как она называется. Вы мне сами это скажете позже. ПРИТЧА.

Презентация «Сказки как средство формирования нравственности у детей» В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.

Конспект занятия «Жизнь Сергия Радонежского — пример благочестия, любви к Родине, Богу, людям»Конспект занятия «Жизнь Сергия Радонежского — пример благочестия, любви к Родине, Богу, людям» Цель: Познакомить детей с жизнью и духовным подвигом Сергия Радонежского. Способствовать восприятию преподобного Сергия Радонежского, как.

Конспект занятия «Уроки нравственности. В мире доброты» Задачи: учить нравственному воспитанию, быть сдержанными, доброжелательными, развивать в детях анализировать окружающий мир.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению нравственности «Сострадание. Служение людям»
Опубликовано: 30 июля 2018 в 02:45
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по обучению нравственности «Сострадание. Служение людям»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Облавацкая (УИ 108237) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД