Наталья Ефремова
Материалы к общему родительскому собранию «Семья — основа нравственности»
▼ Скачать + Заказать документы
"Ребенок учится тому, что видит у себя в дому".
Нравственное воспитание – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие чувств.
Нравственные чувства у детей развиваются в процессе взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья.
Семья – это богатейшая хранительница духовности и нравственности человека. В семье ребенок осваивает основы материальной и духовной культуры. Общаясь с близкими людьми, у него формируются общепринятые формы поведения, навыки мышления и речи, ориентации в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей его жизни. Семья есть первоначальная, исходная ячейка духовности. В семье дети получают первые уроки любви, понимания, доверия, веры.
Публикация «Материалы к общему родительскому собранию „Семья — основа нравственности“» размещена в разделах
Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека, которая в процессе формирования личности играет главенствующую роль. Именно в семье, еще до школы формируются основные черты характера ребенка, его привычки. И каким будет ребенок, зависит от отношений в семье между ее членами. Принятую модель взаимодействия в семье ребенок впоследствии проносит через все этапы своей жизни, передавая опыт и традиции семьи своим детям. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. Хотелось бы поговорить о том, какую роль играют семья и дошкольная образовательная организация в воспитании детей, так как семья и детский сад – это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса духовно-нравственного воспитания дошкольника. Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы воспитатели и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом и знаниями. Огромно влияние на складывающуюся личность ребенка всего семейного уклада, общественной и внутрисемейной позиции родителей, их примера, умения (или неумения) организовать жизнь и деятельность семьи. Правильно организованные условия жизни в семье способствуют выработке у ребенка положительных ориентиров, личностных качеств, способствуют формированию и развитию духовно-нравственного потенциала ребенка, ведь именно она информирует ребенка о том, что происходит за ее границей, учит позиционировать себя как личность, развивает духовные творческие и даже профессиональные возможности, способности и навыки. Не менее важную роль играет и среда обитания – гигиенические условия, питание, интерьер. Все это способствует не только развитию и воспитанию ребенка, но и положительно или отрицательно воздействуют на его психику. Вся жизнь в семье – это образовательный процесс для ребенка и педагогический для родителя. Учить надо своим примером. Не менее важен словесный контакт – необходимо общаться с ребенком с пеленок, рассказывать ему об окружающем мире, о нем самом, о себе, о пространстве вокруг него. Познакомить ребенка не только с основами взаимодействия в семье, но и способствовать расширению его представлений о мире вокруг, включая традиции своей семьи, культуры родного народа, малой родины и страны в целом, иначе говоря, способствовать становлению и развитию патриотических качеств личности, которые для маленького гражданина начинаются именно с семьи.
Очень рано ребенок начинает понимать характер взаимоотношений в семье между отцом и матерью, воспринимает не только межличностные отношения, но и способы взаимодействия. Вырастая человек, будет подражать им в своей супружеской жизни. В дружной, любящей семье, отвечающей духовно-нравственным запросам общества, ребенком приобретаются положительные общепринятые формы поведения и духовно-нравственные установки. Для каждой семьи важны такие качества, как уважение, понимание, взаимовыручка, поддержка, труд, забота и, конечно же, в первую очередь - любовь. Родительская любовь - любовь, полная ответственности, признающая авторитет, созданная на уважении и стремлении понять личность ребенка, важно, чтобы она не становилась эгоистичной. Чтобы глубже осмыслить отношения с собственными детьми, родители нуждаются в духовном руководстве и творческом вдохновении. Тесное взаимодействие родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в процессе духовно-нравственного воспитания способствует усвоению детьми духовно-нравственных ценностей, способствует ощущению причастности детей к истории своего народа, его прошлому, настоящему и будущему. И первоочередная задача в работе по усвоению духовно-нравственных ценностей состоит в укреплении связи семьи и детского сада, так как именно в семье закладываются основы духовности и нравственности.