Анна Антонова
Конспект игровой ситуации по обучению игре в шахматы «Как ладья похудела»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект игровой ситуации по обучению игре в шахматы
Ф. И. О. педагога: Антонова Анна Владимировна
ЦЕЛЬ: Рассказать о рокировке. Зачем нужна рокировка. Как делается рокировка. Развивать творческое мышление, логическое мышление, память, внимание, пространственные представления, способствовать умению доказывать правильность своего решения, развитию интеллекта.
Ход ЗАНЯТИЯ:
— А я приготовил вам загадку и сказку,— встретил такими словами воспитатель. — Вот послушайте: «Два братца через грядку глядят, а друг друга не видят!»
Дети должны отгадать.
Публикация «Конспект игровой ситуации по обучению игре в шахматы „Как ладья похудела“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
— Это Короли, грядка — поле. Короли стараются не замечать друг друга и не разговаривать, ведь они враги.
— Ну, теперь-то вы уверены, что знаете про короля. Ничего нового про него уже не открою?— спросил ребят воспитатель.
— Мы так много знаем, что даже не верится, что к этому можно еще что-то добавить,— отвечает ребенок.
— Тайны Волшебной Доски и населяющих ее фигур беспредельны, неисчерпаемы, так же как и всей Страны Шахматных Чудес. И не только про короля, но и про другие фигуры и Пешки вы узнаете несравненно больше, чем располагаете сведениями и знаниями теперь. Ну, а теперь послушайте сказку.
. Однажды собрались четыре Ладьи вместе и крепко затужили, задумались над судьбой своей разнесчастной.
— Ладно, пусть мы на отшибе от всех фигур ютимся, по углам нас раскидали,— начала первой брюзжать Ладья а8.— Видно, каждому из нас уготована своя судьба, но за что же нас всех неповоротливыми увальнями величают, дразнят и насмехаются повсюду?
— Нас, как и Ферзя, тяжелой фигурой прозвали,— вторила ей землячка по горизонтальной линии Ладья h8,— а ходить-то, как Слон, не разрешают.
— Верно, подружки,— поддакнула им обеим Ладья al,— хорошо хоть оценили нас неплохо: стоим, как и пять Пешек, по 5 очков. Но вот проворства да прыти нам еще занимать да занимать, эка досада! Мне во время игры часто доводится близ Короля находиться. И вот как-то в сердцах Король обронил недовольно, что, мол, тяжелехоньки стали Ладьи на подъем, нерасторопны, видимо, бегом не занимаются, не плавают, едят чрезмерно, диету не соблюдают, малоповоротливы. Если так и дальше будет продолжаться — не стану их, пожалуй, в сражение вводить, а в резерв зашлю, как бы тяжко мне ни приходилось. Лучше пораньше с противником перемирие заключу. А когда буду сражаться со слабым соперником, то стану давать ему фору вперед — Ладью, чтобы ее духу и вовсе на доске не было!
Суров и непреклонен был Король, испугались Ладьи не на шутку, крут был тот владыка на расправу, слов на ветер не бросал никогда.
— Я придумала! Хватит вам ныть да причитать, не все еще у нас потеряно,— весело и озорно воскликнула самая задорная Ладья и предложила начать заниматься спортом.
Стали Ладьи утреннюю гимнастику делать, потихонечку да полегонечку бегать, плескаться и плавать часами в ванне и бассейне, сели на овощную диету — ничего мучного и сладкого, чтоб похудеть.
Заприметил их усердие и рвение Король. Но как и кого приблизить к своему трону: все места рядом с властелином давно распределены и переходят по наследству. «А пусть себе стоят по углам, как им на роду написано,— размышлял Король, но подумал и выход все же отыскал: — Разрешу-ка какой-нибудь из Ладей (какой больше посчастливится) один раз за всю игру быть подле меня». И придумал для этого хитрую вещь, которую назвал рокировкой. Но обставил ее такими многочисленными условиями-ограничениями, что Ладьям не приходилось зевать. Рокировка должна была совершаться вовремя, иначе в телохранители Короля не попадешь.
— Двойной ход с Ладьей — рокировку — может сделать только король. Вот вам и еще сведения об короле,— подытожил свой рассказ воспитатель.
Советы воспитателю
Король не все рассказал про рокировку, поэтому у детей могут возникнуть вопросы:
1-е условие: Если ни король, ни ладья не трогались с места (если уходили со своего поля, но вернулись вновь, рокировка не разрешается.
2-е условие. Если между королем и ладьями нет ни своих, ни неприятельских фигур.
3-е условие. После рокировки король не должен попадать под шах от любой фигуры или пешки.
4-е условие. Король во время рокировки не находится под шахом.
5-е условие. При рокировке король не должен переходить, пересекать поле, атакованное неприятельской фигурой или пешкой.
— А как правильно выполняется рокировка?
Ответ: король приближается к ладье, например к hi на два шага, а ладья, перепрыгнув через короля, ставится на поле fl. Черный король, соответственно, приближается к своей ладье, которая перепрыгивает через него на поле f8,— это называется короткой рокировкой.
Длинная делается так же, но в другую сторону, белый король тоже переставляется на два поля на cl, а ладья перескакивает через него на поле dl, где стоял раньше ферзь, черный король, соответственно, на поле — с8, а ладья — d8.
— Для чего нужно делать рокировку?
Ответ: для того, чтобы перебросить короля подальше от боевых действий, от центра, в более безопасное место.
— Значит, на первых порах король обязан в первую очередь побеспокоиться о своей безопасности?
Ответ: да, ведь он — главная фигура шахматного войска.
— Какая рокировка лучше: короткая или длинная?
Ответ: в зависимости от игровой обстановки. Но чаще делают короткую, так как при длинной рокировке пешки (а2 у белых и а7 у черных) остаются незащищенными, и, чтобы их защитить, надо истратить один, а то и два лишних хода. За это время в игровой обстановке на доске может многое измениться.