Шарапова Алена
Конспект по дисциплине обучение игре в шашки, шахматы на 2-й год обучения «Мат»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по непосредственно образовательной деятельности
Обучение игре в шахматы, шахматы
На тему: «Мат»
2-й год обучения
Подготовила: Шарапова А. С.
Дата проведения: 3.10.18
Цель: научить ставить мат разными фигурами.
Задачи:
Образовательные:
- содействовать формированию представлений о мате, как о четкой продуманной системе ходов;
Публикация «Конспект по дисциплине обучение игре в шашки, шахматы на 2-й год обучения „Мат“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
- содействовать обобщению знаний по шахматной терминологии.
Развивающие:
- способствовать развитию памяти, внимания;
- развить логическое мышление;
- развить творческую активность.
- содействовать развитию умения работать в команде;
Воспитательные:
- повысить шахматную культуру
- выработать позитивное отношение к процессу обучения
- выработать навык работы в обучающей игре.
- воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.
- получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству
- способствовать формированию интереса к игре в шахматы.
Оборудование: демонстрационная шахматная доска с магнитными фигурами, комплекты шахмат, карточки-задания.
Ход занятия:
1. Организациооный момент.
Здравствуйте ребята, сейчас я вам прочитаю рассказ:
Давным-давно, в далекой стране Индии правил злой король. Простой народ жил в его стране очень бедно и один мудрец, чтобы убедить короля в том, что нужно что-то менять, придумал игру, в которой король, самая главная фигура, ничего не может сделать без своих подданных. Кто-нибудь уже догадался это что за игра?
У каждой игры есть цель. У футболистов цель – забить как можно больше мячей в ворота противника и выиграть. У хоккеистов цель – забросить как можно больше шайб в ворота противника и тоже выиграть.
А какая цель у шахматистов?
Повторение пройденного материала:
Давайте вспомним: Что такое шах? И что такое мат?
2. Мотивационная игра. «Шах или мат черному королю?»
(мат)
- Шах или мат черному королю? (шах)
- Шах или мат черному королю? (мат)
- Ребята, а может ли король на шахматной доске объявить мат другому королю, без поддержки своих фигур? (не может)
Действительно, не может. А теперь, представьте себе, что вы – шахматный король, и кого бы вы позвали себе на помощь, чтобы поставить мат другому королю (ферзя и ладью, сильные фигуры).
3. Затруднение в игровой ситуации. Решение проблемы.
Ребята, как вы думаете, про что мы сегодня с вами сегодня будем говорить? Хотите узнать? Но для этого нам нужно отгадать загадку.
Когда от шаха нет защиты-
Все защитники «убиты»,
И вокруг, как не ищи ты,
Не найдешь полей не битых,
И нельзя убить врага,
А смертельных пуль пурга
Королю со всех сторон
Нанести грозит урон,
Шахматисты говорят :
Этот шах смертельный мат.
А король то не бессмертен,
Умирает с пулей в сердце,
И кончается игра-
Ты сегодня проиграл!
(Мат)
4. Получение нового знания.
Мат — ситуация в шахматах и других шахматных играх, когда король находится под шахом, и игрок не может сделать ни одного хода, чтобы его избежать.
Таким образом, при мате одновременно:
• король находится под шахом;
• у короля нет возможности уйти от шаха (все поля вокруг него заняты своими фигурами или находятся под ударом фигур противника, или король находится на краю игровой доски);
• у игрока нет возможности закрыться от шаха другой фигурой;
• нет возможности взять фигуру, объявившую шах.
Слово «мат» происходит от персидского словосочетания «шах мат», означающего, что король (шах) беспомощен, парализован, блокирован, потерпел поражение (таковы значения персидского слова «мат»). Известен также перевод словосочетания «шах мат» как «шах мёртв» (от арабского «мат» — мёртв)
5. Повторение и развивающие задания. «Игра поставь мат».
6. Итог занятия. Рефлексия.
Итак, какие новые вы сегодня узнали? Что вам понравилось больше всего? С какими мы познакомились терминами? Что такое мат? Мат в 1 ход что означа ет это словосочетание? Ребята, если вам понравилось занятие возьмите желтый круг, если были затруднения, то красный, если занятие не понравилось синий.