Папки-передвижки

Отчет «Раннее приобщение детей к игре в шахматы»

Мария Корякина
Отчет «Раннее приобщение детей к игре в шахматы»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие детских шахмат в Республике Саха (Якутия) тесно связано с именем первого президента республики Михаила Ефимовича Николаева.

По его инициативе с 1996 года проводятся Международные спортивные игры «Дети Азии». В 2006 году открылась шахматная школа имени Анатолия Карпова, выпускники которой являются лидерами шахматного движения республики.

Публикация «Отчет „Раннее приобщение детей к игре в шахматы“» размещена в разделах

В феврале этого года в детском технопарке «Кванториум» состоялась торжественная церемония Марафона открытий «Шахматных гостиных». Основная цель направлена на развитие проекта «Шахматное образование» в Российской Федерации и распространение этой практики в организациях дополнительного образования детей.

Отрадно заметить, что география шахматного образования расширяется, растет количество детских садов, школ, центров дополнительного образования, которые активно внедряют пилотный проект «Шахматы в школе». Во многих детских образовательных учреждениях республики проводятся кружки и развивающие занятия по шахматам.

С 2016 года в республике ежегодно проводится шахматная олимпиада И. Г. Сухина среди дошкольников и младших школьников. Цель этой олимпиады – повышение интеллектуального потенциала детей и продвижение развития математического образования в Республике Саха (Якутия). Председателем жюри и разработчиком олимпиадных заданий является Игорь Георгиевич Сухин – научный консультант республиканского пилотного проекта «Шахматы - детям» в Республике Саха (Якутия, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования, член Координационного совета по развитию шахматного образования в РФ, кандидат в мастера по шахматам, главный идеолог и методист Шахматного всеобуча в РФ, автор официального Федерального шахматного курса для начальной школы «Шахматы – школе».

Игорь Георгиевич неоднократно проводил у нас в Якутии курсы повышения квалификации «Шахматы – школе : в условиях реализации ФГОС». Задача которого заключается в введении и изучении шахмат в школах, как на факультативах, так и на постоянной основе, подготовке тренеров для школ и детских садов, для полномасштабного развития шахмат в республике.

Работая воспитателем в детском саду, я более 20-ти лет отдала шахматному образованию детей, вела кружок «Юный шахматист». А с прошлого учебного года с переходом на ставку дополнительного педагога веду занятия в старших и подготовительных группах, где с большим интересом занимаются 8-групп, около 200 детей.

В нашем учреждении мы создали специальный кабинет для развивающих игр. Приобретены комплекты шахмат, разработаны наглядно-дидактические пособия. Ежегодно организовываем турниры, олимпиады и конкурсы в рамках фестиваля «Интеллектуальное будущее Якутии».

Чтобы заинтересовать детей проводим разные мероприятия, такие как спортивное развлечение «Страна шахматных чудес», где два войска сказочных шахматных фигур соревнуются в силе, ловкости и быстроте.

Активно работает творческая мастерская: дети и воспитатели слепили из пластилина и теста жителей шахматной страны, также отражают в рисунках и аппликациях свое представление об этой стране. Ежегодно организовываем выставки «Мир шахмат – глазами детей». В качестве сюрпризных моментов на занятиях мы используем куклы Королеву и Пешку. Идея создания этих кукол пришла с превращения пешки в Ферзя.

Создали «Музей шахмат», где выставлены более 40-поделок сделанных руками наших родителей, детей и педагогов. Каждые 2-года проводим конкурс поделок «Шахматная фантазия». Тут можно увидеть шахматные фигуры из разных материалов: дерева, бумаги, теста, пластилина, ткани, бересты берёзы, болтиков, сахара «леденцы» и т. п.

Данная работа введется благодаря поддержке родителей, для них регулярно проводим «День открытых дверей» показываем занятия, развлечения, мастер-классы. Проводим ставший доброй традицией турнир, приуроченный ко дню Защитника Отечества.

В детском саду работает «Школа мастерства» для молодых педагогов и воспитателей.

Являясь автором проекта «Раннее приобщение детей к игре в шахматы», разработала программу на 4 года обучения с младшего возраста до поступления в школу с детьми, не прошедших никакой первоначальной подготовки. Научный руководитель проекта - Лугинова-Троева Лена Дмитриевна, доцент кафедры ИРО и ПК имени Донского-II. Проектную группу вела воспитатель высшей категории Неустроева Александра Васильевна.

Целью проекта было создание условий для интеллектуального развития детей посредством обучения игре в шахматы.

Были поставлены следующие задачи - выявление интеллектуально одаренных детей; разностороннее развитие ребенка, способствовать его умственному развитию, привлечение родителей к образовательному процессу.

Идея проекта. Наша РС (Я) поддерживает развитие детского спорта и каждые 4-года проводит Международные спортивные игры «Дети Азии». Мы готовим будущих спортсменов со стен дошкольных учреждений, для этого создаём все необходимые условия для развития каждого ребенка.

Краткое описание программы. В младшей группе дети знакомились с фигурами и пешками. Также с первоначальной расстановкой фигур, пешек на шахматной доске. Проводились дидактические игры «Войско из мешочка», «Найди место». Таким образом мы привили детям интерес к игре, дети даже не замечали, что их обучают.

В средней группе дети знакомились с ходами и взятием шахматных фигур и пешек. Вводились понятия, что такое шах, мат и рокировка. Проводились дидактические игры «Чудесный мешочек», «Найди место».

В старшей группе закрепляли правила игры, хода и взятия фигур и пешек. Дети стали играть со всеми фигурами из начального положения.

В подготовительной группе закрепляли правила игры, решали задачи. Дети научились играть по правилам шахматную партию от начала до конца. Активно участвовали в турнирах не только внутри сада, но и на уровне города и республики.

Были использованы такие формы и методы работы: объяснение и показ на демонстрационной магнитной доске. На занятиях использовался материал, вызывающий особый интерес у детей : сказки, дидактические игры, загадки и вопросы из «Шахматной шкатулки», задания. Обогащали занятия и яркие, своеобразные картинки, призванные закрепить в воображении ребенка образы шахматных персонажей. Особенно полюбилась детям эстафета на правильную и быструю расстановку фигур и пешек на шахматных досках. Учились решать простейшие шахматные задачи. По плану проводились «официальные» турниры на «чемпиона» недели и месяца. Победителям вручали медали, изготовленные самими детьми. Проводились беседы об общих правилах поведения во время игры.

Знакомство с шахматами, регулярные занятия за 4-года обучения показали, что у детей повысилась дисциплина, они стали более самостоятельны и ответственны, появилась творческая активность. Дети научились работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции, повысилась произвольная регуляция собственной деятельности, работоспособность, а также общий уровень развития.

Воспитанники проектной группы Васильев Артур, Попова Лея в старших и подготовительных группах имели успехи на городских, республиканских чемпионатах, участвовали в конкурсе «Принц и Принцесса шахматного Королевства». В подготовительной к школе группе эти дети выполнили разряды по шахматам : Артур 2-спортивный, Лея 3-юношеский.

Артур Васильев, будучи воспитанником подготовительной группы участвовал в первенстве России по шахматам до 9 лет в городе Кострома.

В прошлом году эти дети поступили в 1 класс. В ноябре 2017 года Артур участвовал в личном первенстве ДВФО до 9 лет, где занял 2 место. В 14 Международном Кубке РГСУ по шахматам «Моscow Ореn – 2018» занял 6 место из 210 участников, в группе до 9 лет.

Таким образом, по итогам многолетней работы мы пришли к выводу, что очень важно пробудить у маленьких детей интерес к шахматной игре, любовь к ней. Шахматный материал должен излагаться взрослым последовательно и доступно, в определенном логическом порядке – «от простого к сложному, от легкого к трудному, от знакомого к незнакомому». Воспитатели без ущерба для других занятий могут запланировать знакомство с шахматной игрой.

Публикации по теме:

«Раннее приобщение детей к полезной трудовой деятельности».«Раннее приобщение детей к полезной трудовой деятельности». УХАЖИВАЕМ ЗА ЦВЕТОЧКАМИ. ПОЛИВАЕМ РАСТЕНИЯ. Трудовое воспитание детей раннего возраста-это деятельность,направленная на развитие.

Консультация по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста Цель: Совершенствование взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ через интерактивные формы общения на примере обучения игре в шахматы.

Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Пешка в игре» АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка.

Конспект занятия с элементами обучения детей игре в шахматы «Путешествие в Шахматную страну» в подготовительной группе Тема занятия: «Путешествие в Шахматную страну» Воспитатель: Матвеева Н. А. Цель занятия: Закрепление названий шахматных фигур и правил их.

Консультация «Обучение дошкольников игре в шахматы»Консультация «Обучение дошкольников игре в шахматы» Шахматы в наши дни стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей. Шахматы — старинная и очень увлекательная игра,помогает.

Мастер-класс для педагогов по обучению игре в шахматы «Пешка: ни шагу назад!» Мастер-класс Пешка «Ни шагу назад!» Подготовили: Воспитатель Осипова Тамара Ивановна Здравствуйте уважаемые коллеги. Тема моего мастер.

Методические рекомендации по организации обучения игре в шахматы детей дошкольного возраста Методические рекомендации по организации обучения игры в шахматы детей дошкольного возраста. Осипова Тамара Ивановна воспитатель МБДОУ.

Конспект игровой ситуации по обучению игре в шахматы «Как ладья похудела» Ф. И. О. педагога: Антонова Анна Владимировна ЦЕЛЬ: Рассказать о рокировке. Зачем нужна рокировка. Как делается рокировка. Развивать творческое.

Отчёт начальном курсе обучения игре в шахматы «Чему мы научились за год»Отчёт начальном курсе обучения игре в шахматы «Чему мы научились за год» Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен для освоения в дошкольных образовательных учреждениях. Важное значение.

Эффективные приемы и методы, применяемые при обучении детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы Эффективные приемы и методы, применяемые при обучении детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы С чего следует начинать обучение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет «Раннее приобщение детей к игре в шахматы»
Опубликовано: 9 сентября 2018 в 11:01
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчет «Раннее приобщение детей к игре в шахматы»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Корякина (УИ 925015) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД