Мария Корякина
Отчет «Раннее приобщение детей к игре в шахматы»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие детских шахмат в Республике Саха (Якутия) тесно связано с именем первого президента республики Михаила Ефимовича Николаева.
По его инициативе с 1996 года проводятся Международные спортивные игры «Дети Азии». В 2006 году открылась шахматная школа имени Анатолия Карпова, выпускники которой являются лидерами шахматного движения республики.
Публикация «Отчет „Раннее приобщение детей к игре в шахматы“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
В феврале этого года в детском технопарке «Кванториум» состоялась торжественная церемония Марафона открытий «Шахматных гостиных». Основная цель направлена на развитие проекта «Шахматное образование» в Российской Федерации и распространение этой практики в организациях дополнительного образования детей.
Отрадно заметить, что география шахматного образования расширяется, растет количество детских садов, школ, центров дополнительного образования, которые активно внедряют пилотный проект «Шахматы в школе». Во многих детских образовательных учреждениях республики проводятся кружки и развивающие занятия по шахматам.
С 2016 года в республике ежегодно проводится шахматная олимпиада И. Г. Сухина среди дошкольников и младших школьников. Цель этой олимпиады – повышение интеллектуального потенциала детей и продвижение развития математического образования в Республике Саха (Якутия). Председателем жюри и разработчиком олимпиадных заданий является Игорь Георгиевич Сухин – научный консультант республиканского пилотного проекта «Шахматы - детям» в Республике Саха (Якутия, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования, член Координационного совета по развитию шахматного образования в РФ, кандидат в мастера по шахматам, главный идеолог и методист Шахматного всеобуча в РФ, автор официального Федерального шахматного курса для начальной школы «Шахматы – школе».
Игорь Георгиевич неоднократно проводил у нас в Якутии курсы повышения квалификации «Шахматы – школе : в условиях реализации ФГОС». Задача которого заключается в введении и изучении шахмат в школах, как на факультативах, так и на постоянной основе, подготовке тренеров для школ и детских садов, для полномасштабного развития шахмат в республике.
Работая воспитателем в детском саду, я более 20-ти лет отдала шахматному образованию детей, вела кружок «Юный шахматист». А с прошлого учебного года с переходом на ставку дополнительного педагога веду занятия в старших и подготовительных группах, где с большим интересом занимаются 8-групп, около 200 детей.
В нашем учреждении мы создали специальный кабинет для развивающих игр. Приобретены комплекты шахмат, разработаны наглядно-дидактические пособия. Ежегодно организовываем турниры, олимпиады и конкурсы в рамках фестиваля «Интеллектуальное будущее Якутии».
Чтобы заинтересовать детей проводим разные мероприятия, такие как спортивное развлечение «Страна шахматных чудес», где два войска сказочных шахматных фигур соревнуются в силе, ловкости и быстроте.
Активно работает творческая мастерская: дети и воспитатели слепили из пластилина и теста жителей шахматной страны, также отражают в рисунках и аппликациях свое представление об этой стране. Ежегодно организовываем выставки «Мир шахмат – глазами детей». В качестве сюрпризных моментов на занятиях мы используем куклы Королеву и Пешку. Идея создания этих кукол пришла с превращения пешки в Ферзя.
Создали «Музей шахмат», где выставлены более 40-поделок сделанных руками наших родителей, детей и педагогов. Каждые 2-года проводим конкурс поделок «Шахматная фантазия». Тут можно увидеть шахматные фигуры из разных материалов: дерева, бумаги, теста, пластилина, ткани, бересты берёзы, болтиков, сахара «леденцы» и т. п.
Данная работа введется благодаря поддержке родителей, для них регулярно проводим «День открытых дверей» показываем занятия, развлечения, мастер-классы. Проводим ставший доброй традицией турнир, приуроченный ко дню Защитника Отечества.
В детском саду работает «Школа мастерства» для молодых педагогов и воспитателей.
Являясь автором проекта «Раннее приобщение детей к игре в шахматы», разработала программу на 4 года обучения с младшего возраста до поступления в школу с детьми, не прошедших никакой первоначальной подготовки. Научный руководитель проекта - Лугинова-Троева Лена Дмитриевна, доцент кафедры ИРО и ПК имени Донского-II. Проектную группу вела воспитатель высшей категории Неустроева Александра Васильевна.
Целью проекта было создание условий для интеллектуального развития детей посредством обучения игре в шахматы.
Были поставлены следующие задачи - выявление интеллектуально одаренных детей; разностороннее развитие ребенка, способствовать его умственному развитию, привлечение родителей к образовательному процессу.
Идея проекта. Наша РС (Я) поддерживает развитие детского спорта и каждые 4-года проводит Международные спортивные игры «Дети Азии». Мы готовим будущих спортсменов со стен дошкольных учреждений, для этого создаём все необходимые условия для развития каждого ребенка.
Краткое описание программы. В младшей группе дети знакомились с фигурами и пешками. Также с первоначальной расстановкой фигур, пешек на шахматной доске. Проводились дидактические игры «Войско из мешочка», «Найди место». Таким образом мы привили детям интерес к игре, дети даже не замечали, что их обучают.
В средней группе дети знакомились с ходами и взятием шахматных фигур и пешек. Вводились понятия, что такое шах, мат и рокировка. Проводились дидактические игры «Чудесный мешочек», «Найди место».
В старшей группе закрепляли правила игры, хода и взятия фигур и пешек. Дети стали играть со всеми фигурами из начального положения.
В подготовительной группе закрепляли правила игры, решали задачи. Дети научились играть по правилам шахматную партию от начала до конца. Активно участвовали в турнирах не только внутри сада, но и на уровне города и республики.
Были использованы такие формы и методы работы: объяснение и показ на демонстрационной магнитной доске. На занятиях использовался материал, вызывающий особый интерес у детей : сказки, дидактические игры, загадки и вопросы из «Шахматной шкатулки», задания. Обогащали занятия и яркие, своеобразные картинки, призванные закрепить в воображении ребенка образы шахматных персонажей. Особенно полюбилась детям эстафета на правильную и быструю расстановку фигур и пешек на шахматных досках. Учились решать простейшие шахматные задачи. По плану проводились «официальные» турниры на «чемпиона» недели и месяца. Победителям вручали медали, изготовленные самими детьми. Проводились беседы об общих правилах поведения во время игры.
Знакомство с шахматами, регулярные занятия за 4-года обучения показали, что у детей повысилась дисциплина, они стали более самостоятельны и ответственны, появилась творческая активность. Дети научились работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции, повысилась произвольная регуляция собственной деятельности, работоспособность, а также общий уровень развития.
Воспитанники проектной группы Васильев Артур, Попова Лея в старших и подготовительных группах имели успехи на городских, республиканских чемпионатах, участвовали в конкурсе «Принц и Принцесса шахматного Королевства». В подготовительной к школе группе эти дети выполнили разряды по шахматам : Артур 2-спортивный, Лея 3-юношеский.
Артур Васильев, будучи воспитанником подготовительной группы участвовал в первенстве России по шахматам до 9 лет в городе Кострома.
В прошлом году эти дети поступили в 1 класс. В ноябре 2017 года Артур участвовал в личном первенстве ДВФО до 9 лет, где занял 2 место. В 14 Международном Кубке РГСУ по шахматам «Моscow Ореn – 2018» занял 6 место из 210 участников, в группе до 9 лет.
Таким образом, по итогам многолетней работы мы пришли к выводу, что очень важно пробудить у маленьких детей интерес к шахматной игре, любовь к ней. Шахматный материал должен излагаться взрослым последовательно и доступно, в определенном логическом порядке – «от простого к сложному, от легкого к трудному, от знакомого к незнакомому». Воспитатели без ущерба для других занятий могут запланировать знакомство с шахматной игрой.