Шарапова Алена
Конспект НОД по обучению игре в шашки, шахматы на тему «Знакомство с шахматной фигурой пешкой». 1-й год обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Обучение игре в шахматы, шашки
На тему : «Ни шагу назад. Знакомство с шахматной фигурой пешкой»
1-й год обучения
Дата проведения: 4.10.18.
Цель: познакомить детей с шахматной фигурой пешкой.
Задачи:
Обучающие :
• познакомить с шахматной фигурой пешка
Публикация «Конспект НОД по обучению игре в шашки, шахматы на тему „Знакомство с шахматной фигурой пешкой“, 1-й год обучения» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
• выработать навык узнавать и правильно называть шахматные фигуры
• выработать навык работы с шахматной доской;
Развивающие:
• способствовать развитию памяти, внимания;
• развить логическое мышление;
• развить творческую активность.
Воспитательные:
• воспитать навыки работы в коллективе;
• повысить шахматную культуру;
• выработать позитивное отношение к процессу обучения.
Оборудование: Шахматные доски, шахматные фигуры.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами сегодня заглянем в «Шахматное королевство».
Шахматы — это интересно,
И для головы полезно,
Шахматы — это обучение,
Шахматы — это развлечение,
Это множество друзей,
Вместе с другом веселей.
2. Мотивационная игра «Ответь на вопрос»
Ребята, а сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы о шахматах.
Что такое шахматная доска?
Сколько белых клеток, и сколько черных?
На каких полях ничего не растет?
Из каких досок не строят теремок?
В каких клетках не держат зверей?
Сколько белых полей в каждой горизонтали, вертикали?
Что делают партнеры, противники за шахматной доской?
Какая фигура похожа на лошадь? На башню?
Какая фигура выше ферзь или король? Как называли слона по другому?
Как называли пешку по- другому?
Какая фигура ниже слон или пешка?
3. Затруднение в игровой ситуации. Выход из затруднения в игровой ситуации.
Ребята, как вы думаете, про что мы сегодня будем с вами говорить?
Хотите узнать? Для этого я вам предлагаю отгадать загадку. Будем отгадывать загадку?
Кто не любит прыг да скок?
Кто ходить привык без спешки
И берёт наискосок?
Ну конечно, это -…
(Пешки)
Правильно, сегодня мы с вами будем говорить про пешки.
4. Получение нового знания.
Сегодня мы познакомимся с одной фигурой, не простой, а с шахматным солдатом. Какая эта фигура?
Всего на шахматной доске в начальном положении по 8 пешек. 8 белые, 8 черные. Белые пешки располагаются на второй горизонтали, черные – на предпоследней (седьмой горизонтали). Давайте их расставим. У каждой пешки есть названия. Как вы думаете какие? На одной вертикали с ладьями стоят ладейные пешки, с конями – коневые пешки, со слонами – слоновые пешки, с ферзями – ферзевые пешки, с королями – королевские пешки. Пешки ходят только вперед по вертикали. Белые пешки от второй горизонтали до последней, а черные пешки – от предпоследней горизонтали до первой. За один ход пешка передвигается только на одно соседнее поле вперед по вертикали. Только один раз в партии пешка имеет право прыгнуть через клетку – из начального положения. А вот бьет пешка не по вертикали вперед, а по диагонали на одно поле и занимает место взятой фигуры. Ребята, посмотрите какие пешки храбрые, умрут за своего короля, но не отстанут ни на шаг. Пешки, как солдаты пехотинцы. Они первые вступают в бой, прорываются до последней линии и тогда наступает счастливое перевоплощение. Пешка имеет право превратиться в любую фигуру? кроме короля. Двух королей одного цвета в одном королевстве не бывает. Ребята, пешек нужно ценить, беречь и не отдавать без нужды противнику.
А сейчас начинается парад. Первыми на параде маршируют белые пешки (на доске выставлены белые пешки)
Мы – опора
Королевского престола
Шагаем лишь вперед,
А не наоборот
По чину нам положен
Один короткий шаг
Зато назад не может
Нас передвинуть враг.
А теперь давайте покомандуем черными пехотинцами. Они тоже хотят принять участие в параде.
Мы шахматные пешки,
В бою не знаем спешки,
Шагаем лишь вперед,
Назад не знаем ход.
Наискосок, налево и направо
Мы «бить» имеем право.
А коль в конец доски придем,
Фигуру новую берем.
5. Физминутка.
А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)
6. Самостоятельное применение нового знания. (Графический диктант).
Пешка. 1 клетка вверх, 2 клетки по диагонали вправо вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки по диагонали вправо вниз, 1 клетка вниз, 1 клетка по диагонали влево вниз, 2 клетки вниз, 1 клетка по диагонали вправо вниз, 1 клетка вниз, 5 клеток влево, 1 клетка вверх, 1 клетка по диагонали вправо вверх, 2 клетки вверх, 1 клетка по диагонали влево вверх.
7. Итог занятия. Рефлексия.
Ребята, Шахматные фигуры приготовили для вас вопросы, хотят проверить что нового вы сегодня узнали.
1. Может ли пешка стать когда-нибудь фигурой, превратиться в неё, в каких случаях? (Да, если белая пешка достигнет 8-й, а чёрная 1-й горизонтали.)
2. Может ли пешка попасть на белое поле? На черное поле?
3. Ходит ли пешка с белого поля на черное, с черного на белое?
4. Ходит ли пешка по горизонтали?
5. Ходит ли пешка по вертикали?
6. Бьет ли пешка по вертикали, по горизонтали?
7. Бьет ли пешка по диагонали?
8. Может ли белая пешка побить белого коня?
9. Превращается ли пешка в короля?
10. Как ходит пешка? (только вперед)
11. Как бьёт пешка? (наискосок)
Если вам занятие понравилось, то поднимите желтую карточку, если были затруднения красную, если не понравилось занятия синюю.