Еремина Надежда
Презентация о педагогическом опыте кружка «Белая ладья» шахматы и шашки
▼ Скачать + Заказать документы
Шахматы — старинная и очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития малыша. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме. Игра будет развивать мышление, научит ребенка обобщать и сравнивать, делать выводы. Обучение игре в шахматы дает формирование таких нужных качеств, как усидчивость, внимательность и организованность.
Публикация «Презентация о педагогическом опыте кружка „Белая ладья“ шахматы и шашки» размещена в разделах
За последние десятилетия шахматная игра значительно помолодела, что подтверждается удивительно молодым возрастом ведущих гроссмейстеров мира: А. Костенюк, Р. Понамарев, Г. Каспарова, Ю. Полгар и других, а также очень ранним началом обучения этой древней игре детей 5-7 лет. Именно с этого возраста начинают заниматься юные шахматисты
Я веду кружок «Белая ладья»,где занимаются дети старшей группы от 6 -7лет. Мною был разработан план занятий на 1 год. Занятия проводились два раза в неделю. На начальном этапе знакомства с шахматной игрой, учитывая возрастные особенности детей, была определена цель: привить детям интерес к шахматам и шашкам, познакомить с шахматными фигурами.
Задачи кружка :1. Развивать внимание,память,мышление, начальные формы волевого управления поведением. 2. Упражнять в количественном и порядковым счете. 3. Развивать умение ориентироваться на плоскости. 4. Развивать мелкую моторику. 5. Воспитывать у детей любовь и уважение к мудрой древней игре в шахматы.
В работе с детьми было использовано учебно-методическое пособие Сухин И. Г. «Волшебные фигуры для детей 2-5 лет». В нем изложен новый, нестандартный подход к процессу обучения дошкольников шахматной игре. В. Н. Сидорычев. «Русские шашки для дошкольников». При знакомстве с шахматными фигурами дети играли с ними, исследовали их, фантазировали. Сюжетная часть была прочитана детям в несколько приемов. Дети с удовольствием оказывались в стране шахматных фигур. В первую очередь я познакомила детей с шахматной и с шашечной доской. Как правильно ее располагать на плоскости. .
Для начала я рассказала детям сказку про "короля, королеву и их свиту", показала иллюстрации, красочные книжки с фигурами на картинках.. что доска - это поле битвы, а фигуры олицетворяют разного рода войска.
Для повышения интереса у детей к шахматной игре, шахматный уголок был пополнен иллюстративным материалом: - папка с подборкой иллюстраций «История шахматных фигур»; папка с портретами чемпионов по шахматам; был просмотрен мультфильм: Носова «Незнайка в солнечном городе». На занятиях использовала дидактические игры как: «Волшебный мешочек», «Угадайка», «Чего не стало», «Кто быстрее», «Прятки», «На стуле», «Что общего» и другие. В театрализованной деятельности использовала: «Шахматный колобок», «Шахматная репка».Каждый раз на занятия приходили герои из различных сказок «Буратино»,Клоун просили о помощи разобраться и рассказать об этой удивительной и полезной игре. Дети с радостью приходили на помощь рассказывая о шахматных фигурах. Особенно нравилось превращение в шахматные фигуры (одевание на голову маски)все хотели быть королем. Использовала творческие задания нарисовать, перевести слепить ту или иную шахматную фигуру. Для этого были сделаны трафареты,раскраски. Мною был подобран красочный материал для альбомов как: «История шахматных фигур»,загадки,стихи. Конкурс рисунков «Жители шахматного королевства». Для родителей подобраны консультации : «Шахматы в дошкольном возрасте», «Увлекательная игра шахматы и шашки», «Обучение детей игре в шахтаты» .Провела анкетирование с родителями и лишь одна семья Алины Тюгашкиной играют в шашки и шахматы.
Подводя итог своей работы хочу сказать, что все дети изначально талантливы. К концу года дети научились различать и называть шахматные фигуры, расставлять на шахматной доске начальную позицию,находить ошибки в расстановке шахматных фигур. Шахматы являются эффективным средством развития логического мышления. Предлагаю продолжить работу кружка и начать знакомство с шахматами со средней группы, т. к. я считаю одного года недостаточно для познания правил этой игры.