Аммосова Татьяна Васильевна
Консультация для родителей «Обучение игре ребёнка с нарушением коммуникации»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение игре ребёнка с нарушением коммуникации, помощь родителям.
Разговор пойдёт об игре.
Об игре детей с нарушением коммуникации.
Почему, на первый взгляд такой простой и интересный вид деятельности для ребёнка, нуждается в обучении.
Обучении детей. Обучении родителей. Они, действительно, нуждаются в нашей помощи.
Публикация «Консультация для родителей „Обучение игре ребёнка с нарушением коммуникации“» размещена в разделах
Для любого ребенка естественным видом жизнедеятельности является игра. Отсутствие социально-коммуникативной направленности детей,о которых мы говорим сегодня, приводит к нарушению игровой деятельности.
Но именно игра является одним из перспективных методов работы
С ПРАКТИЧЕСКОЙ точки зрения.
Она наиболее доступна и (при соответствующей подготовке) используется как педагогами, так и ближайшим окружением ребёнка - в семье. Семья ребёнка может применять игру каждый день,
сделать её основой для общения.
Ценность игры заключается в психологической комфортности
а)для ребёнка
б)для всей семьи.
С практической точки зрения игры направлены
-на установление эмоционального контакта со взрослым,
-на улучшение социальной способности взаимодействия, -получение радости от физического контакта,
-на совершенствование способности зрительного контакта.
(все перечисленные задачи, их решение - наша главная ежедневная цель).
Перед тем как начать учить родителей основным способам и приёмам игры с ребёнком, мы задаё м вопрос :
- Что такое игра?
и слышим ответы:
- складывать пазлы,
- собирать конструктор,
- катать машину,
- кормить куклу.
Да, все это игра. Но у ребёнка с проблемами в коммуникации, с которым раньше никто не играл и не развивал игровых навыков, это очень высокий уровень.
Мы должны начинать с начала, с первой ступени.
Есть разные виды игр.
По своему содержанию,
по степени самостоятельности детей,
по формам организации,
по игровому материалу детские игры достаточно многообразны. В педагогике встречается разная их классификация. Мы в своей работе и, обучая родителей, придерживаемся следующей классификации :
1. Сенсомоторная игра.
2. Предметная игра.
3. Сюжетно- ролевая игра.
4. Игра- драматизация.
5. Игра с правилами.
Почему для нас удобен такой вид классификации?
В работе с нормотипичными детьми сенсомоторную игру включают в середину, чтобы ребёнок отдохнул, собрался с новыми силами, просто взял паузу.
Потешки,
Ку- ку,
По кочкам,
В ямку бух,
Коза рогатая-
это то, что развеселит ребёнка.
И ЭТО ТОЖЕ ИГРЫ!
Начинать нужно С НАЧАЛА!
Но… начало у ребёнка с РАС- это не такое начало как у нормотипичного ребёнка.
Пример:
Мама девочки:
- Играть- это же так просто.
Я играла в детстве.
Все играют.
Возьмите куклу. Она нам не нужна. Дочь не играет.
Почему- то. -O-
Да потому что
- у неё нет опыта, чтобы играть в куклы;
- она не смотрела на отношения мамы- папы как ролевые;
- у неё в голове нет мультиков на эти темы,
- нет образцов, которым бы она хотела подражать,
- она не может построить сюжет
- потому что нет основания для этого сюжета.
Эти проблемы приводят к важной мысли:
У ребёнка с нарушением коммуникации дефицит- СОЦИАЛЬНЫЙ!
Социальность- умение выделять из окружающего мира человека.
С этим человеком пытаться выстроить отношения.
Ребёнок с нарушением коммуникации ко всему относится как к физическим объектам. И к нам - тоже.
У него своя картина мира.
Но Каждый ребёнок должен развиваться и учиться.
Чтобы учиться, нужно взаимодействовать с учителем (дома, в семье - с родителями, с членом семьи, с тем человеком, от которого ты будешь получать информацию.
Дети с нарушением коммуникации лучше учатся у гаджетов. Для них научиться словам иностранного языка, просматривая ролики на Ютубе, это норма.
Наш пример!
Родители говорят :
- Я не знаю откуда он знает английский, но он откуда- то знает.
Он не использует для общения, он просто выучил.
Потому что трудно учиться у настоящего человека, потому что настоящий человек
-требует взаимодействовать,
- требует быть социальным.
Чтобы взаимодействовать с педагогом (с родителем)
НУЖНО ЭТОГО ХОТЕТЬ!
Т. е., когда тебя заставляют- это не то,
когда тебя подкупают-
(ты работаешь за жетоны, за еду, за интересный предмет,
это работает в рамках того, что мы можем освоить какие- то навыки, но не работает в рамках общих навыков, ПО ОТНОШЕНИЮ К ЛЮДЯМ.
Вывод:
Нужно хотеть взаимодействовать с человеком.
А чтобы хотеть, нужно получать удовольствие.
Это всё аргументы в пользу того, что начинаем играть не с сюжетов.
Начинаем с ощущений. Опираясь на те, которые ребёнку нравятся.
Вестибулярные ощущения-
висеть, кружить, качать,-
вокруг этого завести игру и тогда он будет хотеть повторения игры и хотеть взаимодействовать с нами.
Начинать с простых вещей:
а). Они приятны,
б). Они понятны. ;
потому что они опираются на его тело, на его ощущения.
Т. о. ,
СЕНСОМОТОРНАЯ ИГРА-
это игра, которая позволяет лучше всего развивать взаимодействие, потому что в игре участвует только взрослый и ребёнок (могут быть ещё ассистенты и помощники.)
НО смысл в том, что там нет никаких игрушек.
Пример сесомоторной игры:
Мыльные пузыри.
Ребёнок наблюдает за кружением мыльных пузырей, мы все себе представляем его настроение в это время,бег по комнате, пока не «поймает» пузырь. Чтобы поймать - это высокий уровень. Если он просто следит глазками- это тоже цель.
Все дети с нарушением коммуникации разные :
Одни сверхчувствительны в одной сфере чувств и невосприимчивы в другой.
Например, у многих
внимание сконцентрировано прежде всего на своих ощущениях. И на взрослом, как на партнере, который помогает это ощущение достигать.
КАЧАНИЕ НА ПОКРЫВАЛЕ
Выполняем задачу:
• добиться социального отклика на предложение игры (только на слово и жест,
• наблюдение ребёнка за действиями взрослого и реакция на них …
Такие же цели достигаем в игре «ЗАВЁРТЫВАНИЕ В ОДЕЯЛО».
По тактильным ощущениям игры примерно одинаковые, но мы даём ребёнку право выбора.
1ая игра (качание) всегда на розовом! покрывале,
2ая (завертывание) всегда на голубом.
Делая выбор с учётом своего предпочтения с помощью визуальной поддержки, ребёнок соотносит цвет покрывала с картинкой.
ЭТО уже! ИНИЦИАТИВА и ВЫБОР ребёнка!
В такой простой игре можно по чуть- чуть вводить правила:
Если сначала мы просто ребёнка заворачиваем в одеяло, то дальше мы закатали и чуть-чуть подержали его (можно прочитать потешку, крикнуть имя, ку- ку).
Теперь нужно капельку подождать.
Или: если раньше в покрывале мы качали его одного, то теперь будем качать по очереди:
его- и Сашу! его- и Сашу!
Эти новые правила нужны для того, чтобы ребёнок держался на этом этапе дольше и проявлял некоторое УСИЛИЕ.
Нужно подождать, чтобы в конце достигнуть ожидаемого приятного ощущения.
Любую простейшую игру на определё нной стадии можно и нужно усложнять:
Добавлять новых «персонажей» в игру.
Пример:
Раскачиваем ребёнка в одеяле. Принесем другие игрушки – пусть они тоже покачаются. Если ребенок начнет скидывать игрушки с покрывала,комментируем его действия, например: «Уходи, мишка!».
В данном случае мишка- это не игрушка, мы с ним в покрывале не будем играть, мишка- привлечение внимания.
А если начинаем с мишкой игру- то это второй вид игры в нашей классификации-
предметная игра.
Чтобы перейти на 2 этап,
играть правильно с игрушками, мы должны освоить первые 6 этапов:
1. Установление контакта.
Если ребёнку нравится кружиться, валяться, щекотаться, мы через это устанавливаем контакт.
Бывает, предложили 5-10 видов, чтобы установить контакт, но ребёнок не на один не пошёл. ХОТЯ пытались подобрать к его любимым предпочтениям, сенсорным ощущениям. НО тотально ничего не зашло.
ТОГДА нужно с ребёнком какое- то время просто побыть в одном пространстве, стать своим.
2. Исследование мотивации и формирование стартового набора игр.
Т. е. в динамике предлагаем набор игр,
прощупываем: какая из них ребёнку нравится.
Он показывает, что хочет построить игру,
включается в неё,
Он не скажет, но мы увидим по реакции.
Нужно, чтобы ребёнок тянулся,
- следил за нами,
- выделял из фона, чтобы он в комнате не видел
стол- шкаф- я,
а сразу видел меня, потому что я интересная, со мной весело
Здесь нужно фокусироваться:
- смотреть, куда я иду,
- следить за жестами, - пытаться их повторить, чтобы присоединиться получше,
- и! участвовать в том, что я предлагаю.
3. Введение простых правил.
В самых простых играх-
догонялок, потешек, считалок,-
мы говорим ребёнку, что будем играть ПО ОЧЕРЕДИ!-
это уже правило.
И правила нужно усложнять:
МОЖНО научить соглашаться, отказываться
(с помощью карточек,
жестов,
если говорящий- с помощью слов).
МОЖНО научить взаимодействовать, манипулировать взрослым активно, осознанно-
толкать, тянуть, хватать.
Потому что ребёнок не воспринимает взрослого как социальный объект.
Он живет в СВОЁМ физическом мире.
Когда мы просим
ТОЛКНИ меня, ДОГОНИ, ребёнок с нарушением коммуникации не делает.
Ему сложно воздействовать на другого, касаться его активно в определенных играх-
ЭТО часть контакта. Этому надо учить.
4. Введение организующих элементов, структурирование зоны.
Ребёнок понимает, если мы -садимся на диван, то это одна игра,
-за стол- напротив друг друга- другая,
-за стол- взрослый сзади- он будет мне помогать (рука в руке,
- открываем гараж, значит, играем в машинки.
5. Усложнение взаимодействия, стимулирование инициативы ребёнка.
Подкрепляющие стимулы можно разбить на три основные группы:
материальные,
социальные
и занятия, виды деятельности.
Материальными стимулами могут быть любимая еда,любимые игрушки, любимые предметы.
К социальным стимулам относится все, что связано с общением:
улыбка другого человека, приятный тактильный контакт, словесное одобрение и т. п.
Занятия, виды деятельности — рисование,
музыкальная книга;
любимый мультфильм
— все это может использоваться как подкрепляющий стимул.
6. Обмен ролями, удержание ролей.
Когда весь мир вращается вокруг тебя, давай, мы поменяемся ролями.
Я включала песочные часы, ты прыгал на батуте. Поменяемся.)
Без этой подготовки
(6 этапов)
играть в игрушки он не умеет.
Кажется, достаточно функциональный ребёнок. Он играет сам.
Но он не пускает нас в сюжеты. Сюжеты- простые, шаблонные, взятые из мультфильма или когда-то он видел.
Мы не можем внедриться в игру:
- не в поезд,
- не в дочки- матери.
Чтобы он нас в эту игру впустил, нудно пройти 6 этапов
БЕЗ ЭТОГО мы сразу теряем ребёнка.
Потому что зачем со мной взаимодействовать, если есть игрушка.
Она ничего не требует, она проще.
Зачем со мной взаимодействовать, если он не понимает требования.
Он не хочет ждать.
Он не умеет ждать.
Пройдя 6 этапов, мы этому ребёнка научили!
Предметная игра.
РЕБЁНОК БЕРЕТ В РУКИ ИГРУШКУ и использует ее согласно типажу:
- лошадка скачет,
- машина едет,
- куклу держим головой вверх.
Предметная игра
1. Знакомит с предметом;
2. Учит ребёнка обращать внимание на характеристики предметов
В КОНТАКТЕ СО ВЗРОСЛЫМ.
Игра: «Мячик, катись!»
Характеристика:
мяч- круглый, катится.
Педагог или родитель садится напротив ребенка на полу, и толкает мяч по направлению к нему.
Инструкция:
вернуть мячик таким же образом.
«Открой – закрой»
Предметы:
коробочки, баночки, футляры с разными видами застежек.
И поместить в них бусинки или маленькие игрушки. Предложите ребенку достать их. Если возникнут трудности, помогите малышу справиться с застежкой, показав принцип ее работы.
При знакомстве с предметами мы должны называть из чего состоит предмет, его практическое значение.
Эти игры включают в себя «правильное» использование игрушек – так как задумывалось их создателями. Например, машинки катаются,
игрушечный телефон подносится к уху,
а мячик кидается, катается.
Можно сесть перед ребенком, чтобы он мог смотреть на вас, общаться с вами и видеть, что вы делаете.
Например, игра в машинки.
Мы учим ребёнка знать, что машины бывают разные,
что одним словом «машинка» может быть и предмет, и картинка,
т. е. мы учим соотносить предмет со словом и изображением.
А потом учим играть ребёнка с каждым предметом. Мы включаем эти действия в предметную игру.
(машина едет, у неё есть колесо)
Увидели, что есть контакт между ребёнком и взрослым, ребёнок удерживает внимание, выполняет инструкции.
В предметной игре одно из основных правил- УБЕРИ игрушки! Это практика. Это быт.
Если просто даё м инструкцию: «Собери игрушки», то может не сработать. А если говорим:
3, 2, 1,! (это тоже введение правил)
посидели - 3, посидели - 2, посидели - 1, СОБЕРИ!
Если ребенок не идёт, мы оказываем физическую подсказку.
С такой тренировкой ребёнок поймёт, что от него хотят и будет отвечать нашим требованиям.
Правила сбора игрушек, предметов можно усложнять:
- положи в одну коробку,
- в другую коробку.
На начальном этапе предметная игра основана на эмоциях.
Дальше мы уходим от понимания игры как просто паузы (мы не просто радуемся, хотя это важно) :
доверие друг к другу, удовлетворение-
это то, что поможет учиться,
НО мы усиливаем эффект игры, обучая ребёнка НАВЫКАМ.
СЮЖЕТНО- РОЛЕВАЯ ИГРА
Начальный опыт ребёнка освоен -через предметы,
- через внешнее опосредование,
- через те вещи, которые можно пощупать, потрогать.
Если мы предложим ребёнку :
- Закрой глазки и представь себе, что ты едешь с папой на машине и то, как ты себе это представляешь, мы сейчас проиграем, то ничего не получится.
Прежде чем обращаться к опыту, мы должны понимать, что этого социального опыта нет. И поэтому нам сначала придётся работать с игрушками. И осваивать вещи про доктора, про магазин сначала в предметном плане:
поиграть в ЭТО ручками,
посмотреть на ЭТО глазками
И только потом надеяться, что из этого извлекутся какие- то социальные навыки.
Пример такой игры- кормить цыплят.
(видео 5 - кормим цыплят)
Мы видели СЮЖЕТНУЮ игру: девочка кормит цыплят. Мы учим ребёнка взаимодействовать с игрушками в соответствие с их назначением.
Сюжеты могут быть разные:
-Играйте в динозавров, ревите друг на друга и ищите спрятанную в траве еду;
-Играйте с куклами и кукольным домиком и представляйте, что куклы встают, умываются, играют и ложатся спать;
-Стройте из деталей для конструктора дома, составляйте из них улицы и водите между ними автомобиль;
-Играйте в железную дорогу, загружайте поезд товарами, садите на него людей и перевозите со станции на станцию;
-Создайте больницу для мягких игрушек и лечите зверей: делайте им уколы, капайте в глаза, носы и уши капли, перевязывайте лапы, поите их лекарством;
Основой усвоения множества навыков является ИМИТАЦИЯ.
Поощряем ее:
- делаем жесты руками,
- меняем положение ног и всего тела,
- просим ребёнка повторить,
- изображаем животное! И пусть ребёнок повторяет повадки, которые вы демонстрируете ….
И т. о. мы подошли к ДРАМАТИЗАЦИИ.
Вот здесь мы можем убрать игрушки и оставить истории:
- умение играть роль,
- умение взаимодействовать с партнерами.
Важно сделать ребёнка с нарушением коммуникации ведущим.
Во всех играх он был участником,
а теперь мы должны его сделать ведущим.
Например, мы изображали медведя:
Мишка косолапый
По лесу идёт…
… и он в это время принимал меня за медведя.
Меняясь ролями и предоставив ему право быть В РОЛИ! медведя, он КАК БЫ (на своём понимании) понимает, что не я была медведем, а медведь- это множество операций.
Эти операции по определенным правилам могут выполнять разные люди и ОН!
За счет операций, за счет действий он почувствует
Что такое роль.
Одним из наших долгосрочных проектов является проект «В гостях у сказки».
Реализация проекта- этот учебный год. Каждому месяцу посвящается сказка.
С начала месяца мы знакомимся со сказкой, напр., октябрь- ск. «Репка».
Читаем сказку, знакомимся с героями, их действиями, если это животное- повадками, последовательностью действий. Каждый ребёнок- герой. Родители весь месяц «живут» нашей сказкой, заранее готовят костюмы, потому что весь месяц мы проигрываем роль в костюмах. И тут снова решаем социальные задачи. Напр, переодевание.
Мальчик при смене одежды (сезонной), (любой ее новый предмет) испытывает трудности. С утра, когда он пришёл в обычной одежде, трудно ему согласиться на переодевание: он протестует, сопротивляется, плачет. Вначале. К концу первой недели привыкает, ждёт и хочет быть…. зайчиком.
Бежит в раздевалку и первый кричит: Я - зайчик.
Такое восприятие не у всех. Другому мы не можем сказать:- Ты- медведь. Он испуганно поправляет:- Я не медведь. Объясняем, что ты будешь играть медведя, шагать как он шагает, переваливаться с боку на бок, рычать.
Как концу месяца мы ставим эту сказку по ролям, родителям отправляем фильм «В гостях у сказки», в основе которого работа с первых дней до кульминации- постановки в исполнении детей.
Родители устраивают семейные просмотры и оставляют нашу сказку в семейном архиве.
Мы начали с того, что родители растеряны. Нет сил, нет знаний. А здесь появляется Вера в своего ребёнка. И гордость!
Так мы учим детей игре.
Так мы учим родителей понимать своего ребёнка через игру,
прививать практические навыки
ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ,
От привлечения внимания к выполнению инструкций.