Анна Турыгина
Обучение и социализация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации
Выступление на городском совещании заместителей директоров.
Обучение и социализация
детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации.
Одной из актуальных проблем в современном мире становится проблема социального развития подрастающего поколения. Ребенок, входящий в этот мир, должен стать уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
Дети с ограниченными возможностями здоровья в нашей школе – это дети, в основном, с задержкой психического развития.
Количественный состав классов ЗПР в МБОУ СОШ № 70
классы Кол-во классов Кол-во учащихся
1 2 2 24/21
1-й год 2-й год
Публикация «Обучение и социализация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
3 2 27
4 2 36
ИТОГО 108 чел.
из 267 чел. 40,3%
Комплектование классов ЗПР начинаем с 1 класса. По новым образовательным стандартам предусмотрено увеличение срока обучения в начальной школе до 5 лет.
Анализируя опыт прошлых лет, мы пришли к выводу, что эффективнее будет пролонгировать 1 класс.
С 2016 года мы обучаем детей с ОВЗ по адаптированной основной образовательной программе.
В настоящей момент у нас 4 первых класса, где обучаются дети 1-го и 2-го года обучения.
Наблюдая за усвоением программы обучающимися общеобразовательных классах,при необходимости, приглашаем родителей на школьный ПМПк (консилиум) и рекомендуем пройти ПМПК с ребенком.
2 раза в год в школе работает выездная городская ПМПК.
Качественный состав классов ЗПР.
87 чел - 80 %
УО – 18 чел. – 17 %
РАС – 1 чел – 1 %
ДЦП – 2 чел. – 1,8 %
Инвалиды – 10 чел. - 9,2 %
Для обучения в классах для детей с ЗПР используется УМК «Школа России»
В 1 классе (1-й год обучения) изучаем:
• Математику (1 часть) М. И. Моро (1-й десяток)
• Обучение грамоте «Азбука» Горецкий В. Г. и «Прописи» (на первом этапе подготовки к письму используем рабочую тетрадь «Я учусь писать» Р. Д. Тригер, Е. В. Владимирова, Т. А. Мещерякова.)
• Окружающий мир С. Г. Шевченко «Природа и мы»
В 1 классе (2-й год обучения) изучаем:
• Математику (1 часть) М. И. Моро(2-й десяток)
• Русский язык Т. Г. Рамзаева (1 класс)
• Окружающий мир А. А. Плешаков (1 класс)
(Тетрадь с печатной основойдля уроков ознакомления с окружающим миром и развития речи)
Режим работы классов для обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2)
• Обучение организовано в режиме 5-ти дневной учебной недели.
• Длительность урока составляет 40 минут,
в 1-х классах 35 минут (в 1 полугодии)
• Суббота –
консультации для родителей,
внеурочная деятельность,
коррекционные часы,
воспитательные общешкольные или классные мероприятия
1-я половина дня 1-я половина дня
Урочная деятельность
Внеурочная деятельность ГПД
Коррекционная работа
учителя, психолога, логопеда
ГПД начинает функционировать с 12-00.
Режим ГПД включает в себя:
обед
воспитательные мероприятия
прогулку
сон час
полдник
самоподготовку
коррекционные занятия
Внеурочная деятельность организована по 5-ти направлениям в 3-4 классах
По 3 направлениям в 1-х классах
Спортивно-оздоровительное (Веселые игры)- игры на коррекцию гиперактивности и заторможенности
Социальное (кружок «Помощники» -
Школьный этикет 3 часа
Правила общения 12часов
О трудолюбии 4 часа
Культура внешнего вида 5 часов
Внешкольный этикет 9 часов
Общекультурное («Художественная лепка»)
Духовно-нравственное «Я – гражданин России»
Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России.
патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная) :
Творческие конкурсы
Выставки декоративно-прикладного искусства
Коллективные творческие дела
Соревнования
Показательные выступления
Праздники
Викторины
Интеллектуально-познавательные игры
Трудовые дела
Тренинги
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Заочные путешествия
Акции благотворительности, милосердия
Творческие проекты, презентации
Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания
Программа “Я – гражданин России” используется с 1-4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой.
«Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.
“Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
“Я и культура” – формирование отношения к искусству.
“Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
“Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
“Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Общеинтеллектульное «ЭКО - собеседник»
«Весёлая грамматика»
Социализация учащихся происходит как в урочной, так и во внеурочной деятельности, включающей в себя участие детей в
1. в творческих конкурсах и олимпиадах
2. КТД (оформление школы к празднику)
3. Участие в проектной деятельности
4. трудовых десантах
5. общешкольных спортивных и военно-патриотических мероприятиях (тесное сотрудничество с родителями)
6. сотрудничество с центрами внешкольной работы ДЮЦ «Поиск» и МАУ ДО «Народные ремесла».
7. Преемственность между учащимися начальной, средней и старшей ступени образования.
8. МБОУ СОШ № 70 является базовой площадкой Хабаровского пед. колледжа - для учащихся очень важно осознавать то, что они участвуют в процессе подготовки будущих учителей.
Отслеживание результатов адаптации, социализации и усвоения программы через
1. Дневники наблюдений
2. Карты успеха
Мотивация к деятельности.
Общие рекомендации психолога в работе с детьми с ОВЗ
• Принимать ребенка таким, какой он есть;
• Как можно чаще общаться с ребенком;
• Избегать переутомления;
• Использовать упражнения на релаксацию;
• Не сравнивать ребенка с окружающими;
• Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее;
• Способствовать повышению его самооценки, хваля ребенка; он должен знать за что;
• Обращаться к ребенку по имени;
• Не предъявлять повышенных требований;
• Стараться делать замечания как можно реже;
• Оставаться спокойным в любой ситуации.
Условия полноценной социализации детей школьного возраста.
1. - Важным для педагогов школы является положительный психолого – эмоциональный климат в учебно-воспитательном процессе.
- Уроки проводятся методически грамотно и профессионально, с использованием проблемных ситуаций, поисково-исследовательских методов, игровой деятельности.
- Педагоги стараются, чтобы каждый урок был для учеников маленьким островком радости, чтобы они приходили на занятия и уходили с урока со светлыми, веселыми лицами, с огоньком в глазах и любовью в сердце.
- Главное - верить, понимать, что происходит в их душах, смотреть на мир их глазами, наполнить любовью и добротой каждое мгновение.
- Особое место отводится коррекционно-развивающим урокам: развитие психомоторики и сенсорных процессов, коррекционные занятия, логопедия, ритмика, лечебно-физическая культура. Развитие и коррекция высших психических функций - одно из составляющих успешности восприятия учебного материала и социализации учащихся.