Ксения Сергеевна Мурзина
«Путешествие в сказку. Звук и буква Ж». Конспект занятия по обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания о звуке Ж, познакомить с буквой Ж.
Образовательные задачи: Закрепление знания о характеристике звука. Формирование умения определять наличие звука и его позиции в слове.
Развивающие задачи: развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
Воспитательные задачи: воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательность.
Публикация «„Путешествие в сказку, Звук и буква Ж“, Конспект занятия по обучению грамоте» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Оборудование: интерактивная доска. Карточки для определения позиции звука в слове, звуковая схема, звуковые дорожки. Картинка с изображением избушки. Презентация «Звук и буква (Ж).»
Предварительная работа: знакомство со сказкой «Жихарка».
Воспитатель: Ребята как называется наша страна (Россия). Россия богата своими традициями, какие традиции вы знаете (праздновать Рождество, Пасху, встречать Масленицу). Одна из традиций - это русские народные сказки. Сказки учат добру и передают народную мудрость.
Воспитатель достаёт «Умную шкатулку».
Воспитатель: «Умная шкатулка» приглашает совершить увлекательное путешествие в сказку под названием «Жихарка», назовите героев сказки (Жихарка, кот, петух и лиса). Ребята с какого звука начинается название сказки (со звука Ж). Сегодня мы побываем в сказке, узнаем о звуке и букве (Ж) и соберём все наши знания в «Умную шкатулку».
Воспитатель и дети садятся на стульчики, воспитатель проводит кинезеологические упражнения «В гости к сказке».
Кинезеологические упражнения «В гости к сказке»
Сказка в гости нас позвала
Детей долго поджидала
(труд попеременно ладонь о ладонь)
По дорожке пять ребят
В гости к сказочке спешат
(постукивают поочерёдно пальцами правой и левой руки)
Топ-топ, топ-топ, шлёп-шлёп, шлёп-шлёп
(кулак-кулак, ладонь-ладонь поочерёдно левая и правая рука)
Чики-брик, чики-брик
(кулак, ладонь поочерёдно левая и правая рука)
Стоит дерево высокое
(руки подняты вверх, кулак-ладонь поочерёдно левая и правая рука)
Под ним озеро глубокое
(волны поочерёдно левая и правая рука)
Птицы весело поют
Зёрнышки они клюют
(упражнение колечко левой и правой рукой)
Показался дом вдали
(дети смыкают руки над головой)
Мы к нему так долго шли
(постукивают одновременно пальцами правой и левой руки)
Дети и воспитатель размещаются напротив «Говорящей стены».
На ней изображена избушка, на двери замок с изображением звука (бесцветный круг).
Воспитатель: Ребята для того чтобы продолжить путешествие, нужно открыть замок и рассказать о звуке (Ж, поможет нам звуковая таблица. Когда произносим звук [Ж] губы округлены, язычок «чашечкой», кончик приподнят вверх, горлышко дрожит.
Дыхательная гимнастика:
Воспитатель и дети произносят звук громко, тихо, шёпотом при этом делают правильный вдох.
Воспитатель: Когда мы произносили звук, воздух встречал преграду или выходил свободно? (встречал преграду).
Воспитатель: Какая? (наши зубы). Если при произношении есть преграда, то звук какой? (согласный).
Воспитатель: Посмотрите на схему, что ещё можно рассказать о звуке? (звонкий он или глухой).
Дети определяют, что звук (Ж)-звонкий.
Воспитатель: звук (Ж) всегда твёрдый. Какого цвета рубашку мы подарим звуку (Ж) (рубашку синего цвета).
Дети закрашивают звук (круг, на сказочной двери, синим цветом.
Воспитатель: Молодцы! Продолжаем наше путешествие.
Перед нами словесная дорожка. Нам нужно изменить слова так, чтобы в них появился звук (Ж).
Друг-дружок
Пирог-пирожок
Снег-снежок
Сапог-сапожок
Флаг-флажок.
Воспитатель и дети размещаются напротив интерактивной доски.
Воспитатель: Чем занимался Жихарка, когда оставался один дома (домовничал). Что означает слово домовничал? (убирал дом, готовил обед).
Для того чтобы помочь Жихарке навести порядок, нужно найти слова в которых есть звук (Ж).
Воспитатель с детьми проводит игру с тригерами «Найди нужное слово» на интерактивной доске.
Дети садятся за столы
Воспитатель: Пора приготовить обед, испечь блины.
Детям предлагаются карточки, на которых изображены три сковороды (начало слова, середина, слова, конец слова). И синие фишки, круглой формы.
Воспитатель: У нас есть волшебные сковороды, на которых мы будем выпекать блины. Первая-начало слова, вторая-середина слова, третья-конец слова. Нужно найти где в словах спрятался звук (Ж, и испечь блинок на нужной сковороде. Воспитатель и дети работают со словами: жаба, лужа, уж.
Дети определяют место звука в слове и размещают фишку на соответствующей картинке.
Воспитатель: Ребята. Назовите героя сказки, мечтающего съесть Жихарку?
Как сделать чтобы лиса не унесла Жихарку? (накормить, угостить, поиграть).
Мы славно потрудились, пора отдохнуть и поиграть, как в сказке говориться сделал дело гуляй смело.
Физминутка «Звуковой хоровод»
Воспитатель проводит игру «Звуковой хоровод». Воспитатель произносит слоги, дети двигаются по кругу, если слышат слоги в которых есть звук (Ж, останавливаются: (са, ша, за, жа, шо, со, зо, жо, шы, зы, сы, жы.)
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие. Лиса приготовила для нас загадку.
Чёрный как ворона
Рога крепкие как у оленя
летает, а не вертолёт (жук)
Дети садятся за столы, работают на интерактивной доске, звуковой анализ слова жук.
Воспитатель: Сколько звуков в слове (3 звука)
Какой первый звук (Ж) согласный звонкий твёрдый. Дети размещают синий квадрат
Второй звук (У) гласный. Дети размещают красный квадрат.
Третий звук (К) согласный, глухой, твёрдый. Дети размещают синий квадрат.
Давайте прохлопаем и узнаем, сколько слогов в этом слове. (один)
Какой звук ударный (У). (Жук- жук-жуууук). (Ударный звук (У).
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием. Продолжаем наше путешествие. Следующее задание скрыто под деревом.
Воспитатель: Какая буква спряталась на дереве. (буква Ж). Чем отличается буква от звука. (букву пишем и говорим, звук слышим и пишем). На что похожа буква Ж. (бабочка, жук).
Воспитатель: Вот и заканчивается наше путешествие. Чтобы вернуться в детский сад нам нужно двигаться по слогам с буквой Ж.
Дети читают слоги и передвигаются по дорожке (жа, жо, жу, жы)
Воспитатель: Пора нам наполнить «Умную шкатулку».
Дети рассказывают о звуке и букве Ж.