Получи документы

Обучение грамоте дошкольников с речевыми нарушениями

Алевтина Никитенко
Обучение грамоте дошкольников с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы

Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте является наиболее распространенным. Отличительной особенностью данного метода является введение в практику обучения грамоте большого объема звуковой работы, которая имеет многоаспектный характер и преобладает на всех этапах обучения, начиная с введения буквы, которая рассматривается как знак звука: прежде, чем познакомить ребенка со знаком, необходимо предъявить означаемое - звук. Звуковые упражнения рассматриваются как средство умственного развития ребенка: приемы анализа и синтеза способствуют совершенствованию мыслительных операций у детей. Выделение отдельных звуков из речи, наблюдение за ними помогает исправлять недостатки произношения у детей. Звуковая работа соединяется с обучением письму : сначала пишутся отдельные буквы как знаки только что выделенных из речи звуков, потом пишутся слова и тут же читаются (метод письма-чтения). Звуковая аналитико-синтетическая работа занимает большую часть учебного времени, как бы напрямую оправдывая название метода обучения - звукового аналитико-синтетического. В звуковой работе происходит решение проблемы «слияния», которая была унаследована этим методом из звукового синтетического метода. Чтение - это быстрый звуковой синтез, а письмо - звуковой анализ, чем объясняется значительный объем звуковой работы в процессе обучения грамоте.

Публикация «Обучение грамоте дошкольников с речевыми нарушениями» размещена в разделах

Разработанная система обучения грамоте вошла во все буквари и азбуки, оказала значительное влияние на повышение качества обучения и развитие интереса детей к чтению. Звуковой анализ и звуковые схемы слова сделались главным объектом внимания детей при обучении грамоте. Однако звуковая сторона слова рассматривалась вне связи её со значением. Значение слова, смысл речи только подразумевался, но не был предметом изучения. Более того, звуковая схема, помещенная под картинкой с изображением предмета, создавала у детей впечатление, что слово — всего лишь звукокомплекс, а чтение — это воссоздание звуковой структуры слова. В подобной ситуации сформировать у детей представление о слове как единстве звучания и значения, как двусторонней единице языка очень сложно. Односторонность в изучении слова может негативно сказаться на понимании образности слова в художественном тексте. К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребенком речевой действительности и ее элементов: звуков, слов. Осознание языковой действительности имеет большое значение для умственного становления личности в целом, обеспечивает высокую эффективность речевого развития и успешность последующего систематического изучения курса родного языка. Осознание речевой действительности и языковых обобщений (словесного и звукового состава речи) происходит в процессе практического овладения ребенком различными системами языка уже в дошкольном возрасте. При этом учитывается повышенный интерес детей 4-5 лет к звуковой стороне языка. Пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой “языковой одаренности”, особой восприимчивостью к звуковой стороне речи. Читающий оперирует звуковой стороной языка, а чтение – процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей со звуками родного языка.

Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!”.

Ребенка учат делить слова на слоги, используя в качестве наглядной опоры разные схемы. По звуковому анализу проводится специальная работа: при помощи интонации в слове выделяется каждый звук. Например: длительное произнесение гласных, сонорных или шипящих звуков, громкое, подчеркнутое произнесение губных, взрывных звуков. В таких случаях утрированная артикуляция выполняет ориентировочную функцию – ребенок, произнося слово, как бы исследует его состав. Схема звукового состава слова при проведении звукового анализа заменяется фишками – заместителями букв. Одновременно дети в практическом плане усваивают термины: звук, слог, слово, предложение, предлог, дифференцируют звуки по твердости – мягкости, глухости – звонкости. Дети складывают из букв разрезной азбуки по следам звукового анализа слоги, слова, предложения. Навык складывания и чтения слогов и слов закрепляется ежедневно.

Обучение грамоте в детском саду преследует две цели:

1. Сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте.

- Формирование направленности на звуковую сторону речи – фонематического восприятия:

развитие умения вслушиваться в слово;

выделять звуки;

различать звуки, близкие по звучанию.

- Развитие умений ориентироваться в звуковом составе слова:

последовательно выделять звуки;

устанавливать их место в слове;

- Активизация устной речи детей. Сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать.

2. Научить детей послоговому чтению.

Новые подходы к организации и содержанию традиционных и инновационных форм работы по обучению грамоте детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями рассматриваются в методических разработках Е. В. Колесниковой, Л. М. Козыревой, С. П. Цукановой,

Л. Л. Бетц, О. С. Гомзяк, Л. Р. Лизуновой, Г. А. Глинки.

Более тридцати лет продуктивной деятельности Елены Владимировны Колесниковой позволили выработать авторскую технологию обучения дошкольников грамоте. Программа рассчитана на 3-4 года систематических занятий в дошкольном учреждении.

Вопреки модной тенденции учить детей читать как можно раньше, Колесникова Е. В. отводит целых два года на добуквенный период. В это время малыши учатся слушать и слышать, тренируя звуковое восприятие. Позже это поможет ребёнку грамотно писать, используя навыки звукобуквенного анализа. Уделяется внимание и формированию графических навыков, подготовке руки к письму. С пяти лет вводится буква, и дошколёнок познаёт азы чтения.

Обучение элементам грамоты проходит в игровой форме, дети выполняют интересные задания, отгадывают загадки и записывают ответ. Используя знания на практике, малыши уверено и стабильно продвигаются в овладении родной речью. Благодаря оригинальной методике происходит развитие способностей к чтению, и закладывается потребность читать самому.

Программа «От звука к букве» основана на фундаментальных исследованиях корифеев отечественной психологии Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина и

В. В. Давыдова. Постепенно вводя детей в мир звуков и слов, она развивает навыки звукобуквенного анализа и правильное произношение, а также готовит руку к письму.

Методические рекомендации по обучению грамоте Е. В. Колесниковой

включают два периода: первый связан с овладением звуковой стороной речи и ориентировкой в ней; второй – с освоением знаковой системы языка (Д. Б. Эльконин). Поэтому курс обучения построен на последовательном, поэтапном обучении детей звуковому, звуко – буквенному анализу, чтению и подготовке руки ребенка к письму. Звуковая и знаковая действительность сопряжены с овладением детьми определенными грамматическими правилами, особенностями русского языка, некоторыми элементами орфографии. В процессе обучения грамоте по данной технологии у детей можно сформировать первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся. Дети знакомятся со звучащим словом, овладевают способами интонационного выделения звука в слове, называют слова с заданным звуком; знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги; усваивают смыслоразличительную функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки. Дети сравнивают слова по количественному и качественному звуковому составу. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.

Светлана Петровна Цуканова и Лидия Львовна Бетц предлагают комплект пособий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Методика, разработанная, этими авторами поможет логопеду организовать, спланировать и провести эффективную коррекционную логопедическую работу. Обучение детей по разработанной этими авторами технологии дает возможность воспитать у детей внимание к звуковой стороне речи, сформировать фонематическое восприятие, умение характеризовать звуки, выделять их из состава слова, дифференцировать согласные звуки по твердости – мягкости, звонкости – глухости, анализировать и синтезировать слоги и слова, составлять звуко – слоговые схемы слов, сформировать навык чтения слогов и сознательного чтения слов и предложений, сформировать лексико – грамматический строй речи. На всех этапах обучения предусматриваются упражнения для развития связной речи ребенка: составление предложений разных конструкций, составление рассказов с изучаемым звуком по сюжетной картинке, по серии картинок, по опорным словам.

Большое внимание уделяется упражнениям на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков. При этом подчеркивается необходимость осмысленного чтения. Дети берут для звукобуквенного анализа слова различного слогового состава и слова со стечением согласных звуков. Дети учатся вставлять пропущенные буквы, читать слоги, составлять из них слова, слитно их читать, объясняя смысл прочитанного. Они учатся также делить предложение на слова, определять количество, порядок слов в предложении, выделять предлог.

Лариса Михайловна Козырева в своей технологии обучения чтению придерживается основных принципов Д. Б. Эльконина: продолжительный добукварный период работы над развитием навыков звукового и звукобуквенного анализа, использование игровых приемов, работа над развитием фонематического слуха. При обучении чтению именно развитый слоговой анализ сможет затормозить появление так называемого побуквенного чтения, избавиться от которого детям бывает очень трудно.

Буквы как картинки ребенок может запомнить достаточно рано, но практического применения это знание не получит до тех пор, пока у него не сформируется осознанное отношение к слову. Ребенок начнет читать только тогда, когда звуковая оболочка слова перестанет быть прозрачной для него.

По мере знакомства с буквами, они вписываются в схему слова. Дети узнают, что слог содержит один гласный звук, в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Галина Андреевна Глинка разработала учебное пособие «Буду говорить, читать, писать правильно», которое призвано помочь логопедам, которые работают с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи второго и третьего уровней, в плане формирования навыков звукового и слогового анализа и синтеза, профилактики дисграфий и дислексии, обучения письму печатными буквами и чтению.

Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя, а также для формирования умения произносить слова сложной звукослоговой структуры. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу с первых же дней работы с ребенком, причем на основе одновременного изучения звука и его графического изображения — буквы.

В самом начале обучения перед тем, как услышать слог, ребенок собственноручно под руководством взрослого материализует звуковой состав этого слога: рисует в заданной последовательности красный и черный кружки. Далее взрослый произносит слог, последовательно выделяя интонацией звуки этого слога. Ребенок аналогичным образом повторяет слог, затем, указывая на соответствующие кружки, последовательно называет звуки слога. После этого ребенок читает слог, многократно пишет его, глядя на образец, и наконец, пишет слог самостоятельно, проговаривая его вслух и интонируя при этом известным образом.

Именно таким способом формируемые навыки звукового анализа становятся в начале обучения надежной, естественной компенсаторной опорой центральной нервной системе больного ребенка в плане коррекции и формирования всех компонентов речи.

Собственноручное написание слогов и слов дает ребенку дополнительные возможности УВИДЕТЬ и кинестетически ОЩУТИТЬ графические изображения выделяемых звуков. (Качество этих написаний, с точки зрения каллиграфии, совершенно несущественно.)

Необходимость в предваряющем звуковой анализ собственноручном изображении кружков, написании слогов и слов под кружками весьма быстро отпадает. При таком подходе к обучению дети достаточно быстро овладевают умением производить звуковой анализ в умственном плане. При дальнейшем обучении в качестве вспомогательных средств используются готовые схемы слов в виде кружков, позднее — в виде горизонтально расположенных клеточек. Однако опыт написания слогов и слов под кружками оказывается полезным и впредь. Так, в случае затруднений ребенка в звуковом анализе слов взрослый кружками изображает звуковой состав «трудного» слова, ребенку же предлагается написать данное слово под кружками. Определенный кружок при этом выступает в роли визуальной подсказки.

В результате одновременного изучения с первых же дней и звуков и букв, обучения звуковому, затем слоговому анализу и синтезу на основе написания и чтения анализируемых слогов и слов в сознании ребенка образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и соответствующей буквой. Это становится хорошим подспорьем ребенку в автоматизации звуков, их дифференциации. Читая слова с автоматизирующими звуками, ребенок, как правило, не допускает искажений этих звуков, а специальной работы над дифференциацией ни в устной, ни в письменной речи практически не требуется.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Обучение грамоте»Дидактическое пособие «Обучение грамоте» «Дидактическое пособие «Обучение грамоте» Наглядное пособие было разработано мною, для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Дидактическое пособие по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Учись читать»Дидактическое пособие по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Учись читать» В публикации представлен демонстрационный материал для занятий по обучению грамоте детей с нарушениями речи. Подобранные игровые упражнения.

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение грамоте дошкольников с речевыми нарушениями
Опубликовано: 4 декабря 2024 в 16:46
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение грамоте дошкольников с речевыми нарушениями» (включая файлы) размещена пользователем Алевтина Никитенко (УИ 212534) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД