Оксана Соколова
Использование дидактических и интеллектуальных игр в системе работы по экологическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование дидактических и интеллектуальных игр в системе работ по экологическому воспитанию»
Вторая младшая группа
Воспитатель : Соколова О. В.
Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребё нка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Публикация «Использование дидактических и интеллектуальных игр в системе работы по экологическому воспитанию» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ознакомление с миром природы включает экологическое воспитание и образование детей. Через ознакомление с природой, воспитание правильного отношения к объектам живой и неживой природы у детей формируются элементарные экологические представления.
Одним из важных средств ознакомления младшего возраста с окружающим миром являются наблюдения. Наблюдения должны способствовать развитию умственной и речевой активности детей, должно вызвать у них интерес к природе, желание узнать о ней как можно лучше. Наблюдения в природе с детьми 2-4 лет лучше начать с рассматривания живых объектов. В процессе наблюдения за живым объектом следует обратить внимание на следующее:
• Удобное и безопасное размещение детей;
• Размещение живого объекта (приближённое к естественным условиям его проживания) ;
• Создание условий для проявления разного поведения животного;
• Связь наблюдений с жизнью и использование детского опыта;
• Формирование у детей умения делать элементарные умозаключения.
Полученные знания дети усвоят лишь в том случае, если они будут подкреплены практикой. Только в процессе взаимодействия с природой можно расширить представления об окружающем мире.
Задачи экологического воспитания детей 2 мл. группы.
1. Расширять представления детей о растениях и животных. Продолжать знакомить детей с домашними и дикими животными, их детёнышами, особенностями поведения и питания.
2. Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, капуста, репа, фрукты (яблоко, груша, апельсин) и ягоды (малина, смородина) .
3. Учить выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе.
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
Умственное воспитание в программе организованно на принципах коммуникативно-познавательной деятельности и обогащено современным развивающим содержанием. Оно обеспечивает:
• Формирование у ребёнка целостной картины окружающего мира;
• Развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир растений, животных, людей) ; местом человека, животных, растений (земля, вода, воздух) .
• Формирование первоначальных представлений о явлениях природы, суточных и сезонных изменениях;
• Формирование первичных экологических представлений.
Формы экологического воспитания – это
- занятия;
- походы и экскурсии;
- экологические праздники и досуги;
- ознакомление детей с природой в повседневной жизни;
- элементарная поисковая деятельность детей.
Ознакомление детей с природой в играх
В ознакомлении детей с природой широко используются разнообразные игры. В практике дошкольного воспитания применяются две группы игр – игры с готовым содержанием и правилами и творческие игры.
Игры с готовым содержанием и правилами:
Дидактические игры – игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать.
Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.
Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные.
Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, фрукты). В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.
Настольно-печатные игры это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом, которое либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним, а это требует быстрой реакции и мобилизации знаний. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих и используются в повседневной жизни.
Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.
Творческие игры природоведческого содержания. Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе, идет процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.
Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок, снег, глина, шишки и т. д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт. Воспитатель, руководя такой игрой, дает знания детям не в готовом виде, а с помощью поисковых действий.
Несложные опыты и экспериментирование
Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.
Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.
Использование художественной литературы о природе.
Чтение художественного произведения для детей дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.
Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Книги, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать экологические представления : любовь и бережное отношение к природе.
К выбору книги для чтения детям следует относиться очень серьезно, ответственно. Прежде всего, нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Важно отбирать высокохудожественную литературу.
Чтение художественной литературы может сопровождать наблюдения в природе. Это помогает детям полнее ощутить красоту природы, а также выразительность, точность языка, осмыслить увиденное.
Чтение природоведческой книги используется и как самостоятельный способ ознакомления с природой.
После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах. Цель беседы – помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания о прочитанном.