Елена Соловьева
Обучение дошкольников с нарушением слуха с применением ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение дошкольников с нарушением слуха с применением ИКТ
Чтобы добиться эффективных образовательных результатов, и быть способным к овладению новыми технологиями деятельности отвечающих запросам общества, нужны средства и построенные на их основе технологии обучения. В настоящее время одной из распространённых форм воспитания и воспитания детей дошкольного возраста является использование информационных и коммуникационных технологий, а также компьютерных игровых средств.
Публикация «Обучение дошкольников с нарушением слуха с применением ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В современном обществе ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что новые методы обучения с применением информационно – коммуникационных технологий широко используется в дошкольном образовании, в том числе и коррекционном.
Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с формированием практических умений и навыков.
Особенности воспитания детей с нарушениями слуха зависят от характера, имеющегося у него дефекта, от степени выраженности нарушений, от возрастных и компенсаторных возможностей ребёнка, от характера медико-педагогического воздействия и др.
Одни дети нуждаются только в психолого-педагогическом воздействии, другим требуется серьёзная лечебно-оздоровительная помощь. Всё это подчёркивает необходимость поиска инновационных технологий к проведению диагностической и коррекционной работы.
Слух играет огромную роль в интеллектуальном развитии ребёнка, слушая объяснения педагога, дошкольник знакомится с окружающим миром, овладевает сложными познанием действительности. У детей с нарушением слуха такой возможности нет. При тяжёлых степенях снижения слуха необходимо использовать сохранные анализаторы, в первую очередь – зрительный. Применение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе устраняет коммуникативные барьеры между педагогом и детьми с нарушением слуха. Создаёт искренние, доверительные отношения между детьми и взрослыми, обеспечивает эмоционально окрашенное обучение. Устранение коммуникативных барьеров позволяет значительно увеличить объём информации, ускорить её передачу и восприятие детьми с нарушением слуха. Это, в свою очередь позволяет расширить круг областей знаний.
При передачи информации на зрительной основе, дети с нарушением слуха способны воспринять и переработать больше материала. Детям интересен изучаемый материал, потому что он отличается наглядностью, яркостью и вызывает у дошкольников положительные эмоции.
Таким образом, всё большее место в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями слуха занимают информационно-коммуникационные технологии.
Из выше сказанного возникает необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в организации обучения и воспитания дошкольников с нарушениями слуха. Для этого необходимо учитывать, что объём предлагаемого материала должен быть малым по информации, но ёмким.
Использование компьютера для обучения и развития детей дошкольного возраста с нарушением слуха можно условно разделить на непосредственное и опосредованное.
Непосредственное обучение и развитие предполагает использование развивающих компьютерных программ, а также мультимедийных презентаций. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. На сегодняшний день существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Поэтому можно выделить ряд требований, которым должны соответствовать программы для детей с нарушениями слуха :
• исследовательский характер;
• легкость для занятий с ребёнком;
• развитие широкого спектра навыков и представлений;
• высокий технический уровень;
• возрастное соответствие;
• занимательность.
Использование таких программ позволяет обогащать знания детей с нарушение слуха.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов. Цель такого представления – формирование у ребёнка системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. В своей работе применяю такие мультимедийные презентации с помощью которых дети разучиваю комплексы гимнастики, гимнастики для глаз и др. Использую видеоролики по безопасности, по ознакомлению с окружающим. При этом положительный результат достигается быстрее.
Опосредованное обучение и развитие – это использование глобальной сети Интернет и использование компьютера для ведения документации.
Современное образование трудно представить без ресурсов Интернета. Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. В Интернете можно найти дополнительную информацию, которой нет в печатном издании, разнообразный иллюстративный материал, разнообразные дидактические пособия и многое другое. Поэтому в последние годы наблюдается массовое внедрение Интернета в дошкольное коррекционное образование.
Использование компьютера может оказывать неоценимую услугу воспитателям по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный дневник ребёнка, записывать туда различные данные о нём, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребёнка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.
Также необходимо соблюдать правила использования информационно-коммуникационных технологий при обучении детей с нарушениями слуха :
• исключить игры с агрессивным содержанием;
• исключить бессистемное, педагогически не обоснованное использование средств ИКТ;
• учитывать приспосабливаемость программных средств к индивидуальным возможностям дошкольника;
• учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей с нарушением слуха;
• учесть возможность повторных обращений к программе, в случае неудачной попытки.
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения и воспитания дошкольников с нарушением слуха будет способствовать успешной социализации, к жизни в условиях современного информационного общества.