Марина Зубко
Обучение дошкольников правилам дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение дошкольников правилам дорожного движения
Дороги и транспорт – реалии сегодняшней жизни. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах нашего города быстро возрастают, и будут увеличиваться в дальнейшем. Нынешним детям предстоит жить при несравненно большой агрессивности автомобильного движения, а потому с каждым днём всё сложнее обеспечить их безопасность.
Темочки:
Очень важно с дошкольного возраста формировать у детей навыки безопасного поведения на дороге, воспитать законопослушного гражданина. Задача ДУЗ развить в малыше понимание опасности, которую таит в себе автомобильный мир.
Важно сделать это до того, пока ребёнок не перенял, неправильных стереотипов поведения на дороге, к сожалению, на сегодняшний день преобладающих во взрослой среде. Лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка с самого раннего возраста, когда начинается его подготовка к пожизненной «профессии» участника дорожного движения, пешехода, а впоследствии и водителя, можно сохранить его жизнь и здоровье.
Из всех участников движения самые недисциплинированные – пешеходы. Несчастные случаи с детьми происходят на улицах потому, что дети или не знают правил движения, или нарушают их, не осознавая опасных последствий.
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство ответственности за своё поведение на улице и добиваться того, чтобы соблюдение правил дорожного движения стало для них привычкой. Это – задача всей общественности, и в первую очередь, ДУЗ и семьи.
Вся работа с детьми по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах города должна происходить в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребёнка в дошкольные годы. В семье происходит становление характера ребёнка, формирование его отношения к окружающим, первые навыки общения. Семья обеспечивает удовлетворение важнейшей потребности маленького человека – потребности в признании, любви, эмоциональной защищённости.
Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начинается с рождения ребёнка и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми.
Недаром В. А. Сухомлинский сказал: «Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами своих родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе». Поэтому педагогам детского сада необходимо сделать родителей своими союзниками в воспитании у ребёнка сознательного безопасного поведения на улицах города.
Первоначальная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны детского сада и родителей. Как бы добросовестно не работал педагог, как бы он не старался дать всестороннее развитие ребёнку, если в семье не поддерживают его требований, воспитание не даст желаемых результатов.
Установление же единой линии воспитания ребёнка в семье и в детском саду тем успешнее, чем больше подготовлены родители к роли воспитателей. Поэтому необходимо как можно качественнее подготовить родителей к этой роли.
На начальном этапе работы необходимо использовать разнообразный арсенал методов, форм и приёмов. Прежде всего, необходимо объяснить важность этой проблемы, познакомить родителей с программными требованиями по обучению детей Правилам дорожного движения в зависимости от возраста и времени года, подчеркнуть важность примеров взрослых. Дети всегда рядом с нами, они смотрят на нас, подражают нам. Они наша жизнь, наше продолжение, наш смысл сохранить наше будущее наших ребятишек, обеспечить им здоровье и жизнь – главная задача родителей и всех взрослых.
Лихо, давя на газ за рулём своих автомобилей, переходя проезжую часть на красный сигнал светофора или вообще в неположенном месте, не забывайте, что рядом с вами ваши дети, такие же участники дорожного движения, повторяющие и полностью копирующие пренебрежительное и зачастую опасное отношение взрослых к соблюдению Правил дорожного движения. Именно взрослые (родители) закладывают отрицательные привычки нарушать правила безопасного поведения на дороге – основу возможной будущей трагедии. Родители должны твёрдо усвоить силу собственного примера. Поэтому педагогам необходимо проводить систематическую просветительную работу среди родителей по предупреждению дорожно-транспортных происшествий в форме бесед, консультаций, посещения семей.
Можно предложить родителям консультации на темы: «Воспитываем пешехода», «Ребёнок на дороге – это опасно», «Памятка для пассажиров», «Правила дорожные детям знать положено», «Помните, взрослые! Помните, дети! За безопасность – каждый в ответе!», «Пример родителей – один из факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице», «Пешеходом быть – наука» и т. д.
Наиболее эффективной формой взаимодействия с родителями являются родительские собрания, организованные в форме «Круглого стола», деловой игры, вечера вопросов и ответов. Можно разработать и провести родительские собрания по темам: «Оградим детей от опасности на дорогах», «Безопасность детей на улицах города», «Правила дорожного движения».
По ходу собрания можно использовать выступления воспитанников, ответы на вопросы родителей, записать ответы детей на магнитофон, оформить карточки, на которых записаны проблемные ситуации для родителей, использовать практические игровые задания «Угадай и нарисуй знак», «Сложи знак из кубиков».
На собрание родителей можно приглашать сотрудников и общественных инспекторов ГИБДД, которые познакомят их с Правилами дорожного движения, расскажут о причинах детского травматизма. Предметом обсуждения на собрании может быть поведение на улице не только детей, но и взрослых. Родителям можно дать рекомендации, как входить в транспорт и выходить из него. Познакомить с местоположением детского сада, указать наиболее опасные места, где следует быть внимательными при переходе улиц с детьми. Собрание хорошо сочетать с показом родителям занятий и игр по изучению Правил дорожного движения. Желательно к изготовлению оборудования для игр привлекать и родителей: они могут разметить площадку, сделать электрическое переключение огней светофора и т. д.
Отдельно можно оформить выставку для родителей, на которой можно поместить различную художественную литературу по правилам дорожного движения – «Ты один на улице», «Пешеходы – вездеходы», «Что мы видим…», «Учим правила дорожного движения», «Школа семи гномов», «Спасибо тебе, светофор». Книги с наклейками, игровыми заданиями, раскраски помогут в игровой форме познакомить детей с Правилами дорожного движения, понять сигналы светофора, изучить дорожные знаки. Также можно предложить родителям описание подвижных и дидактических игр, в которые родители могут поиграть с детьми дома; оформить выставку детских рисунков «По дороге в детский сад я увидел…», «Зеленый огонёк». Ребята вместе с родителями могут придумать и нарисовать сказки, вымышленные дорожные знаки, изготовить поделки, коллажи к выставкам и смотрам-конкурсам, соорудить макеты перекрёстков и прилегающих к их дому микрорайонов.
Вместе с родителями можно обсудить статьи из газет, журналов, порекомендовать им выписать периодические издания для изучения в семье с ребёнком.
Очень полезно перед родительским собранием провести анкетирование родителей «Я и мой ребёнок на улицах города», которая поможет узнать, насколько дети знают и умеют пользоваться Правилами дорожного движения и насколько соблюдают их сами родители.
Очень хорошо организовать и провести «Мастер-класс» по обучению навыкам безопасного поведения на дороге «Ребёнок и дорога». Цель этого мероприятия: распространение положительного семейного опыта по формированию у детей знаний и практических навыков на дороге.
Одной из форм работы с родителями являются семейные игры, например «Счастливый случай». В ней могут принимать участие родители вместе со своими детьми. В предварительной работе, папы и мамы могут придумать название и девизы своих команд. Изучить Правила дорожного движения, ведь им будет стыдно выглядеть в глазах своих детей «незнайками».
В ходе соревнований, родители участвуют в конкурсе «Дорожные знаки», где они подбирают к дорожным ситуациям знаки и изображают их, участвуют в эстафетах «Пешеходный переход», «Оказание медицинской помощи» и т. д. Все участники получают массу удовольствий.
Все вышеперечисленные мероприятия способствуют формированию у детей и взрослых навыков безопасного поведения на дорогах, а что самое главное – совместной деятельности родителей и детей и как следствие – их сближению. Счастливые дети с гордостью смотрят на своих родителей, ведь они для них авторитет во всём, и в грамотном поведении на дорогах тоже.
Итак, работа по обучению детей Правилам грамотного и безопасного поведения на улицах – работа не одного дня, это процесс длительный. Для того, чтобы она принесла результаты, необходимо проводить её систематически, в тесном контакте ДОУ с родителями.
И только благодаря совместной деятельности ДОУ и семьи по вопросам обучения дошкольников ПДД, мы научим детей безопасному поведению в окружающем мире ради сохранения их жизни и здоровья.