Ольга Митюшкина
Обучение рассказыванию по картине детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение рассказыванию по картине детей дошкольного возраста
Понятие педагогической технологии - это построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.
Методика развивающего обучения это способ организации, содержания, методов и форм развивающего обучения, ориентированных на всестороннее развитие ребенка. При таком обучении у детей вырабатывается творческое отношение к деятельности, развиваются мышление, воображение, внимание, память, воля.
Публикация «Обучение рассказыванию по картине детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности. Речевые умения выступают одним из критериев оценки результатов детской деятельности. Главным проявлением речи выступает попытка ребенка выразить мысль, добиться понимания и адекватной реакции со стороны окружающих. Следовательно, ведущей задачей является развитие связной речи. Связная речь - развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию связной речи. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине : составление описательных рассказов по предметной картине, по сюжетной картине, по последовательной сюжетной серии картин, по пейзажной картине и натюрморту; придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине; творческое рассказывание по сюжетной картине.
Повествовательный рассказ
имеет сюжет и фабулу; передает события в определенной временной последовательности
примерная структура рассказа :
начало (экспозиция) – знакомство с героями, обстановкой; завязка – с чего начинается повествование, события, где и когда происходят события рассказа; развитие действия – изложение последовательности событий, эпизодов; кульминация – момент наивысшего напряжения; окончание – развязка, итог повествования
структура плана
1. О ком этот рассказ?
2. Когда происходит действие в рассказе?
3. Где оно происходит?
4. Что делают герои (что с ними происходит?
Отношение к событиям:
речь менее эмоциональная, более простая, с преобладанием существительных и глаголов; более легкая, как для восприятия, так и для составления, чем описательный рассказ.
Описательный рассказ
не имеет сюжета и фабулы; отсутствие временной последовательности – отношения одновременности.
примерная структура рассказа :
название предмета или явления, описываемого в рассказе; характерные признаки предмета или явления (внешние и внутренние); назначение предмета или явления и как с ним взаимодействовать; какую приносит пользу; отношение к данному предмету или явлению.
структура плана.
1. Кто это или что это?
2. Характерные признаки предмета или явления.
3. Внешний вид (форма, цвет, размер, материал)
4. Назначение (где используется, какую приносит пользу)
5. Отношение к описываемому.
Отношение к событиям:
речь более образная, с большим количеством признаков предметов (прилагательных) и признаков действий (наречий); значительно труднее для составления, чем повествовательная.
Требования к картине :
• Интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.
• Реалистичное изображение.
• Картина должна быть высокохудожественной.
• Доступность содержания и изображения (отсутствие множества деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка) .
Виды творческого рассказывания по картине :
В порядке возрастания сложности :
• Составление рассказа с добавлением последующих событий.
• Составление рассказа с заменой объекта.
• Составление рассказа с заменой действующего лица.
• Составление рассказа с добавлением предшествующих событий.
• Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.
• Составление рассказа с добавлением объекта.
• Составление рассказа с добавлением действующего лица.
• Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.
• Составление рассказа с изменением результата действия.
• Составление рассказа со сменой времени действия.
Требования к рассказам детей :
• точная передача сюжета;
• самостоятельность;
• образность;
• целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий);
• наличие связей предложений и частей рассказа;
• выразительность; умение интонировать; акцентирование наиболее значимых слов; плавность речи;
• фонетическая четкость каждой фразы. Тема: Развитие связной речи через обучению рассказыванию.
Перед составлением рассказа мы объясняем ребенку, что будем записывать каждое правильно составленное им предложение, просим придумать название рассказа, уточняем слова, с которых ребенок начинает рассказ («Однажды.», «Как-то раз.», «В один летний день.»). затем последовательно назвать все действия в предполагаемом рассказе, следим за его связностью, последовательностью, объяснением причинно-следственных взаимосвязей (не только, что и когда происходит, но и почему). Уточняем финальные фразы, в которых отразится мораль, либо основной смыл высказывания. При необходимости помогаем исправить неточности, добавить слова и выражения. Можно использовать составление ребенком графического плана (рисунки — символы основных этапов повествования). Если ребенок не может составить рассказ, то образец рассказа составляет педагог, а ребенок после прослушивания воспроизводит. Объяснение задачи изменения сюжета картины (добавление последующих событий, замена объекта и т д.).
При составлении коллективного рассказа используем следующие приемы: Педагог начинает, заканчивают дети: начинает один ребенок, продолжает другой; один ребенок придумывает, что происходило с героями раньше, другой излагает события, изображенные на картинке, третий придумывает последующие действия, поступки и приключения героев.
Записанные рассказы детей используются для обсуждения и самооценки.
Анализ и оценка творческого рассказа ребенка проводит педагог по следующим требованиям
• соответствие цели занятия.
• Тактичность, корректность, доброжелательность оценки взрослого и разумная требовательность.
• Одобрение высказываний.
• Ошибочные слова необходимо заменить правильными в собственной речи
• предложить ребенку повторить фразу целиком.
Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности, отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, способствует формированию у детей умения выводить из конкретной ситуации жизненное правило, которым можно воспользоваться в аналогичных ситуациях, а так же использовать его в другом месте и времени.