Наталья Демченко
Обучение детей искусству общения в разных формах и ситуациях
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед: Демченко Н. В.
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ИСКУССТВУ ОБЩЕНИЯ
В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ И СИТУАЦИЯХ.
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.
Публикация «Обучение детей искусству общения в разных формах и ситуациях» размещена в разделах
Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психологическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место ОНР.
В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в архисложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.
Понятие «связная речь» относится к диалогической и монологической формам речи. Диалогическая речь является первичной по происхождению формой речи и служит потребностям непосредственного живого общения. В диалоге, наряду с собственно языковыми средствами звучащей речи, большую роль играют и невербальные компоненты – жест, мимика, средства интонационной выразительности.
Одна из важных речевых функций – общение с окружающими. У детей с ОНР затруднения в общении обусловлены недостаточной сформированностью вопросительной формы речи на фоне общего речевого недоразвития. Ответы по сравнению с вопросом более простая форма речи. Вопрос направляет и программирует ответ. Для его оформления необходимы особые лексико-грамматические средства. Поэтому, и с психологической, и с лингвистической стороны искусство общения – сложная речевая задача.
Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения предполагает формирование умений вступать в контакт, вести диалог на заданную тему, выполнять активную роль в диалоге. Необходимо уделять внимание формированию навыков участия в коллективной беседе, способности к восприятию темы беседы, умению включаться в диалог по указанию педагога.
Этапы работы по формированию связной речи :
I этап – подготовительный. Цель: сформированность фразы, умение самостоятельно пользоваться фразовой речью в речевом общении.
Задачи:
1) Развитие восприятия и понимания речи: понимание постепенно усложняющихся инструкций; бытовых и игровых ситуаций; грамматических конструкций, словосочетаний, фраз, элементарных текстов; расширение пассивного словаря.
2) Развитие экспрессивной речи, направленное на решение главной задачи – пробудить у детей желание речевого общения.
3) Подготовка речевого аппарата к коррекции звукопроизношения.
4) Формирование фразы, что является первым шагом в обучении диалогу :
- договаривание предложений по п/к и без картинок; по образцу, данному логопедом, и без образца;
- составление предложений по демонстрации действия с помощью вопросов и без вопросов, по данному образцу и без образца;
- составление предложений по 1-фигурным, многофигурным с/к с помощью вопросов и без; по опорным словам, по образцу и самостоятельно;
- заучивание и воспроизведение 2-3 предложений, связанных по смыслу по с/к;
- преобразование деформированной фразы;
- составление предложений с данным словом;
- распространение предложений по вопросам и путем наращивания слов по цепочке и т. д.
II этап – начальный этап формирования связной речи – овладение диалогической речью.
Владение диалогической речью предполагает умение свободно вести беседу: отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы собеседнику, что значительно труднее.
Задачи:
1) Научить кратко и полно отвечать на поставленные вопросы (репродуктивные, поисковые, проблемные). Работа над формированием диалогической речи начинается с простых, легких вопросов и ответов, по мере усвоения которых подключаются все более сложные синтаксические конструкции и уменьшается помощь логопеда, воспитателей. Постепенно, на занятиях, в повседневной жизни и деятельности детей используются все виды вопросов и различные по структуре ответы.
2) Обучить постановке вопросов – более сложная задача. Необходима длительная и кропотливая работа. Этапы:
1. Обучение постановке вопросов к словам-предметам; вопросов ЧЕЙ? ЧЬЯ?; к словам-действиям, сл. -признакам. У детей воспитывается грамматическое мышление, они учатся правильно ставить вопросы к словам различной категории.
2. Обучение постановке вопросов без вопросительных слов, где большую нагрузку несет интонационная выразительность. Дети учатся различать интонацию повествовательных и вопросительных предложений и правильно произносить вопросы без вопросительных слов. ( Игры: «Угадай предмет», «Угадай, какую маску надели».)
3. Обучение постановке вопросов с вопросительными словами. Дети усваивают ключевые вопросительные слова как опорно-смысловые семантические единицы: ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? КОГДА? и др. Эти вопросы труднее потому, что четко выделяют неизвестное, имеют направленность на уточнение факта. Дети должны усвоить общую структурно-смысловую схему фразы-вопроса: вопросительное слово – слово-действие, связанное с предметом, - слово-предмет.
Далее эта схема дополняется словами-определениями, дополнениями и др. ( Игра: «Угадай, кем я хочу быть», «Шейте сами», «Кто где стоит», «Подумай и спроси», «Хочешь узнать – задай вопрос».)
4. Обучение постановке вопросов к одной с/к, к с/к из серии (по образцу, по аналогии).
5. Обучение диалогу. Умение задавать вопросы поможет детям овладеть навыками диалогической речи, вступать в контакт, вести диалог на заданную тему, выполнять активную роль в диалоге.
Овладение детьми диалогической речью осуществляется через работу с образцами диалогов, которые должны включать разговорные конструкции и содержать лексику, часто встречающуюся именно в диалогической речи. На занятиях используются потешки, считалки, худож. произведения, содержание диалог («В. Сутеев – «Кто сказал «мяу», «Под грибом»; К. Д. Ушинский – «Бишка». «Спор животных»; Л. Н. Толстой – «Белка и волк», «Ворона и рак», «Галка и кувшин», «Страшный зверь»; русские народные сказки – «Три медведя», «Репка», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и журавль», «Чей домик?» и др.)
На занятиях инсценируются произведения, что побуждает детей «играть», самостоятельно пользоваться фразовой речью в речевом общении, обучаться искусству общения на примере.
Обучение диалогу проводится и во время индивидуальной работы в кабинете. Стараюсь вовлечь детей в диалог, используя вопросы, побуждения: «В какую игру ты будешь играть?», «Какую картинку хочешь собрать?», «А какую ты собирал вчера?», «Из какой сказки эта картинка?», «Назови героев сказки?», «Попроси Юлю тебе помочь собрать картинку (или объяснить, как играть в эту игру)», «Предложи Лизе поиграть в игру вдвоем.», «Кто купил тебе такую юбку, Из какого материала она сшита, Почему она тебе нравится?», «Что тебе подарили на день рождение? Как ты маме помогала накрывать праздничный стол? Что было самым вкусным? А из чего приготовила мама этот салат?» и т. д.
Таким образом, обучение искусству общения, связной речи в целом – это попытка хотя бы минимального участия педагогов, работающих с речевыми детьми, в сохранении великого русского языка, совмещая коррекцию речевого дефекта у детей с речевой патологией с приобщением этих детей к русской литературе, устному народному творчеству, противопоставляя примитивному русско-американскому сленгу богатый выразительный русский язык.