Вера Ермакова
Обсуждение рассказа Светланы Деминой «Удивительная дружба» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю сейчас с детьми старшего дошкольного возраста. С самого младшего возраста я старалась привить ребятам любовь к художественному слову. В любую свободную минуту мы читаем и обсуждаем : стихотворения, потешки, басни, сказки, рассказы и повести. Дети уже научились тонко чувствовать красоту русской речи. Сами могут составлять планы рассказов и сказок; определять сюжетную линию произведений; оценивать характеры и поступки героев; находить красивые слова и выражения в текстах; определять смысл произведения и урок в сказках.
Публикация «Обсуждение рассказа Светланы Деминой „Удивительная дружба“ (старшая группа)» размещена в разделах
Например, я с детьми недавно вместе прочла и обсудила рассказ Светланы Дёминой «Удивительная дружба» (детский познавательный журнал «Свечечка», №11, 2016г., стр. 7). Дошкольники после первого прочтения почти сразу определили смысл рассказа – бескорыстная искренняя дружба «чёрненькой, маленькой, востроносой, как лисичка» собачки с большой слепой брошенной обиженной злыми людьми, собакой, у которой «вместо глаз – бельма». Она не уверенно ходила по улице голодная и падала.
Затем, дети стали пересказывать ту часть рассказа, которая их более всего тронула. Маленькая «лисичка» ела только после слепой собаки. Запас еды всегда закапывала. Она стала верным стражем и поводырём для слепого друга.
Как собака может бескорыстно помогать? «Часто видели люди, как бок о бок с «лисичкой» слепая будто прозревала, бежала рядом уверенным ходом, весело вертела головой, с удовольствием играла с новым другом». «Слепая перестала ощущать свою беспомощность, потому что с ней был верный надёжный товарищ, сопровождающий её постоянно, скромно, тихо (как бы на заднем плане)», - говорили дети в ходе обсуждения. Я убеждена, что ребята сделали верный вывод и в жизни они никогда не поступят жестоко ни по отношения к животному, ни но отношению к людям.
Дети подошли к важному заключению, что такой самоотверженной дружбе впору учиться и нам людям.
Я считаю, что этот рассказ необходимо прочитать и моим коллегам своим воспитанникам, чтобы в нашем государстве вырастали добрые и порядочные граждане.
Вот другой пример, мы обсуждали стихотворение В. Неправильный «Белочка - трудяжка» в том же номере на стр. 20.
Школьники определили тему стихотворения: белочка – зверёк трудолюбивый, запасливый и поэтому всё зиму с бельчатами переживёт легко.
Мои ребята любят говорить: сколько в стихотворении четверостиший (в этом - четыре);
Какие рифмы: «белочка - грелочка»; «дупло - тепло»; «трудилась - пригодилась»; «порой - сырой»; «орешки - утешки»; «до весны – с сосны»; «покушать - слушать»; «метели - постели».
Любят находить сравнения: «постелька как грелочка»; «осенью сырой».
Красивые слова и выражения: «песни ветра слушать».
По иллюстрации находить в соответствие с текстом.
Уважаемые коллеги, это очень интересное для детей занятие; только необходимо подыскивать произведение с красочными и хорошими иллюстрациями.
Могу порекомендовать: детские познавательные журналы: «Свечечка», «Веселый Колобок», «Мурзилка», «Наш Филиппок», и «Снегурочка». Книги: И. А. Богдановой, В. М. Воскобойникова, Е. Ракитиной, И. Ульевой.
Такая работа развивает речевую логику детей, вооружает их необходимой для школьного обучения речевым запасам, делает истинно образованными и культурными детьми.