ольга никитина
Обследование речи у детей с заиканием
Методика № 1. Изучение речевых особенностей детей с заиканием
В тестировании особенностей речи заикающихся детей рассматривалось своеобразие речевой деятельности: начало общения, объем общения, степень свободы пользования языковыми средствами в соответствии с темой и ситуацией общения, вариабельность проявления заикания в процессе общения (диалогическая речь, монологическая речь на основе ситуативного и внеситуативного содержания: громкая, шепотная, скандированная речь. Рассматривались следующие симптомы заикания :
Публикация «Обследование речи у детей с заиканием» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
1) степень судорожного синдрома исследовалась в следующих речевых формах: спонтанная речь, чтение, пересказ, стихотворная речь, сопряженная речь, отраженная речь, ритмизированная речь, шепотная речь.
Задание №1. Исследование степени заикания в спонтанной речи в непринужденной беседе на темы, интересующие обследуемого : семья, друзья, учеба, работа, увлечения.
Задание №2. Исследование степени заикания при пересказе данного текста. Инструкция: «Перескажи прочитанный текст».
Задание №3. Исследование степени заикания в стихотворной речи. Инструкция: «Расскажи любое стихотворение».
Задание №4. Исследование степени заикания в сопряженной речи. Инструкция: «Повтори фразу вместе со мной».
Задание №5. Исследование степени заикания в отраженной речи. Инструкция: «Повтори фразу вслед за мной».
Задание №6. Исследование ритмизированной речи. Инструкция: «Расскажи хорошо известную тебе сказку».
Задание №7. Исследование степени заикания в шепотной речи. Инструкция: «Расскажи шепотом как ты провел эти выходные».
2) локализация речевых судорог - артикуляторные (судороги возникают в области губ, языка, мягкого нёба, дыхательные (возникновение судорог происходит в мышцах, связанных с процессом дыхания - мышцах груди, брюшного пресса, диафрагме, голосовые (судорожность наблюдается в голосовом аппарате - гортани, голосовых складках); смешанные.
3) тип речевых судорог — тонические (короткие толчкообразные или длительные спазматические сокращения,клонические (ритмические, менее напряжённые повторения одних и тех же судорожных движений, смешанные (клоно-тонические или тоно-клонические);
4) темп речи (ускоренный, замедленный, нормальный);
5) темп движений (ускоренный, замедленный, нормальный).
Задания оценивались следующим образом:
0 баллов – соответствует отсутствию заикания;
1 балл- легкая степень заикания (заикаются в возбуждённом состоянии и при стремлении быстро высказаться, речевые судороги преодолеваются легко);
2 балла – средняя степень заикания (в спокойной ситуации заикание не имеет проявлений, в эмоционально значимой ситуации происходит значительное ухудшение в речи);
3 балла – тяжелая степень заикания (заикание проявляется в различных речевых ситуациях, в эмоционально значимых ситуациях появляются выраженные сопутствующие движения).
Методика №2. Изучение общего речевого развития у детей с заиканием : исследование лексико-грамматического строя речи.
Исследование грамматического строя языка.
1. Повторение предложений.
Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его можно точнее:
Птичка свила гнездо.
В саду много красных яблок.
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).
Оценка:
1 балл – правильное и точное воспроизведение;
0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;
0,25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено;
0 баллов – невоспроизведение.
2. Верификация предложений
Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.
Собака вышла в будку.
По морю плывут корабль.
Дом нарисован мальчик.
Хорошо спится медведь под снегом.
Над большим деревом была глубокая яма.
Оценка:
1 балл – выявление и исправление ошибки;
0,5 балла – выявление ошибок и исправление их с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка слов);
0,25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена, или предпринята аграмматичная попытка исправления ошибки;
0 баллов – ошибка не выявлена.
3. Составление предложений из слов, не предъявленных в начальной форме.
Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.
мальчик, открыть, дверь
сидеть, синичка, на, ветка
груша, бабушка, внучка, давать
Витя, косить, трава, кролики, для
Петя, купить, шар, красный, мама
Слова предъявляются до первого ответа.
Оценка:
1 балл – предложение составлено верно;
0,5 балла – нарушен порядок слов;
0,25 балла – наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности;
0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.
4. Добавление предлогов в предложение.
Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.
Лена наливает чай … чашки.
Почки распустились … деревьях.
Птенец выпал … гнезда.
Щенок спрятался … крыльцом.
Пес сидит … конуры.
В связи с трудностью этого задания использовались два вида помощи:
1-й – стимулирующая (“Неверно, подумай еще!”);
2-ой – в виде вопроса к пропущенному предлогу (“Наливает чай куда?”).
Оценка:
1 балл – правильный ответ;
0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 балла – правильный ответ после помощи второго вида;
0 баллов – неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.
Высокий уровень – 4-3 балла,
Средний уровень – 3 – 2 баллов,
Ниже среднего – 2- 1 балла,
Низкий уровень – менее 1 бала.
Исследование лексического строя языка.
Цель: Выявление у ребенка состояния активного словаря.
Материал: Предметные картинки.
Ход выполнения задания:
Часть I : Перед ребенком последовательно выкладывают предметные картинки и предлагают назвать предметы, изображенные на картинках.
Инструкция: “Назови то, что нарисовано на картинках” (стол, мяч, стул, дом, кукла, машина, телевизор и т. д.); “Перечисли, что ты видишь в группе”.
Часть II : Перед ребенком последовательно выкладывают сюжетные картинки и предлагают дать ответы на вопросы.
Инструкция: “Посмотри на картинку. Что делает мальчик? (рисует, прыгает и т. д.)”; “Перечисли, что ты делаешь в течение дня”.
Часть III : Ребенку предлагают с опорой на реальный предмет или предметную картинку ответить на вопросы.
Инструкция: “Скажи, какой мяч по цвету (форме? Скажи, какое мороженое? Какой чай? и т. д. ”
Часть IV : В ходе диалога определить возможность употребления ребенком личных и притяжательных местоимений.
Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ, МОЯ, МОЕ, ТВОИ, ВАШИ, НАШИ и т. д.
В случае необходимости можно использовать предметы, предметные сюжетные картинки. (Игра “Мое – Твое”).
Часть V : Используя конкретные ситуации или сюжетные картинки, ребенка стимулируют к употреблению тех или иных наречий (близко - далеко, высоко - низко, светло - темно и др.).
Оценка:
Высокий уровень: 5 балла - активный словарный запас соответствует возрастной норме.
Средний уровень: 4-3 балла - активный словарный запас не соответствует возрастной норме.
Ниже среднего: 2 балл - наличие отдельных слов той или иной части речи.
Низкий уровень: 1-0 баллов - отсутствие в речи той или иной части речи.