Туйара Кобякова
Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста
Ребенок с нормальным слухом, без выраженных проблем в здоровье, при видимой общей благоприятной обстановке, плохо понимает речь взрослых, капризничает и нередко отказывается от общения. Нарушением часто является общее недоразвитие речи ребенка. Несомненно, поставить точный диагноз поможет специалист, а вот заподозрить нарушение речи и помочь ребенку под силу только родителям.
Публикация «Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Такой ребенок предпочитает прибегать к жестикуляции, общается отдельными звуками и слогами. Игра со сверстниками ему редко интересна. Он не всегда четко понимает взрослых, речевое общение доставляет дискомфорт. Ребенок становится капризным и раздражительным. Это и есть общее недоразвитие речи или ОНР, которое характеризуется тем, что у ребенка недоразвиты все стороны языковой системы. Родители такого ребенка начинают паниковать и бегать по специалистам в поисках решения проблемы. Или, наоборот, объясняют это наследственностью: «У его папы также было до 8 лет, потом все поправилось». Некоторые полностью игнорируют подобное положение дел.
Что приводит к столь серьезному нарушению речи у ребенка? Это могут быть:
• Патологии беременности матери (инфекционные заболевания и ранние токсикозы) могут стать одной из причин общего недоразвития речи.
• Резус конфликт матери и плода могут оказать влияние на речевое развитие ребенка в будущем.
• Вредные привычки матери, такие как курение и алкоголизм, оказывают негативное влияние на созревание речевых зон в головном мозге ребенка, что впоследствии приведет к грубым нарушениям речи.
• Родовые травмы ребенка и травмы на первом году жизни малыша очень опасны, ведь их последствия могут быть заметны не сразу и проявиться в недоразвитии речи в старшем возрасте.
• Воспитание ребенка происходит в среде, где не уделяется должное внимание речевому развитию и другое.
Нельзя выделить у ребенка одну причину общего недоразвития речи, чаще всего их несколько. Необходимо знать, что к самым грубым формам общего недоразвития речи приводят те причины, которые оказали влияние в раннем возрасте ребенка.
Родители обращаются к разным специалистам для того, чтобы определить речевой диагноз у ребенка. Родители могут и не обращать внимания на недостатки речевого развития у малыша, что может привести к более серьезным последствиям.
Могут ли родители в домашних условиях определить такое сложное нарушение речи у ребенка, как общее недоразвитие речи? Для начала, определим его признаки.
• Ребенок неправильно различает звуки, которые услышал, а значит, неправильно их произносит и не понимает смысла сказанного.
• Ребенок с общим недоразвитием речи смешивает чаще несколько групп звуков и произносит с нарушениями множество звуков. Поэтому и в словах ребенок переставляет слоги или сокращает слова.
• У таких детей словарный запас очень бедный. Количество слов, которые понимает ребенок, гораздо меньше, чем у сверстников с нормальным речевым развитием. Например, из фруктов ребенок в 4 года называет только яблоко и банан, а лесным жителем может стать кошка.
• Речь у ребенка невыразительная. Синонимы и антонимы подбирает очень тяжело или вообще не может выполнить задания. Малыш не использует в своих высказываниях прилагательных, наречий, сложных существительных. Глаголы ребенок использует простые.
• Предложения в речи ребенка с общим недоразвитием речи простые без предлогов. В распространенных предложениях переставляет местами слова, предлоги может проговаривать в конце предложения. Например: «Я сяду стул на» и т. д.
Это общие признаки данного нарушения, по которым можно заподозрить общее недоразвитие речи у ребенка
Родителям детей с общим недоразвитием речи обязательно нужно заниматься речевым развитием ребенка.
• Развивать мелкую моторику малыша (регулярно выполнять пальчиковую гимнастику ребенку).
• Вместе с ребенком ежедневно делать артикуляционные упражнения.
• Упражняться в составлении сложных предложений и коротких рассказов по картинкам. В книжных магазинах большой ассортимент речевых игр, с выбором поможет логопед.
Выполняйте рекомендации специалистов и помните, что половина успеха зависит только от вас. Никто не сможет помочь ребенку без участия и желания родителей.
Развитие речи у детей в ее общем недоразвитии различается по уровням. Развитие речи зависит от степени выраженности нарушений. От этого будет зависеть правильная постановка диагноза и планирование помощи таким детям.
Развитие речи у таких детей очень нарушено. К нему относятся неговорящие дети или практически «безречевые». Он самый тяжелый. Дети используют слова детского лепета, многое объясняют жестами и звукоподражаниями. Несложные существительные и глаголы в их речи связаны с их повседневной жизнью. Грубо нарушено произношение звуков.
Довольно часто у таких детей «пи» может означать «мышь, кошку, птицу, пить». То есть абсолютно разные понятия обозначаются одинаковым слогом.
Данный уровень очень тяжелый и отличить его от других речевых нарушений поможет грамотный специалист.
Дети со вторым уровнем ОНР используют в общении больше слов, чем на первом уровне. Понимание речи может достигать различением «один — много». Например, ребенок без ошибки покажет, где одно яблоко, а где их много.
Свои высказывания ребенок будет делать в конкретной ситуации, чаще перечисляя предметы. Словарь ребенка очень скудный. Малыш не различает предметы по цвету, форме и величине.
Фонематический слух и звукопроизношение нарушены до такой степени, что при произношении слова ребенок может переставлять слоги в непроизвольном порядке: слово «картина» заменит на «канати», «подушка» на «дукапо» и т. д.
Связная речь у таких детей не развита.
При третьем уровне общего недоразвития речи ребенок общается сложными предложениями. Малыши с удовольствием вступают в диалог, хотя, когда возникают трудности в общении, начинают стесняться. Легче ребенку общаться с хорошо знакомыми людьми, которые смогут помочь объясниться в случае затруднений. В незнакомой ситуации даже хорошо произносимые слова произносятся с трудом.
На этом уровне ОНР легче установить нарушенные звуки, потому что их значительно меньше, чем на предыдущих уровнях, речевой слух также нарушен.
При наличии фразовой речи у таких детей употребление союзов затруднено, могут встречаться грамматические ошибки.
Четвертый уровень общего недоразвития речи отличается более легкими нарушениями звукопроизношения, но их еще достаточное количество. Особенно затруднено произношение свистящих, шипящих групп звуков, «р» и «рь», «л» и «ль». Ребенок может добавлять звуки и слоги в слова, заменять слоги. Особенно трудности произношения длинных и незнакомых слов встречаются при спонтанном общении. Понимание речи практически без ошибок. В общении со взрослыми и сверстниками использует сложные предложения.
Несмотря на незначительные нарушения на четвертом уровне расслабляться родителям не стоит. Необходимо обратиться к специалисту и помнить, что только комплексная помощь даст необходимые результаты.
Часто специалисты указывают пограничные состояния при уровнях недоразвития речи, например ОНР II – III уровня. Это значит, что состояние речи имеет характерные особенности двух соседних уровней.
В любом случае, при заключении о наличии любого из этих уровней недоразвития речи, следует обратиться к специалистам и выработать тактику коррекционного воздействия, которая включает в себя не только работу над дикцией, но и развитие всех остальных компонентов речи.