Марина Боголюбова
Образовательный проект с детьми средней группы «Сказки, которые учат нас быть вежливыми»
Муниципальное дошкольное учреждение «Детский сад Чайка»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Сказки, которые учат нас быть вежливыми»
в средней группе
Разработала: воспитатель
Боголюбова Марина Владимировна,
воспитатель высшей категории,
г. Тихвин
Пояснительная записка:
Публикация «Образовательный проект с детьми средней группы „Сказки, которые учат нас быть вежливыми“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Проекты, планы, недели
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольника, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально - нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом.
Сегодня выпускник дошкольного учреждения умеет читать, считать, и писать, но при этом отмечается низкий уровень коммуникативной культуры, отсутствуют нравственные ценности его личности в системе отношений с другими людьми. Отсутствуют вежливые формы общения со сверстниками. Речь бедна, однообразна, засорена ошибками. Культура речевого общения предполагает не только умение правильно, выразительно и точно говорить, но и умение слушать, извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий.
Именно в дошкольном возрасте ребенок всей душой воспринимает мир, учится быть вежливым. Раскрыть значение речи и общения для человека помогают авторские сказки. Удачно подобранной сказкой, в доступной и увлекательной форме, можно познакомить ребенка с простыми правилами речевого этикета. Такие сказки дают возможность эмоционально пережить последствия соблюдения и нарушения норм общественного поведения, а также помогают воспитанию культурно-гигиенических навыков и формированию этических представлений у детей.
Через сказки дети охотно занимаются решением проблем сказочных героев и одновременно обогащают свой жизненный опыт знаниями, навыками и умениями. Задача педагога не только в том, чтобы дать детям определенную сумму знаний, но и научить руководствоваться ими в повседневной жизни.
«Сказка – средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории. Сказка для ребенка такое же серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».
Дж. Родари.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА :
Проблема: низкий уровень культуры речевого общения дошкольника, отсутствие нравственных ценностей его личности в системе отношений с другими людьми. Отсутствие вежливых форм общения со сверстниками.
Цель проекта :
1. Познакомить детей с простыми правилами речевого этикета посредством приобщения детей к авторской сказке.
2. Повышение уровня коммуникативной культуры детей.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с речевыми правилами, нормами, словами и выражениями, необходимыми при общении с окружающими: прощание, приветствие, благодарности, просьбе, при извинении.
2. Формирование навыков общения у детей и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
3. Упражнять в употреблении вежливых слов, в умении правильно поступать в разных жизненных ситуациях.
4. Развивать интерес к сказкам, умение выражать своё отношение к тому или иному персонажу сказки, описывая свои чувства, переживания.
5. Продолжать работу по сплочению детско-родительского коллектива, по развитию коммуникативных навыков родителей.
6. Развивать у родителей интерес к происходящему процессу развития и воспитания детей в детском саду, активность в решении совместных задач, проявление творчества.
Вид проекта : практико-ориентированный
Продолжительность: краткосрочный
Участники: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель группы.
Предварительная работа:
1. Подбор методической и художественной литературы, текстов авторских сказок, иллюстрационного материала по данной теме (проблеме).
2. Подбор игрушек, настольно-печатных и развивающих игр; атрибутов для игровой деятельности; материала для изобразительной деятельности : краски, клей, бумага, фломастеры и карандаши, пластилин, цветная бумага и т. д.
3. Составление плана мероприятий.
4. Создание в группе «Уголка вежливости»
5. Чтение и обсуждение р. н. с. «Заюшкина избушка», «Морозко», «Хаврошечка»;
6. Рассматривание сюжетных картин из серии «Уроки вежливости», иллюстраций к сказкам.
7. Проведение бесед на темы: «Обращайся к людям вежливо и спокойно», «Как вести себя культурно?»
Предварительная работа с родителями:
1. Анкетирование «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге»
2. Реклама проекта. Выступление на родительском собрании с информацией о проекте с целью заинтересовать предстоящей работой.
3. КВН с родителями «Сказочный денек»
4. Подбор материала по теме проекта.
5. Консультация «Воспитание речевой вежливости у дошкольника».
6. Составление конца к сказке (сотворчество родителей и ребенка, оформление иллюстрации к ней.
ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Эта-пы
Деятельность педагога
Деятельность детей и родителей
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
I 1. Формирует проблему и задает детям вопрос «Зачем нужны сказки?». При постановке цели определяется продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию и предлагать детям изучить этот вопрос. 1. Вхождение в проблему.
- Вживание детей в игровую ситуацию.
- КВН с родителями «Сказочный денек»
2. Принятие задачи проекта.
3. Рассматривают иллюстрации на тему «Вежливые дети».
ПРОДУКТИВНЫЙ ЭТАП
II Делит участников проекта на подгруппы.
а) родители: подбирают материал по теме проекта : сказки, стихи, загадки…
б) дети: ведет с детьми совместную познавательную, продуктивную и игровую деятельность, оказывает содействие в выдвижении познавательных вопросов по мере необходимости. 1. Объединение детей на рабочие группы.
2. Принимают участие в разрешении игровой проблемной ситуации через организацию развивающих, дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр, предметную деятельность: изготовление поделок и рисунков.
3. Участие в совместном развлечении «В гости к Избушке».
III 1. Оказывает индивидуальную практическую помощь.
2. Развивает творческую и самостоятельную деятельность детей.
3. Проведение итогового мероприятия «Праздник «Доброты и Вежливости». 1. Формирование специфических знаний, умений, навыков.
2. Участие в организации выставки.
3. Создание сборника «Вежливые сказки детям»
4. Участие детей в итоговом мероприятии «Праздник «Доброты и Вежливости».
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
IV 1. Подготовка к презентации.
2. Презентация проекта. Участие в презентации проекта.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Образовательная область «Познание»
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора:
• Урок вежливости : «Пойдем и найдем волшебные слова» (раскрытие значения слов, их применение; дети сами ищут и находят «волшебные» слова в приведенных примерах);
• Дидактическая игра «Учимся здороваться по-разному», ( Цель: учить употреблять в речи различные формы приветствия (здравствуйте, доброе утро, добрый день).
• «Как сделать ледяную сказку?» ( формирование представлений о свойствах и агрегатных состояниях воды: вода меняет цвет от вещества (гуашь) растворенного в ней; замерзает на морозе, превращаясь в разноцветные льдинки.) Дети, вместе с воспитателем, придумывают ледяную сказку;
• Рассказ воспитателя «Путешествие в прошлое жилища» ( Цель: познакомить детей с историей жилища, научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремиться улучшить свое жилище)
• Д/и «Эволюция жилищ» ( ввести в словарь слова: шалаш, пещера, изба);
• Д/и «Узнай сказку по жилищу» ( Цель: учить определять название сказки по описанию жилищ (избушка на курьих ножках, ледяная избушка, теремок и т. д.)
• В гости к сказке «Лесная история» (использование авторской сказки для закрепления знаний о некоторых особенностях жизни
леса и о деревенских жилищах людей);
• Д/и «У кого какой дом…» ( Цель: уточнить знания детей о животных леса, об их среде обитания, о месте (доме) постоянного проживания. Закрепить названия жилищ животных (берлога, нора, хатка, дупло);
• Знакомство с горами (пещеры долгое время служили людям домом, а животные до сих пор ищут укрытие в них).
Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная деятельность)
• Конструирование из конструктора разного вида (по выбору детей) «Терем, теремок»;
• Конструирование из природного материала (коллективная работа) «Домик вежливого бобра»;
• Конструирование из бумаги «Чудо горы» (складывание и обрывание бумаги).
Формирование элементарных математических представлений.
• Игровая ситуация «Правильно пойдешь, секрет найдешь»- закреплять знания геометрических фигур, - упражнять в умении двигаться в правильном направлении;
• Игровая ситуация «Посади цветочки у дорожки к Избушке»- упражнять в определении фигуры по двум признакам (цвету и форме);
• Игра «Кто пришел к Избушке?» - формировать умение соотносить количество предметов с цифрой;
• Игра «Берег левый, берег правый» - упражнять в ориентировке в пространстве.
Образовательная область «Коммуникация»
• Рассказывание из личного опыта : «Как много слов прекрасных – волшебных добрых слов» ( знакомство со словами: благодарю, будьте так добры);
• Рассказывание «Сказка о невоспитанном мышонке» (многообразие вежливых слов : как нужно вести себя, чтобы у тебя были друзья);
• Придумывание конца к сказке «Праздник Вежливости» (как надо правильно говорить вежливые слова);
• Викторина «Добрые сказки – этика для малышей» (решение проблемных ситуаций);
• Беседа «Праздник Вежливости» с помощью наводящих вопросов:
- Что будет, если люди забудут вежливые слова?
- Нужны вежливые слова?
- Зачем нужно быть вежливым?
- Надо ли уметь правильно говорить вежливые слова?
( Цель: продолжать обучать детей устанавливать контакты с помощью вербальных и невербальных средств общения. Закреплять знания вежливых форм обращения и умение ими свободно пользоваться при различных жизненных ситуациях);
• Беседа «Как правильно приветствовать друг друга» ( Цель: познакомить с новыми формами приветствия взрослого и ребенка (добрый день, доброе утро, добрый вечер);
• Словесные игры, направленные на закрепление навыков общения и речевого этикета:
- «Вежливые прятки» ( Цель: приучать выполнять правила речевого поведения);
- «Сравни героев сказок» ( Цель: упражнять в умении анализировать поступки героев сказок);
- «Вежливо – невежливо» ( Цель: упражнять в умении определять нормы поведения человека в жизненных ситуациях);
- «Копилка вежливых слов» ( Цель: закрепить вежливые формы приветствия и прощания);
- «Подскажи словечко» ( Цель: упражнять в умении подбирать слова подходящие по смыслу)
• Рассматривание сюжетных картинок из серии «Волшебные слова» ( Цель: учить составлять небольшой рассаз по картинке, используя вежливые слова).
Образовательная область
«Чтение художественной литературы»
• Прослушивание текста русских народных сказок на аудиозаписях;
• Чтение и обсуждение авторских сказок : «Сказка о том, как Избушка хозяина нашла», «Вежливый Кролик», Т. А. Шорыгина
«Как попугай Таню вежливости учил»; «Сказка про вежливые
слова»; «Добрые слова»; «Вежливый бычок»; «Вежливые
бельчата», «Сказка о невоспитанном мышонке», «Упрямый
утенок», «Невежливый бобренок»
• Чтение и заучивание стихов о вежливости и доброте.
• Чтение стихов и рассказов :
В. Осеева «Вежливое слово»;
В. Драгунский «Тайное становиться явным»;
М. Зощенко «Показательный ребенок»;
Т. А. Шорыгина «Добрые слова»;
отрывки из книги Остера «Вредные советы»;
Э. Мошковская «Вежливое слово».
Образовательная область «Художественное творчество»
• Лепка по сказке «Вежливый бычок»;
• Лепка по замыслу «Вылепи, понравившегося героя вежливой сказки»;
• Аппликация «Вежливый мышонок» - комбинирование двух нетрадиционных техник (обрывания и скатывания бумаги);
• Предметное рисование «Избушка»
• Рисование с натуры «Фея Вежливости»
• Сюжетное рисование по сказке «Вежливый Кролик»
• Оформление сборника «Вежливые сказки детям» с творческими работами детей и их родителей.
Образовательная область «Социализация»
Сюжетно-ролевые игры:
• «Как бельчата стали вежливыми…»;
• «Семья» ( игровая ситуация: на приеме у врача, в магазине);
• «К нам гости пришли»;
Дидактические игры:
• «Узнай эпизод из сказки»;
• «Цветок добрых слов»;
• «Добрые слова»;
• «Сравни героев сказки»;
• «Порядок и добрые слова»;
• «Попроси правильно»;
Настольно-печатные, развивающие игры:
• «Путешествие по магазину»
• «Как правильно себя вести»
• «Уроки этикета»
Театрализованные игры:
• Инсценировка сказки «Петушок и Птичка»
• Вечер загадок от Феи Вежливости.
• Игра-инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит».
Образовательная область «Музыка»
• Слушание и пение песен о доброте, дружбе;
• Координационно-подвижные игры-приветствия и прощания
«Добрый денек», «Здравствуй дружок», «Здравствуй, говори», «Доброе утро», «Ты шагай!».
Образовательная область «Физическая культура»
• Спортивное развлечение с участием родителей «Поможем Избушке хозяина найти» (по авторской сказке);
• Подвижные игры «Хитрая Лиса», «Вежливые прятки»;
• Эстафета с бегом «Соберем инструменты для ремонта Избушки»
• Упражнение «По бревнышку»;
• Упражнения с каучуковыми мячиками;
• Вежливая зарядка.
Планируемые результаты проекта :
• Внедрение проекта обеспечит оптимальные условия для развития интереса к социальному миру, для развития коммуникативных способностей дошкольников.
• Дети узнают и научатся пользоваться речевыми формами (приветствие, прощание, благодарность, просьба, извинение) при общении с окружающими в ситуациях реальной жизни.
• У детей возникнет желание быть вежливыми, совершать добрые поступки.
• Повысится интерес к чтению художественных произведений, в особенности к сказкам.
• Активизация и обогащение педагогических знаний и умений родителей, повышение их психолого-педагогической культуры.
• Оснащение предметно-развивающей среды в группе.
Главный (конечный) результат:
Дети научатся уважительно, тактично и бережно относиться к личности другого человека; будут задумываться над вопросами общения друг с другом, с взрослыми, с природой, искусством. Это и есть воспитание души, ума, формирование внутренней культуры, развитие нравственных качеств личности