Папки-передвижки

Образовательный проект с детьми средней группы «Сказки, которые учат нас быть вежливыми»

Марина Боголюбова
Образовательный проект с детьми средней группы «Сказки, которые учат нас быть вежливыми»

Муниципальное дошкольное учреждение «Детский сад Чайка»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Сказки, которые учат нас быть вежливыми»

в средней группе

Разработала: воспитатель

Боголюбова Марина Владимировна,

воспитатель высшей категории,

г. Тихвин

Пояснительная записка:

Публикация «Образовательный проект с детьми средней группы „Сказки, которые учат нас быть вежливыми“» размещена в разделах

В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольника, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально - нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом.

Сегодня выпускник дошкольного учреждения умеет читать, считать, и писать, но при этом отмечается низкий уровень коммуникативной культуры, отсутствуют нравственные ценности его личности в системе отношений с другими людьми. Отсутствуют вежливые формы общения со сверстниками. Речь бедна, однообразна, засорена ошибками. Культура речевого общения предполагает не только умение правильно, выразительно и точно говорить, но и умение слушать, извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий.

Именно в дошкольном возрасте ребенок всей душой воспринимает мир, учится быть вежливым. Раскрыть значение речи и общения для человека помогают авторские сказки. Удачно подобранной сказкой, в доступной и увлекательной форме, можно познакомить ребенка с простыми правилами речевого этикета. Такие сказки дают возможность эмоционально пережить последствия соблюдения и нарушения норм общественного поведения, а также помогают воспитанию культурно-гигиенических навыков и формированию этических представлений у детей.

Через сказки дети охотно занимаются решением проблем сказочных героев и одновременно обогащают свой жизненный опыт знаниями, навыками и умениями. Задача педагога не только в том, чтобы дать детям определенную сумму знаний, но и научить руководствоваться ими в повседневной жизни.

«Сказка – средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории. Сказка для ребенка такое же серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».

Дж. Родари.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА :

Проблема: низкий уровень культуры речевого общения дошкольника, отсутствие нравственных ценностей его личности в системе отношений с другими людьми. Отсутствие вежливых форм общения со сверстниками.

Цель проекта :

1. Познакомить детей с простыми правилами речевого этикета посредством приобщения детей к авторской сказке.

2. Повышение уровня коммуникативной культуры детей.

Задачи проекта :

1. Познакомить детей с речевыми правилами, нормами, словами и выражениями, необходимыми при общении с окружающими: прощание, приветствие, благодарности, просьбе, при извинении.

2. Формирование навыков общения у детей и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

3. Упражнять в употреблении вежливых слов, в умении правильно поступать в разных жизненных ситуациях.

4. Развивать интерес к сказкам, умение выражать своё отношение к тому или иному персонажу сказки, описывая свои чувства, переживания.

5. Продолжать работу по сплочению детско-родительского коллектива, по развитию коммуникативных навыков родителей.

6. Развивать у родителей интерес к происходящему процессу развития и воспитания детей в детском саду, активность в решении совместных задач, проявление творчества.

Вид проекта : практико-ориентированный

Продолжительность: краткосрочный

Участники: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель группы.

Предварительная работа:

1. Подбор методической и художественной литературы, текстов авторских сказок, иллюстрационного материала по данной теме (проблеме).

2. Подбор игрушек, настольно-печатных и развивающих игр; атрибутов для игровой деятельности; материала для изобразительной деятельности : краски, клей, бумага, фломастеры и карандаши, пластилин, цветная бумага и т. д.

3. Составление плана мероприятий.

4. Создание в группе «Уголка вежливости»

5. Чтение и обсуждение р. н. с. «Заюшкина избушка», «Морозко», «Хаврошечка»;

6. Рассматривание сюжетных картин из серии «Уроки вежливости», иллюстраций к сказкам.

7. Проведение бесед на темы: «Обращайся к людям вежливо и спокойно», «Как вести себя культурно?»

Предварительная работа с родителями:

1. Анкетирование «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге»

2. Реклама проекта. Выступление на родительском собрании с информацией о проекте с целью заинтересовать предстоящей работой.

3. КВН с родителями «Сказочный денек»

4. Подбор материала по теме проекта.

5. Консультация «Воспитание речевой вежливости у дошкольника».

6. Составление конца к сказке (сотворчество родителей и ребенка, оформление иллюстрации к ней.

ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Эта-пы

Деятельность педагога

Деятельность детей и родителей

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

I 1. Формирует проблему и задает детям вопрос «Зачем нужны сказки. При постановке цели определяется продукт проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию и предлагать детям изучить этот вопрос. 1. Вхождение в проблему.

- Вживание детей в игровую ситуацию.

- КВН с родителями «Сказочный денек»

2. Принятие задачи проекта.

3. Рассматривают иллюстрации на тему «Вежливые дети».

ПРОДУКТИВНЫЙ ЭТАП

II Делит участников проекта на подгруппы.

а) родители: подбирают материал по теме проекта : сказки, стихи, загадки…

б) дети: ведет с детьми совместную познавательную, продуктивную и игровую деятельность, оказывает содействие в выдвижении познавательных вопросов по мере необходимости. 1. Объединение детей на рабочие группы.

2. Принимают участие в разрешении игровой проблемной ситуации через организацию развивающих, дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр, предметную деятельность: изготовление поделок и рисунков.

3. Участие в совместном развлечении «В гости к Избушке».

III 1. Оказывает индивидуальную практическую помощь.

2. Развивает творческую и самостоятельную деятельность детей.

3. Проведение итогового мероприятия «Праздник «Доброты и Вежливости». 1. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

2. Участие в организации выставки.

3. Создание сборника «Вежливые сказки детям»

4. Участие детей в итоговом мероприятии «Праздник «Доброты и Вежливости».

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

IV 1. Подготовка к презентации.

2. Презентация проекта. Участие в презентации проекта.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Образовательная область «Познание»

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора:

• Урок вежливости : «Пойдем и найдем волшебные слова» (раскрытие значения слов, их применение; дети сами ищут и находят «волшебные» слова в приведенных примерах);

• Дидактическая игра «Учимся здороваться по-разному», ( Цель: учить употреблять в речи различные формы приветствия (здравствуйте, доброе утро, добрый день).

«Как сделать ледяную сказку ( формирование представлений о свойствах и агрегатных состояниях воды: вода меняет цвет от вещества (гуашь) растворенного в ней; замерзает на морозе, превращаясь в разноцветные льдинки.) Дети, вместе с воспитателем, придумывают ледяную сказку;

Рассказ воспитателя «Путешествие в прошлое жилища» ( Цель: познакомить детей с историей жилища, научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремиться улучшить свое жилище)

• Д/и «Эволюция жилищ» ( ввести в словарь слова: шалаш, пещера, изба);

• Д/и «Узнай сказку по жилищу» ( Цель: учить определять название сказки по описанию жилищ (избушка на курьих ножках, ледяная избушка, теремок и т. д.)

• В гости к сказке «Лесная история» (использование авторской сказки для закрепления знаний о некоторых особенностях жизни

леса и о деревенских жилищах людей);

• Д/и «У кого какой дом…» ( Цель: уточнить знания детей о животных леса, об их среде обитания, о месте (доме) постоянного проживания. Закрепить названия жилищ животных (берлога, нора, хатка, дупло);

• Знакомство с горами (пещеры долгое время служили людям домом, а животные до сих пор ищут укрытие в них).

Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная деятельность)

• Конструирование из конструктора разного вида (по выбору детей) «Терем, теремок»;

• Конструирование из природного материала (коллективная работа) «Домик вежливого бобра»;

• Конструирование из бумаги «Чудо горы» (складывание и обрывание бумаги).

Формирование элементарных математических представлений.

• Игровая ситуация «Правильно пойдешь, секрет найдешь»- закреплять знания геометрических фигур, - упражнять в умении двигаться в правильном направлении;

• Игровая ситуация «Посади цветочки у дорожки к Избушке»- упражнять в определении фигуры по двум признакам (цвету и форме);

• Игра «Кто пришел к Избушке?» - формировать умение соотносить количество предметов с цифрой;

• Игра «Берег левый, берег правый» - упражнять в ориентировке в пространстве.

Образовательная область «Коммуникация»

Рассказывание из личного опыта : «Как много слов прекрасных – волшебных добрых слов» ( знакомство со словами: благодарю, будьте так добры);

Рассказывание «Сказка о невоспитанном мышонке» (многообразие вежливых слов : как нужно вести себя, чтобы у тебя были друзья);

• Придумывание конца к сказке «Праздник Вежливости» (как надо правильно говорить вежливые слова);

• Викторина «Добрые сказки – этика для малышей» (решение проблемных ситуаций);

• Беседа «Праздник Вежливости» с помощью наводящих вопросов:

- Что будет, если люди забудут вежливые слова?

- Нужны вежливые слова?

- Зачем нужно быть вежливым?

- Надо ли уметь правильно говорить вежливые слова?

( Цель: продолжать обучать детей устанавливать контакты с помощью вербальных и невербальных средств общения. Закреплять знания вежливых форм обращения и умение ими свободно пользоваться при различных жизненных ситуациях);

• Беседа «Как правильно приветствовать друг друга» ( Цель: познакомить с новыми формами приветствия взрослого и ребенка (добрый день, доброе утро, добрый вечер);

• Словесные игры, направленные на закрепление навыков общения и речевого этикета:

- «Вежливые прятки» ( Цель: приучать выполнять правила речевого поведения);

- «Сравни героев сказок» ( Цель: упражнять в умении анализировать поступки героев сказок);

- «Вежливо – невежливо» ( Цель: упражнять в умении определять нормы поведения человека в жизненных ситуациях);

- «Копилка вежливых слов» ( Цель: закрепить вежливые формы приветствия и прощания);

- «Подскажи словечко» ( Цель: упражнять в умении подбирать слова подходящие по смыслу)

• Рассматривание сюжетных картинок из серии «Волшебные слова» ( Цель: учить составлять небольшой рассаз по картинке, используя вежливые слова).

Образовательная область

«Чтение художественной литературы»

• Прослушивание текста русских народных сказок на аудиозаписях;

• Чтение и обсуждение авторских сказок : «Сказка о том, как Избушка хозяина нашла», «Вежливый Кролик», Т. А. Шорыгина

«Как попугай Таню вежливости учил»; «Сказка про вежливые

слова»; «Добрые слова»; «Вежливый бычок»; «Вежливые

бельчата», «Сказка о невоспитанном мышонке», «Упрямый

утенок», «Невежливый бобренок»

• Чтение и заучивание стихов о вежливости и доброте.

• Чтение стихов и рассказов :

В. Осеева «Вежливое слово»;

В. Драгунский «Тайное становиться явным»;

М. Зощенко «Показательный ребенок»;

Т. А. Шорыгина «Добрые слова»;

отрывки из книги Остера «Вредные советы»;

Э. Мошковская «Вежливое слово».

Образовательная область «Художественное творчество»

• Лепка по сказке «Вежливый бычок»;

• Лепка по замыслу «Вылепи, понравившегося героя вежливой сказки»;

• Аппликация «Вежливый мышонок» - комбинирование двух нетрадиционных техник (обрывания и скатывания бумаги);

• Предметное рисование «Избушка»

• Рисование с натуры «Фея Вежливости»

• Сюжетное рисование по сказке «Вежливый Кролик»

• Оформление сборника «Вежливые сказки детям» с творческими работами детей и их родителей.

Образовательная область «Социализация»

Сюжетно-ролевые игры:

«Как бельчата стали вежливыми…»;

«Семья» ( игровая ситуация: на приеме у врача, в магазине);

«К нам гости пришли»;

Дидактические игры:

«Узнай эпизод из сказки»;

«Цветок добрых слов»;

«Добрые слова»;

«Сравни героев сказки»;

«Порядок и добрые слова»;

«Попроси правильно»;

Настольно-печатные, развивающие игры:

«Путешествие по магазину»

«Как правильно себя вести»

«Уроки этикета»

Театрализованные игры:

• Инсценировка сказки «Петушок и Птичка»

• Вечер загадок от Феи Вежливости.

• Игра-инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит».

Образовательная область «Музыка»

• Слушание и пение песен о доброте, дружбе;

• Координационно-подвижные игры-приветствия и прощания

«Добрый денек», «Здравствуй дружок», «Здравствуй, говори», «Доброе утро», «Ты шагай!».

Образовательная область «Физическая культура»

• Спортивное развлечение с участием родителей «Поможем Избушке хозяина найти» (по авторской сказке);

• Подвижные игры «Хитрая Лиса», «Вежливые прятки»;

• Эстафета с бегом «Соберем инструменты для ремонта Избушки»

• Упражнение «По бревнышку»;

• Упражнения с каучуковыми мячиками;

Вежливая зарядка.

Планируемые результаты проекта :

• Внедрение проекта обеспечит оптимальные условия для развития интереса к социальному миру, для развития коммуникативных способностей дошкольников.

• Дети узнают и научатся пользоваться речевыми формами (приветствие, прощание, благодарность, просьба, извинение) при общении с окружающими в ситуациях реальной жизни.

• У детей возникнет желание быть вежливыми, совершать добрые поступки.

• Повысится интерес к чтению художественных произведений, в особенности к сказкам.

• Активизация и обогащение педагогических знаний и умений родителей, повышение их психолого-педагогической культуры.

• Оснащение предметно-развивающей среды в группе.

Главный (конечный) результат:

Дети научатся уважительно, тактично и бережно относиться к личности другого человека; будут задумываться над вопросами общения друг с другом, с взрослыми, с природой, искусством. Это и есть воспитание души, ума, формирование внутренней культуры, развитие нравственных качеств личности

Публикации по теме:

Игровая ситуация «Учимся быть вежливыми» в первой младшей группе Программные задачи: продолжаем учить детей спокойно и понятно излагать свои желания и просьбы,не забывать употреблять слова "пожалуйста,спасибо".

Конспект мастер-класса для воспитателей «Игры, которые учат общаться» Дошкольный возраст - это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических.

Конспект НОД в старшей группе «Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет» Образовательные задачи. • Выучить стихотворение Р. Сефа «Совет», учить выразительно читать его. • Продолжать учить детей быть вежливыми.

Консультация для родителей «Игры, которые учат доброте» Игры для детей существуют самые разные: одни развивают память, другие — речь малыша, третьи — вooбpaжение. А ещё существуют замечательные.

Консультация для родителей «Сказки учат быть добрее» Цель: формирование представлений о развивающем и воспитывающем значении сказок в воспитании детей. В сказке ложь, да в ней намёк, добрым.

Образовательный проект по физическому развитию «Футболистом быть хочу» Образовательный проект по физическому развитию «Футболистом быть хочу!» (старший дошкольный возраст)Инструктор по физической культуре Добрынина.

Образовательный проект с детьми подготовительной группы «Этот загадочный космос» ПРОГРАММА ПРОЕКТА Проблема: Недостаточные знания детей о космосе, Вселенной, Солнечной системе. Сфера использования: образовательная система.

Развлечение-практикум с детьми средней группы и их родителями «Игры, которые лечат» Развлечение с детьми средней группы и их родителями «Игры, которые лечат» (практикум). Цель: гармонизация детско – родительских отношений.

Родительское собрание «Чтобы радость людям дарить, надо добрым, вежливым и опрятным быть» в старшей группе Конспект проведения группового родительского собрания в старшей группе на тему: " Чтобы радость людям дарить, надо добрым, вежливыми опрятным.

Учимся быть вежливыми в стихах Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был самым лучшим - самым послушным, умным, добрым и вежливым. Этому можно научить словами, собственным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательный проект с детьми средней группы «Сказки, которые учат нас быть вежливыми»
Опубликовано: 12 ноября 2019 в 15:59
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательный проект с детьми средней группы «Сказки, которые учат нас быть вежливыми»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Боголюбова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД