Татьяна Боева
Конспект мастер-класса для воспитателей «Игры, которые учат общаться»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства. В тесном взаимодействии «ребенок-взрослый» и происходит социальное развитие личности ребенка. Социальное развитие - одно из приоритетных направлений современного дошкольного образования. Основная цель педагога - создавать условия для полноценного социального развития детей, способствовать своевременному социальному развитию, формированию социальной компетентности у дошкольников в условиях ДОУ, сформировать мировоззрение, собственную «картину мира».
Публикация «Конспект мастер-класса для воспитателей „Игры, которые учат общаться“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Помочь в этом наша задача, ребенок не может реализоваться без участия взрослых. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития.
Задачи педагога побудить в детях желание вступать в контакт с окружающими, умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать и умение решать конфликтные ситуации, а также знание норм и правил общения.
Одна из нетрадиционных форм взаимодействия – мастер-класс. Мастер-класс «Игры, которые учат общаться», не обычен тем, что полноправными участниками мероприятия становятся сами дети. Что положительно влияет на социализацию дошкольников.
Задачи:
- Познакомить с коммуникативными играми и их влиянием на развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста.
- Сплочение группы, совершенствование коммуникативных навыков.
- Создание положительного эмоционального климата в группе.
Цели:
- Развивать уверенность в себе и своих возможностях, коммуникативных навыках.
- Развивать динамическую сторону общения: инициативность, готовность к общению, легкость вступления в контакт.
- Воспитывать у детей доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, сочувствие к партнеру, эмоциональность и выразительность невербальных средств общения.
Значение коммуникативных игр:
- Закрепить правила поведения в обществе, умение участвовать в совместной игре.
- Формирование умение выражать свои чувства, отношения в речи.
- Умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей.
Участники: педагоги детского сада, дети.
Организация: Стулья и столы расставить полукругом; включить спокойную музыку; создать дружественную обстановку, располагающую к общению.
Ход мастер-класса
Воспитатель:
Здравствуйте, дорогие гости, мы очень рады, что вы нашли время и посетили наш мастер-класс, посвященный коммуникативным умениям детей. Целью нашего мероприятия является помощь детям войти в социальный мир способствовать формированию социальной уверенности у них, через коммуникативные игры, помочь взрослым лучше понять детей. И в этом нам помогут сами дети.
Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.
В игре дети учатся строить отношения со сверстниками, сотрудничать с ними, признавать ценности другого, его мнение, интересы, усваивают правила и нормы поведения в игре, понимают ценность дружбы.
Ребенок может управлять своим эмоциональным состоянием, придумывать интересные игры, выполнять те или иные роли и т. д., а также подчинять себя обстоятельствам.
Особое значение приобрела мотивационная готовность к школе. Все это позволяет ребенку комфортно жить в обществе людей.
Воспитатель:
- А теперь мы пригласим самых главных участников. (Входят дети 4 чел. читают стихи):
В. Солоухина "Слово о словах".
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай - не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку разбить.
Оно одарит, иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя,
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Воспитатель:
Дорогие наши гости! Сегодня мы с ребятами покажем, как они учатся общаться друг с другом с помощью игр и научат вас этим интересным играм.
Взрослые и дети встают в круг.
А сейчас Ира, скажет, в какую первую игру мы сыграем.
Ребенок:
Первая игра называется «Комплименты».
Воспитатель:
Упражнение помогает детям увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что их принимают и ценят окружающие.
Берем мяч, и, передавая его соседу, говорим фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…». И так по кругу. Надо стараться, что бы комплименты были и разнообразными и неповторяющимися.
Воспитатель:
Название второй игры нам скажет Илья.
Ребенок:
Вторая игра называется «Штанга».
Воспитатель: (для игры потребуется гимнастическая палка) 1ребенок.
Будем заниматься спортом. Встань. Представь, что ты поднимаешь тяжелую штангу. Наклонись, возьми ее. Сожми кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены! Тебе тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно повисают вдоль туловища). Руки расслаблены, не напряжены, отдыхают. Дышим легко. Вдох-выдох!
Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом
(наклоняемся вперед,
Штангу с пола поднимаем
(Выпрямляем руки вверх).
Крепко держим ….
И бросаем!
Наши мышцы не устали
А еще послушней стали!
Нам становится понятно:
Расслабление приятно!
Примечание. Игры на расслабление необходимо заканчивать на стадии расслабления, когда вы почувствуете, что дети достаточно отдохнули.
Ребенок:
Дорогие воспитатели, Вам понравились наши игры? Давайте еще поиграем!
Ответы гостей.
Ребенок: А эта игра называется «Связующая нить».
Воспитатель:
Эта игра нацелена на формирования чувства единства и причастности к единому целому. Давайте попробуем в нее поиграть вместе.
Необходимо сесть по кругу, передавая друг другу клубок ниток так, что бы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передавая клубок, необходимо высказаться о том, что сейчас чувствуете, что хотите пожелать другим и так далее. Когда клубок вернется к ведущему, участники игры натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют единое целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
Воспитатель:
А теперь, давайте потрем свои ладошки. Пожмем, друг другу руки и почувствуем тепло близкого человека.
На этой теплой ноте мы заканчиваем наш мастер-класс. Надеемся, что Вам понравились наши игры.
Подводя итоги нашей встречи, хочется отметить, что коммуникативные игры направленны на улучшение отношений между детьми и всеми участниками педагогического процесса, поскольку последние выступают в игре как партнеры по общению; появление условий для создания творческой обстановки и поддержания живого интереса; создание ситуаций, в которых ребенок может играть самого себя или роль, которая ему поручается; развитие речи и мышления.
Следует помнить, что игры предназначены не для развлечения, а для обучения через действие. Для успешного проведения любой коммуникативной игры необходимы правильный отбор материала и тщательная методическая подготовка.