Вера Богданова
Образовательный проект с детьми подготовительной группы «Этот загадочный космос»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА ПРОЕКТА
Проблема: Недостаточные знания детей о космосе, Вселенной, Солнечной системе.
Сфера использования: образовательная система.
Круг пользователей: воспитатели ДОУ, родители, дети.
Цель:
- целенаправленно и последовательно вводить детей в мир элементарных научных знаний о Вселенной и Солнечной системе.
Задачи:
старшая группа
- формировать диалектическое мышление детей, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей во Вселенной, Солнечной системе;
Публикация «Образовательный проект с детьми подготовительной группы „Этот загадочный космос“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- развивать интерес к познаниям мира космоса; научному познанию социальной действительности;
- пополнять знания детей историческим содержанием о событиях и фактах развития астрономии и космонавтики;
- развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей, моделей);
Предмет исследования: формирование знаний детей в процессе познания окружающего мира.
Гипотеза: Знания детей сформируются, если:
- развивать стремление к познанию нового;
- развивать познавательную деятельность: умение понимать проблемно- познавательную задачу и устанавливать причинно-следственные связи;
Гипотеза. Содействие воспитанию личности ребенка с развитым познавательным интересом и сформированным осознанно правильным отношением к природе, способного видеть и чувствовать красоту окружающего мира, будет эффективно, если проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста стимулирует внутреннее развитие и обеспечивает удовлетворение детских потребностей, запросов, инициативы и желаний
Ожидаемые результаты от внедрения:
Реализация проекта позволит сформировать у детей более точные представления о Вселенной, развить познавательные способности, интерес к исследовательской деятельности, обогатить словарь детей, творческую активность детей, воспитать любознательность, патриотические чувства, желание быть смелым, сильным и выносливым.
- повышен и и углублен уровень знаний детей о космосе;
- сформированы представления детей о роли человека в изучении и освоении космоса;
- развит интерес к познаниям окружающего мира;
- сформировано чувство гордости за свою страну и достижения ученых и космонавтов;
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА
Современные дети задают много вопросов в области естествознания. Они позволяют выявить круг проблем, над которыми задумываются дети. Проводимые учеными многолетние исследования показали, что познавательные возможности детей по природоведению очень велики – значительно выше, чем по остальным видам деятельности (математике, физкультуре, языку, музыке и пр.) и, что самое интересное, зачастую выше, чем у взрослых, если обучение ведется не «взрослыми» и не традиционными методами, а методами, соответствующими возрастным особенностям мыслительных процессов детей первых семи дет жизни. Говоря о развитии познавательной активности детей, Л. С. Выготский отмечал, что при отсутствии знаний вопросы не возникают. Следовательно, вопросы, задаваемые детьми, отражают уровень их осведомленности в той или иной области знаний и позволяют выявить зону ближайшего развития.
Ученые – исследователи проанализировали, что спрашивают дети о космосе и его отдельных обьектах. Анализ собранного материала показывает, что детей интересуют разные аспекты астрономии. Данные о космических объектах, интересующих детей, приведены в табл. 1.
Таблица1
Объекты детского интереса
Название объектов Количество вопросов в абсолютных величинах в процентах
Солнце 224 - 43,0
Луна 99 - 19,4
Звезды 98 - 19,2
Небо 57 - 11,2
Дальний космос 32 - 6,3
Всего 510 - 100
Из таблицы видно, что наибольшее внимание дети уделяют Солнцу, ему посвящена почти половина вопросов. Меньше всего вопросов задано о небе (11,2 %) и дальнем космосе (6.3 %). Велик и диапазон вопросов (табл. 2)
Таблица 2
Диапазон вопросов
Название объектов Количество рубрик
Солнце 13
Луна 9
Звезды 8
Небо 3
Дальний космос 6
Так, вопросы по Солнцу классифицированы по 13 рубрикам, в некоторых из них содержится по 20 – 30 вопросов.
Наименьшее количество рубрик по теме «Небо».
Многочисленность вопросов о Земле и космосе свидетельствуют о появлении у дошкольников способности понимать то, что не может быть воспринято с помощъю органов чувств. Это говорит о расширении кругозора детей, а также о формировании у них способности е абстрактному мышлению.
Наконец, некоторые дети проявляют склонность к философским обобщениям.
Итак, делаются важные выводы:
1. Познавательные возможности дошкольников в области естествознания очень велики.
2. Интересы детей возникают на основе наблюдений за реальными явлениями и собственных логических рассуждений.
3. Удовлетворять их запросы можно только при условии отказа от традиционных методов обучения и учете специфики мыслительных процессов первых семи лет жизни.
НОВИЗНА ПРОЕКТА
Использование проектной деятельности как новой эффективной формы обучения детей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Этапы, задачи Сроки
1. Подготовительный
- Разработка образовательного проекта.
- Подбор игр, художественных произведений.
- Составление тематического плана.
- Разработка конспектов занятий.
- Составление опросников, анкет.
Сентябрь 2018
2. Практический
- Организация педагогического процесса.
- Проведение выставки работ детей и родителей.
Октябрь - апрель 2019
3. Заключительный
- Разработка выводов и рекомендации.
- Окончательное обоснование целесообразности использования
проектного метода обучения как новой формы.
-Консультация для педагогов «Проектная деятельность с дошкольниками»
- Презентация и отчет проекта на педсовете, родительском собрании. Май 2019
Содержание работы
Сентябрь
- «Что у нас над головой (НОД). Цель: Расширять представления о звездном небе. Формировать понятие о космическом пространстве.
- «Космическое путешествие» (рисование). Цель: развивать воображение, фантазию.
- Дидактическая игра «Подбери словечко». Цель: развивать речь детей.
Октябрь
- «Космос» (презентация). Цель: Развивать интерес к познанию космического пространства.
- «Обитатели космоса» (лепка). Цель: учить детей лепить фигуру челевека.
- Дидактическая игра «Подбери по силуэту» Цель: учить находить признаки сходства и отличия.
- Папка – передвижка «Знакомим детей с космическими явлениями». Цель: привлечь родителей к обучению детей.
Ноябрь
-«Покорители космоса- наши космонавты». (НОД) Цель: Расширять предсавления детей о космических полетах; закрепить знания детей о первых космонавтах; воспитывать гордость за свою страну.
- «Строительство лунохода». (констр.) Цель: развивать конструкторские способности.
- Л. Обухова «Как мальчик стал космонавтом». Цель: поддерживать интерес детей к космонавтам.
- Сюжетно- ролевая игра «Космонавты». Цель: учить распределять роли, выполнять их до конца игры.
Декабрь
-«Человек и космос» (презентация). Цель: формировать знания детей о роли человека в освоении космоса.
-«Незнайка на Луне» (чтение худ. лит.) Цель: вызывать интерес к чтению худож. литературы.
- «Ракета» (аппликация). Цель: упражнять в вырезании ножницами, аккуратном заклеивании.
- Дидактическая игра «Опиши ракету». Цель: активизировать словарь детей.
Январь
- «Сколько звезд на небе?» (НОД). Цель: Уточнить представление о звездах и созвездиях.
- П. В. Клушанцев «О чем рассказал телескоп». Цель: формировать представления об изучении космоса человеком.
- «Путь к звездам» (рисование). Цель: учить располагать изображение на всем листе, продумывать его расположение.
Февраль
- Дидактическая игра «Звезды на небе». Цель: Развивать умение проводить классификацию, обьединять предметы по существенному признаку.
- «Солнечная система» (презентация). Цель: обьяснить, что такое Солнечная система; обогащать и активизировать словарь.
- Наблюдение «Путь солнца по небосводу». Цель: Развивать умение детей устанавливать причинно – следственные связи между солнцестоянием и долготой дня. Учить детей соотносить схематическое изображение предмета с художественным; познакомить с символикой некоторых созвездий.
- «На далекой удивительной планете» (рисование). Цель: развивать творчество.
Март
- Развлечение «Солнечный круг». Цель: Закрепить представление о Солнце; развивать логическое мышление и воображение.
- «Наш дом - Вселенная» (презентация). Цель: Вызвать у детей интерес к планете, на которой мы живем, желание больше узнать о ней.
- Дидактическая игра «Когда это бывает». Цель: уточнить представление о времени года и частях суток; продолжать учить детей устанавливать причинно – следственные связи.
- «Планета Земля» (лепка) . Цель: воспитывать желание беречь планету, где мы живем.
Апрель
- Подвижная игра – эстафета «Полет на луну». Цель: развивать физические качества.
-«Как это было» (презентация). Цель: Уточнить представление о Солнечной системе и Луне как спутнику Земли.
- «Первооткрыватели космоса»» (НОД.) Цель: дать представление о первооткрывателях космоса. - Оригами «Космонавт». Цель: осваивать конструирование по типу оригами; упражнять детей в работе с бумагой.
МАй
- Развлечение «Юные космонавты». Цель: помочь детям почувствовать себя космонавтами, показать свои знания.
- Викторина «Что вы знаете о космосе?». Цель: закрепить знания детей о космических явлениях.
- Сюжетно – ролевая игра «Исследователи новой планеты». Цель: побуждать детей широко и творчески использовать в играх знания об окружающем.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Паникова Е. А. Инкина В. В. «Беседы о космосе» Методическое пособие – М. ТЦ Сфера, 2015.
2.«Управление ДОУ» № 3, 2011 г. Иванова А. И. «Что хотят знать дети о космосе?».
3. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты» - Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. М. : Сфера, 2002г.
4. Комарова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М. :, 2009г.
5. Левитан Е. П. Малышам о звездах. - М. ,1986г.
6. Малофеева Н. Н. Энциклопедия дошкольника. - М. : ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2008г.
7. Носов Н. Незнайка на луне. - М. : РОСМЭН, 1996г.
8. Шорыгина Т. А. О космосе. Серия «Педагогические беседы». – М. : Книголюб, 2005г.
9. Энциклопедия для детей. «Чудесная планета Земля». М., 2000 г.
10. Энциклопедия. «История открытий». - М. : РОСМЭН, 1995 г.