Татьяна Гаврилова
Образовательный проект «Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Воспитание патриотизма играет важнейшую роль в гражданском и духовном развитии детей и подростков. «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными привычками, личными, семейными и родовыми наклонностями», - писал великий педагог К. Д. Ушинский. В деле воспитания дошкольников патриотами эффективными формами работы являются досуг, развлечение, образовательная деятельность, игра, помогающие ребятам найти тот образ героя, который поведёт за собой, послужит примером отваги, мужества, героизма во благо своей Родины.
Публикация «Образовательный проект „Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании детей“» размещена в разделах
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В 2021 году будет отмечаться уже 76-я годовщина со дня Победы над Фашистской Германией, но тема Победы будет актуальной во все времена. Текущий юбилейный год дал возможность раскрыть интерес у детей к подвигам наших предков, к жизни детей в те страшные годы, героям войны, которые есть практически в каждом доме. Мы – педагоги, поколение 80-90-х годов, еще слышали рассказы своих дедушек о войне, держали за руку своих бабушек – тружеников тыла, видели их слёзы при воспоминании событий тех лет. А вот современная детвора уже не успела послушать рассказы своих прапрабабушек и прапрадедушек, и одних рассказов, бесед и демонстрации книг стало недостаточно, воспитанникам нужно то, что можно потрогать, рассмотреть, то, к чему можно прикоснуться руками и почувствовать сердцем. И таким средством в воспитании патриотизма и гражданской позиции было признано использование музея. Чем дальше от нас Великая Отечественная война 1941–1945 года, тем больше мы должны рассказывать о ней нашим детям и поможет нам в этом музей военной славы. Именно в музее собраны и хранятся «боевые предметы», макеты военной техники, альбомы «Герои нашего двора», «Мы помним ваши имена…», иллюстрации, к которым ребёнок имеет доступ не только во время развлечения или занятия, а каждый день в любую минуту.
Объектом исследования данного проекта являются – герои земляки ВОВ, «боевые» предметы, техника, атрибуты одежды.
Предмет исследования - вклад мини-музея воинской славы в будущее.
Актуальность данного проекта – стремление сохранить память о Великой отечественной войне для формирования в детях патриотизма, уважения, гордости за свою родину и развития гражданской позиции.
Область практического применения результатов: проект предполагает пропаганду патриотического воспитания путём вовлечения дошкольников и их родителей в создание мини-музея воинской славы.
Цель проекта:
- воспитание в детях чувство патриотизма и гражданственности через прикосновение к «боевому» прошлому страны путём создания условий для организации мини-музея воинской славы.
Задачи проекта:
- создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности;
- заинтересовать родителей в создании мини-музея воинской славы;
- организовать сбор информации о героях родного села, района и экспонатов для музея;
- организовать дистанционное посещение парка Победы города Оренбурга;
- создать условия для развития активность деятельности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность.
Методы проекта:
- изучение теоретических сведений, используя различные источники информации;
- наблюдение, изучение и систематизация собранного материала;
- анализ, обобщение изученного материала;
- практическая деятельность.
Место реализации: МБДОУ детский сад «Солнышко» Илекского района Оренбургской области.
Срок реализации: сентябрь 2021г. - апрель 2022 г.
Описание проекта
Быть подлинным патриотом Родины – значит знать свои корни, историю Родины. Не зная побед и достижений предков, не помня былых поражений, человек не может по-настоящему любить и уважать свое Отечество, не может добиваться новых побед.
В настоящее время очень важными являются возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формирование в молодом человеке граждански активных, социально значимых качеств.
Как же пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», ведь оно есть в каждой душе. Нельзя заставить любить Отечество и гордится им и его людьми. Любовь, гордость, уважение надо воспитывать. Этому и способствует использование в работе ресурсы музейной педагогики.
Данный проект разработан согласно трём этапам реализации:
1. Подготовительный этап. На данном этапе проведено анкетирование о значимости и необходимости использования музея в вопросе воспитания чувства патриотизма и гражданственности в детях.
2. Основной этап – практическая работа по созданию мини-музея военной славы в ДОУ.
3. Заключительный этап. На данном этапе будет проведена открытая презентация мини-музея с диссеминацией через показ открытого мероприятия по патриотическому воспитанию с привлечением ресурсов мини-музея, официальный сайт ДОУ, районную газету «Урал».
План проекта
Этапы, срок реализации, задачи Мероприятия
1. Подготовительный этап
Сентябрь-ноябрь 2020 г.
Задачи:
- определить уровень осведомлённости
родителей о возможностях музейной
педагогики как инструмента
патриотического воспитания
дошкольников;
- оценить знания детей о музее;
- повышать компетентность родителей в данном вопросе через совместную деятельность.
1.1. Анкетирование
Анкетирование родителей
Интервьюирование детей
1.2. Организация тематической выставки художественной литературы «Музеи страны».
1.3. Создание банка методических материалов по организации мини-музея в ДОУ.
1.4. Родительское собрание «»
1.5. Сбор информации о видах музеев.
2. Основной этап, декабрь-февраль 2022 г.
Задачи:
- вовлечение родителей в создание мини-музея;
- повышение активности в использовании ресурсов музейной педагогики;
- вовлечение воспитанников в творческий процесс создания экспонатов.
2.1. Работа с родительской общественностью:
- родительское собрание «Патриотическое воспитание в семье»
- консультация «Мини-музей как средство патриотического воспитания дошкольника»
- презентация «Наш мини-музей»
- вовлечение в создание мини-музея: формирование коллекций, пошив костюмов, создание экспозиций;
- организация совместной деятельности с родителями по изготовлению макетов, панно, сбору экспонатов;
- мастер-класс «Изготовление макетов военной техники»
- создание «Альбома памяти»;
- выставка макетов военной техники;
2.3. Работа с воспитанниками
- беседы о музее, о героях Вов, жизни людей во время Вов.
- участие в создании мини-музея, формирование коллекций;
- виртуальное посещение «Парка Победы» г. Оренбурга
- творческие работы детей по раскрашиванию военной техники и создание электронной версии «Макет военной техники»
2.3. Работа с социумом
- посещение краеведческого музея Илекского района;
3. Заключительный этап, февраль 2022 г.
Задачи:
- презентовать мини-музей;
- осуществить диссеминацию опыта в данном вопросе на сайте ДОУ, через районную газету «Урал».
3.1. Выход проекта:
- открытая презентация мини-музея в ДОУ;
- размещение методических материалов на сайте ДОУ;
- публикация в СМИ в районной газете «Урал».
Заключение
Данный проект продуктивен, так как в процессе реализации используются разнообразные формы работы, в процесс создания мини-музея вовлечена родительская общественность. Использование ресурсов мини-музея способствует формированию патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста. В настоящем – родители совместно с детьми уже подготовили ряд статей о своих героях войны. Отслеживается активная позиция родителей в совместной деятельности – изготовление, подбор экспонатов, предоставление информации о ветеранах ВОВ.
На выходе проекта мы получим: 3 выпущенные буклета, 2 видеоролика, статьи в газете «Урал» - «Мы помним, мы гордимся», «Мой дедушка герой», «Родина должна знать своих героев». Будет осуществляться диссеминация опыта среди педагогов ДОУ через показ открытого мероприятия с использованием ресурсов музея.
В апреле состоится открытая презентация мини-музея.
В дальнейшем планируется пополнение мини-музея военной славы экспонатами и информацией о героях нашего района, создание интерактивных видео о подвигах ветеранов нашей страны, нашего края.