Елена Замураева
Опыт «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста через театрализованные игры и упражнения»
▼ Скачать + Заказать документы
Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности. Потребность в красивом утверждает моральную красоту. рождая непримиримость ко всему пошлому
В. А. Сухомлииский.
Мой опыт на тему «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста, через театрализованные игры и упражнения» обобщен в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детского сада Лоб. Я работаю по программе «Ладушки» под редакцией И, Каппуновой и И. Новоскольцевой В дошкольном учреждении функционирует 4 группы. Я работаю музыкальным руководителем детского сада с 2000г.
Публикация «Опыт „Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста через театрализованные игры и упражнения“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Актуальность.
Современная педагогика дидактической постепенно становится развивающей.
Что подразумевается под этим? Прежде всего, то, что не только психологи, но
и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей
воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого
ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
В этом плане невозможно переоценивать роль родного языка, который
помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является
средством общения. Психолог и философ С. Л. Рубинштейн писал: «Чем
выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам»,
Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика, синтаксис) и
невербальные (мимика, жесты` поза) средства.
В ДОУ для развития выразительности речи необходимо создание
условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции,
чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично,
не стесняясь слушателей, Процесс развития дошкольника
осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с-
миром, поэтому мой девиз, над которым я работаю: «ЧУВСТВОВАТЬ,
ПОЗНОВАТЬ, ТВОРИТЬ»,
Линия чувств определяет в программе направление эмоционального
развития дошкольника и обеспечивает эмоционально комфортное
состояние ребенка в референтных для него группах общения с взрослыми
и сверстниками, а также гармонию с предметным миром. Программа
ставит задачу развития у детей на основе разного образовательного
содержания ЭМОЦИОНЗЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ. СПОСОбНОСТИ Ксопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской
деятельности, поведении, поступках.
Задача рЗЗВИТИЯ ЭМОЦИОНЗЛЬНОЙ ШЗЬПБЧИВОСТИ И гуманности РСШЗСТСЯ В
программе через усвоение детьми идеи единства всего живого (эмоциональные `
переживания и проблемы людей, их поступки, эмоциональные состояния).
Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через
приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре, В каждом
разделе программы линия развития чувств становится обязательной составляющей
воспитания и образования дошкольников. '
Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной
деятельности и занятия с использованием творческих, театрализованных игр и
упражнений, которые надо проводить каждый день: это игра, и прожить и
порадоваться в ней может каждый ребенок.
Мои наблюдения и результаты проведенной диагностики в старшей и
подготовительной к школе группе показали, что дети не раскрепощены (в старшей
группе-45%, в подготовительной группе-25%, у них в недостаточной степени
развита способность к невербальному и вербальному общению (в старшей группе-
55%, в подготовительной-55%, что так важно для дошкольников. Многие ребята
не МОГуТ как на занятиях, так И В ОбЫЧНОМ разговоре передать СВОИ ЭМОЦИИ,
чувства, желания, фантазии, переживания. Не говоря уже о публичном
выступлении
На музыкальных занятиях мне часто трудно добиться, чтобы ребенок
передал настроение услышанного или исполненного произведения словом,
мимикой, жестами, придумал движения под музыку, дал словесную
характеристику о настроении музыки.
Тк. театральная игра является универсальным средством воспитания и
эффективным инструментом обучения, и ввиду возникшей проблемы
эмоционально-волевого характера у дошкольников, я решила с помощью
театрализованных игр и упражнений помочь детям, педагогам, родителям
преодолеть этот барьер.
Теоретическая база.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее
тематика не ограничена И МОЖЕТ УДОВЛеТВО'РИТЬ любые ИНТЕРЕСЫ И желания
ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его
многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные
педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и
обобщения.
Н. Ф. Сор0кина (автор программы «Театр-творчество—дети») утверждает,
ЧТО Театрализованная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЯВЛЯСТСЯ ИСТОЧНИКОМ рЗЗВИТИЯ ЧУВСТВ,
глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным
ценностям, Это - конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что
театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют
его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. <‹ В
процессе этого сопереживания,- как отмечал психолог и педагог, академик БМ. Теплов. - создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие
несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и
усваиваемые»,
Эту мысль поддержал известный педагог В. А Сухомлинский. Он ‘
подчеркивал, что если ребенок «не переживает борьбу добра и зла, если вместо
радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение— это значит, что-
то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить
детскую душу». Поэтому перед педагогом встают две основные задачи: во-
первых, понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его
переживания, насколько они глубоки и серьезны, и, во-вторых, помочь полнее
выразить свои чувства.
Таким образом, театрализованная деятельность › важнейшее средство
развития у детей змпатии, те способности распознать эмоциональное состояние
человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в
различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие
проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа Это
помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким
образом, театрализованные игры и упражнения помогают всесторонне развивать
ребенка. Поэтому не случайно во временных (примерных) к содержанию и
методам работы в ДОУ выделен специальный раздел «Развитие ребенка в
театрализованной деятельности». в критериях которого подчеркивается, что
педагог обязан создавать условия для развития творческой активности детей в
театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество,
развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении.
Побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и
интонации и т. д.)
Ведущими педагогическими идеями ЯВЛЯЮТСЯ:
-идея личностного подхода к воспитанию;
- идея индивидуально - дифференцированного подхода.
Цель работы:
развитие эмоционально-волевой сферы у детей через театрализованные
игры и упражнения
Задачи:
-ПОЭТЗ. ПН06 усвоение детьми ВИДОВ творчества ПО возрастным группам; -
СОВСРШСНСТВОВВННС артистических Навыков детей; ераСКРЗПОЩеНИВ
ребенка; -
- работа над речью, интонациями;
-К0ЛЛ8ПИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И Взаимодействия;
- пробуждение В ДСТЯХ СПОСОбНОСТИ ЖИВО ПРЕДСТЗВЛЯТЬ Себе
происходящее,
ГОРЯЧО СОЧУВСТВОВЗТЬ, сопереживать. `
Принципы:
-ИМП|ЭОВИЗЗЦН0НН0СТЬ; .
-учег индивидуальных особенностей каждого ребенка (принцип
минимакса (по Бурениной»;
-ПрИНЦИП ПСИХОЛОГИЧССКОЙ КОМФОРТНОСТИ; -
ПРИНЦИП ВарИаТИВНОСТИ.
С теоретическими вопросами о развитии эмоциональной сферы у детей
дошкольного возраста я познакомилась через изучение методической
литературы: _
- программа Н. Ф. Сорокиной и Л. Г. Миланович «Театр—творчество -
дети»;
› Антипина Елена Анатольевна. Методическое пособие
«Театрализованная деятельность в детском саду» — М. : ТЦ Сфера,2003.
-Петрова Т‚И. „ Сергеева ЕЛ, Петрова Е. С‚ Подготовка и проведение
театрализованных игр в детском саду для всех возрастных групп с
методическими рекомендациями- М. : Школьная пресса` 2003.
-Буренина А И. «Театр всевозможного». Вып. 1:0т игры до спектакля :
Учеб. - метод, пособие. - СПб. ,2002.
Махаиева М. Д Театрализованные занятия в детском саду. - Мо: ТЦ
Сфера, 2003.
-Журнал «Ребенок в детском саду» за 2002 год. Статьи <‹ Развитие детей в
театрализованной деятелыюстиж
-Журиал «Дошкольное воспитание» за 2002год. Статьи «Театральные
занятия в детском саду» и т‚д‚ *
Изучив методическую литературу, я выстроила схему своей работы:
Знакомство детей с театральной куклой-бибабо и театрализованными
играми начинаем в первой младшей группе. Малыши смотрят
драматизированные сказки и другие инсценировки, которые показывают `
воспитатели и старшие дошкольники‚- это создает радостную атмосферу.
(ПриложениеЛ91зсценарий кукольного спектакля «Как морковку назвали
морковкой»)
Начиная со второй младшей группы, я и воспитатели группы
последовательно знакомим детей с видами театров (пальчиковым, би-ба-бо,
перчаточным, НаСТОЛЬНЫМ ИТ. Д.)‚ ОСНОВЗМИ актерского мастерства. ШЯ ЭТОГО
используем ЭТЮДНЫЙ тренаж, ПОМОГЗЮЩИЙ развить внимание И восприятие;
прививают навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт
характера. Напримерг
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст? -Как
же быть без хруста, Если я `
капуста,
(Руки ОТВВДены в стороны ладонями вверх, плечи приподняты. Рот
раскрыт, брови и веки приподняты.) Далее см. (Приложение Л'92)
В средней группе кукольный спектакль объединяем с театрализованной
игрой.
«Звонкий день»
(на мотив «Ах вы, сени»)
Взял Топтыгин контрабас:
«Ну-ка, все пускайтесь в пляс!
Не К ЧЕМУ ВОрЧаТЬ И ЗЛИТЬСЯ,
Лучше будем веселиться!»
Тут и волк на поляне
* Заиграл на барабане:
«Веселитесь, так и быть!
Я не буду больше выть!»
Чудеса, чудеса! За роялем лиса,
Лиса-пианистка - рыжая солистка!
Старик- барсук продул мундштук:
«До чего же у трубы
Превосходный звук!»
От такого звука убегает скука!
В барабаны стук да стук
Зайцы на лужайке,
Ежик-дед и Ежик-внук
Взяли балалайки.
Подхватили Белочки
Модные тарелочки.
Дзинь—дзинь! Трень-брень! Очень звонкий день!
«Самолет»
Поиграем в самолет? (Да)
Вы все крылья, я - пилот.
Получили инструктаж-
Начипаем пилотаж.
(Строятся друг за другом.)
В снег летаем и в пургу, (Учу-у-у)
Видим чьи-то берега. (А-а-а-а)
Рььры-ры - рычит мотор,
Мы летаем выше горо
Вот снижаемся мы все
К нашей взлетной полосе!
Что ж - закончен наш полет.
До свиданья, самолет.
Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, т. к.
его необходимый атрибут- ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от
зрителей.
Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке
(постановке, инсценирование стихотворений, Например:
Инсценирование стихотворения «Мотылек» Л. Модзялев ского
Последовательность работы:
1. Познакомить детей со стихотворением «Мотылек». Обсудить
его содержание, предложить детям представить себя на месте
мотыльков.
2. Драматизация Стихотворения.
Действующие лица:
Мотыльки - несколько детей
Ведущий- взрослый.
Под музыку С. Майкапара «Мотылек» порхают Мотыльки (импровизация
движений). С окончанием музыки Мотыльки останавливаются в
различных позах. Ведущий по очереди подходит к Мотьшькам.
Ведущий: Расскажи. мотылек,
Чем живешь- ты, дружок?
Как тебе не устать
День-деньской все порхать‘.7 1— й :
Могьшек: Я живу средь лугов
В блеске летнего дня.
2-й Мотылек: Ароматы цветов
-Вот вся пища моя!
3-й Мотылек: Но короток мой век -
Он не долее дня.
4-й Мотылек: Будь жс добр, человек,
И не трогай меня!
Снова звучит музыка С. Майкапара «Мотылек», все танцуют и с
окончанием МУЗЫКИ ОСТЗНЗВЛИВЗЮТСЯ В разных позах.
ИНСЦЕНИРОВЭНИЕ ПОДОбНЫХ СТИХОТВОРЕНИЙ предполагает несколько ВСТРЕЧ
педагога С ДЕТЬМИ На ПЕРВОЙ ВСТРЕЧЕ ОСНОВНЗЯ наша задача -заинтересовать РЕбЯТ
содержанием НОВОГО Произведения, пробудить у НИХ желание еще раз ЕГО
ПОСЛУШЗТЬ. В ЭТО ЖЕ ВРЕМЯ предлагаю ДЕТЯМ ПОДВИГЗТЬСЯ ПОД МУЗЫКУ,
ПРЕДСТЗВЛЯЯ себя «мотыльками».
В следующий раз мы предлагаем детям придумать, как можно
инсценировать стихотворсние, какие для этого понадобятся костюмы и атрибуты,
как ОНИ ДОЛЖНЫ ВЫГЛЯДЕТЬ` ИЗ ЧЕГО ИХ МОЖНО ИЗГОТОВИТЬ. На МУЗЫКЭЛЬНЫХ
ЗЗПЯТИЯХ ИДЕТ ПОИСК наиболее выразительных ДВИЖЕНИЙ, ПОЗ, ИНТОНаЦИИ. На
занятиях ПО ИЗОбРаЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЖНО изготавливать ЭСКИЗЫ
КОСТЮМОВ, ДСКОРЗЦИЙ. На КЕПКДОМ ЗЗНЯТИИ МЫ ВНОВЬ И ВНОВЬ обращаемся К ТЕКСТУ
СТИХОТВОРЕНИЯ, стараясь как МОЖНО ВЫРЗЗИТЕЛЬНЕЕ ЕГО ПРОЧЕСТЬ ПОСТЕПЕННО ДЕТИ
начинают ПОДСКЗЗЫВЗТЬ ОКОНЧЗНИЯ СТРОК. ПОТОМ запоминают отдельные фразы
(особенно те, под которые выполняют определенные движения). Так` постепенно
дети непринужденно запоминают все стихотворение. (Литературный материал
для выразительного чтения и обыгрывания см. Приложение МЕЗ)
В СТЗРШЕЙ ГРУППЕ ВСЕ ДЕТИ активно уЧЗСТВуЮТ В театрализованных играх
И ДРЗМЗТИЗЗЦИЯХ. ЭТО И МУЗЫКЗЛЬНЫЕ ИГРЫ, ИГРЫ на РЗЗВИТИЕ песенного
ТВОРЧЕСТВЗ, И МУЗЫКЗЛЬНЫЕ ИМПРОВИЗВЦИИ.
Например: Музыкальная импровизация.
1‚ В руки палочки возьми,
МИШКЗМ СПЕТЬ ТЫ ПОМОГИ,
И мелодию лесную
Ты ритмично простучи.
2. Повтори ритм на металлофоне, ксилофоне и т. д. Придумай свой,
3. Изобрази на метаплофоне, Ксилофоне грустный и веселый дождик.
В ПОДГОТОВИ'ГЕЛЬНОЙ К школе ГРУППЕ театрализованные ИГРЫ ОТЛИЧЭЮТСЯ
более СЛОЖНЫМИ характерами ГЕРОЕВ, Трудными ДЛЯ разработки МИЗаНСЦЕНЗМИ.
(ПриложениеМ94 сценарий театрализованной постановки «Теремок на новый
лад», «Спящая красавица»).
Из многообразия средств выразительности использую:
-во второй младшей группе формировать простейшие образно-
выразительные умения (например, имитировать характерные движения
сказочных животных);
- в средней группе обучать элементам образных выразительных средств
(интонации, мимике‚ пантомиме). (Приложение Ме5)
- в старшей группе совершенствовать образные исполнительские умения;
— В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ Группе развивать Творческую
самостоятельность В передаче образа, Выразительность речевых И
пантомимических действий под музыку.
Таким образом. на протяжении всего дошкольного детства ребенок
проявляет себя как активный, так и пассивный (зритель, слушатель) участник
театрализованной деятельности.
Содержание занятий по театрализованной деятельности
включат в себя:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры- драматизации (музыкальные игры : музыкальный диалог, на
развитие песенного творчества, музыкальная импровизация).
- упражнения для социально-эмоционального развития детей;
- коррекционно-развиваюшие игры;
- упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) (см. Приложение)
- задания для развития речевой интонационной выразительности
( например: «позови меня ласково, тихо, сердито, удивленно и т. д.»).
-игры-прсврашения (учись владеть своим телом, образные упражнения);
- упражнения на развитие детской пластики (Приложение);
- ритмические минутки (логоритмика);
- пальчиковый игротренипг для развития моторики рук, необходимой для
развития свободного кукловождения,
- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства
пантомимы;
- театральные этюды,
- подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок,
Развитию артистических способностей способствуют следующие
условия, созданные в детском саду:
-специальные помещения (музыкальный зал, комната сказок);
- магнитофон, кассеты;
- детские музыкальные инструменты;
- различные атрибуты к занятиям;
т наличие КУКОЛ ДЛЯ театра (НЗГЛЯДНЫЙ материал и ширмы)
(Приложение)
Для большинства игр не нужно специального оборудования. Самое
главное- ЭТО желание играть И пемного фантазии.
Театрализованная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (а ИМЕННО театрализованные упражнения
и Творческие ИГРЫ) организуются В утренние и Вечерние часы В
нерегламентированное время, органично ВКЛЮЧШОТСЯ В музыкальные ЗЗНЯТИЯ, В
совместную деятельность С воспитателями, Воспитатели МОГУТ Обыгрывать
какую-либо тему на занятиях любого содержания (экологическое,
математическое И Др.) В соответствии СО СКЛОННОС'ТЯМИ и интересами ДЕТЕЙ В
вечернее время в подготовительной группе организована работа студии «Клубок
сказок» (где все дети - участники, какого-спектакля).
В работе театральной студии участвуют не только дети и воспитатели, но
И родители, КОТОРЫЕ активно помогают В ИЗГОТОВЛЕНИЕ/1 КОСТЮМОВ К постановкам,
различной атрибутики к спектаклям, а еще родители являются активными
участниками развлечений, зрителями и судьями.
Для того чтобы влиять на развитие эмоционально-волевых качеств
ребенка, его артистических способностей изучаем особенности воображения,
мышления, эмоциональной отзывчивости и оцениваем уровень их развития. Для
этого фиксируем результаты:
- Диагностика;
-постановка КУКОЛЬНЫХ СПСКШКЛЁЙ',
-Драматизация сказок;
-проведение праздников (в течение года).