МААМ-картинки

Опыт «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста через театрализованные игры и упражнения»

Елена Замураева
Опыт «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста через театрализованные игры и упражнения»
▼ Скачать + Заказать документы

Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности. Потребность в красивом утверждает моральную красоту. рождая непримиримость ко всему пошлому

В. А. Сухомлииский.

Мой опыт на тему «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста, через театрализованные игры и упражнения» обобщен в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детского сада Лоб. Я работаю по программе «Ладушки» под редакцией И, Каппуновой и И. Новоскольцевой В дошкольном учреждении функционирует 4 группы. Я работаю музыкальным руководителем детского сада с 2000г.

Публикация «Опыт „Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста через театрализованные игры и упражнения“» размещена в разделах

Актуальность.

Современная педагогика дидактической постепенно становится развивающей.

Что подразумевается под этим? Прежде всего, то, что не только психологи, но

и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей

воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого

ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

В этом плане невозможно переоценивать роль родного языка, который

помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является

средством общения. Психолог и философ С. Л. Рубинштейн писал: «Чем

выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам»,

Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика, синтаксис) и

невербальные (мимика, жесты` поза) средства.

В ДОУ для развития выразительности речи необходимо создание

условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции,

чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично,

не стесняясь слушателей, Процесс развития дошкольника

осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с-

миром, поэтому мой девиз, над которым я работаю: «ЧУВСТВОВАТЬ,

ПОЗНОВАТЬ, ТВОРИТЬ»,

Линия чувств определяет в программе направление эмоционального

развития дошкольника и обеспечивает эмоционально комфортное

состояние ребенка в референтных для него группах общения с взрослыми

и сверстниками, а также гармонию с предметным миром. Программа

ставит задачу развития у детей на основе разного образовательного

содержания ЭМОЦИОНЗЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ. СПОСОбНОСТИ Ксопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской

деятельности, поведении, поступках.

Задача рЗЗВИТИЯ ЭМОЦИОНЗЛЬНОЙ ШЗЬПБЧИВОСТИ И гуманности РСШЗСТСЯ В

программе через усвоение детьми идеи единства всего живого (эмоциональные `

переживания и проблемы людей, их поступки, эмоциональные состояния).

Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через

приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре, В каждом

разделе программы линия развития чувств становится обязательной составляющей

воспитания и образования дошкольников. '

Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной

деятельности и занятия с использованием творческих, театрализованных игр и

упражнений, которые надо проводить каждый день: это игра, и прожить и

порадоваться в ней может каждый ребенок.

Мои наблюдения и результаты проведенной диагностики в старшей и

подготовительной к школе группе показали, что дети не раскрепощены (в старшей

группе-45%, в подготовительной группе-25%, у них в недостаточной степени

развита способность к невербальному и вербальному общению (в старшей группе-

55%, в подготовительной-55%, что так важно для дошкольников. Многие ребята

не МОГуТ как на занятиях, так И В ОбЫЧНОМ разговоре передать СВОИ ЭМОЦИИ,

чувства, желания, фантазии, переживания. Не говоря уже о публичном

выступлении

На музыкальных занятиях мне часто трудно добиться, чтобы ребенок

передал настроение услышанного или исполненного произведения словом,

мимикой, жестами, придумал движения под музыку, дал словесную

характеристику о настроении музыки.

Тк. театральная игра является универсальным средством воспитания и

эффективным инструментом обучения, и ввиду возникшей проблемы

эмоционально-волевого характера у дошкольников, я решила с помощью

театрализованных игр и упражнений помочь детям, педагогам, родителям

преодолеть этот барьер.

Теоретическая база.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее

тематика не ограничена И МОЖЕТ УДОВЛеТВО'РИТЬ любые ИНТЕРЕСЫ И желания

ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его

многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные

педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и

обобщения.

Н. Ф. Сор0кина (автор программы «Театр-творчество—дети») утверждает,

ЧТО Театрализованная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЯВЛЯСТСЯ ИСТОЧНИКОМ рЗЗВИТИЯ ЧУВСТВ,

глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным

ценностям, Это - конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что

театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют

его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. <‹ В

процессе этого сопереживания,- как отмечал психолог и педагог, академик БМ. Теплов. - создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие

несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и

усваиваемые»,

Эту мысль поддержал известный педагог В. А Сухомлинский. Он ‘

подчеркивал, что если ребенок «не переживает борьбу добра и зла, если вместо

радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение— это значит, что-

то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить

детскую душу». Поэтому перед педагогом встают две основные задачи: во-

первых, понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его

переживания, насколько они глубоки и серьезны, и, во-вторых, помочь полнее

выразить свои чувства.

Таким образом, театрализованная деятельность › важнейшее средство

развития у детей змпатии, те способности распознать эмоциональное состояние

человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в

различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие

проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа Это

помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким

образом, театрализованные игры и упражнения помогают всесторонне развивать

ребенка. Поэтому не случайно во временных (примерных) к содержанию и

методам работы в ДОУ выделен специальный раздел «Развитие ребенка в

театрализованной деятельности». в критериях которого подчеркивается, что

педагог обязан создавать условия для развития творческой активности детей в

театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество,

развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении.

Побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и

интонации и т. д.)

Ведущими педагогическими идеями ЯВЛЯЮТСЯ:

-идея личностного подхода к воспитанию;

- идея индивидуально - дифференцированного подхода.

Цель работы:

развитие эмоционально-волевой сферы у детей через театрализованные

игры и упражнения

Задачи:

-ПОЭТЗ. ПН06 усвоение детьми ВИДОВ творчества ПО возрастным группам; -

СОВСРШСНСТВОВВННС артистических Навыков детей; ераСКРЗПОЩеНИВ

ребенка; -

- работа над речью, интонациями;

-К0ЛЛ8ПИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И Взаимодействия;

- пробуждение В ДСТЯХ СПОСОбНОСТИ ЖИВО ПРЕДСТЗВЛЯТЬ Себе

происходящее,

ГОРЯЧО СОЧУВСТВОВЗТЬ, сопереживать. `

Принципы:

-ИМП|ЭОВИЗЗЦН0НН0СТЬ; .

-учег индивидуальных особенностей каждого ребенка (принцип

минимакса (по Бурениной»;

-ПрИНЦИП ПСИХОЛОГИЧССКОЙ КОМФОРТНОСТИ; -

ПРИНЦИП ВарИаТИВНОСТИ.

С теоретическими вопросами о развитии эмоциональной сферы у детей

дошкольного возраста я познакомилась через изучение методической

литературы: _

- программа Н. Ф. Сорокиной и Л. Г. Миланович «Театр—творчество -

дети»;

› Антипина Елена Анатольевна. Методическое пособие

«Театрализованная деятельность в детском саду» — М. : ТЦ Сфера,2003.

-Петрова Т‚И. „ Сергеева ЕЛ, Петрова Е. С‚ Подготовка и проведение

театрализованных игр в детском саду для всех возрастных групп с

методическими рекомендациями- М. : Школьная пресса` 2003.

-Буренина А И. «Театр всевозможного». Вып. 1:0т игры до спектакля :

Учеб. - метод, пособие. - СПб. ,2002.

Махаиева М. Д Театрализованные занятия в детском саду. - Мо: ТЦ

Сфера, 2003.

-Журнал «Ребенок в детском саду» за 2002 год. Статьи <‹ Развитие детей в

театрализованной деятелыюстиж

-Журиал «Дошкольное воспитание» за 2002год. Статьи «Театральные

занятия в детском саду» и т‚д‚ *

Изучив методическую литературу, я выстроила схему своей работы:

Знакомство детей с театральной куклой-бибабо и театрализованными

играми начинаем в первой младшей группе. Малыши смотрят

драматизированные сказки и другие инсценировки, которые показывают `

воспитатели и старшие дошкольники‚- это создает радостную атмосферу.

(ПриложениеЛ91зсценарий кукольного спектакля «Как морковку назвали

морковкой»)

Начиная со второй младшей группы, я и воспитатели группы

последовательно знакомим детей с видами театров (пальчиковым, би-ба-бо,

перчаточным, НаСТОЛЬНЫМ ИТ. Д.)‚ ОСНОВЗМИ актерского мастерства. ШЯ ЭТОГО

используем ЭТЮДНЫЙ тренаж, ПОМОГЗЮЩИЙ развить внимание И восприятие;

прививают навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт

характера. Напримерг

Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст? -Как

же быть без хруста, Если я `

капуста,

(Руки ОТВВДены в стороны ладонями вверх, плечи приподняты. Рот

раскрыт, брови и веки приподняты.) Далее см. (Приложение Л'92)

В средней группе кукольный спектакль объединяем с театрализованной

игрой.

«Звонкий день»

(на мотив «Ах вы, сени»)

Взял Топтыгин контрабас:

«Ну-ка, все пускайтесь в пляс!

Не К ЧЕМУ ВОрЧаТЬ И ЗЛИТЬСЯ,

Лучше будем веселиться!»

Тут и волк на поляне

* Заиграл на барабане:

«Веселитесь, так и быть!

Я не буду больше выть!»

Чудеса, чудеса! За роялем лиса,

Лиса-пианистка - рыжая солистка!

Старик- барсук продул мундштук:

«До чего же у трубы

Превосходный звук!»

От такого звука убегает скука!

В барабаны стук да стук

Зайцы на лужайке,

Ежик-дед и Ежик-внук

Взяли балалайки.

Подхватили Белочки

Модные тарелочки.

Дзинь—дзинь! Трень-брень! Очень звонкий день!

«Самолет»

Поиграем в самолет? (Да)

Вы все крылья, я - пилот.

Получили инструктаж-

Начипаем пилотаж.

(Строятся друг за другом.)

В снег летаем и в пургу, (Учу-у-у)

Видим чьи-то берега. (А-а-а-а)

Рььры-ры - рычит мотор,

Мы летаем выше горо

Вот снижаемся мы все

К нашей взлетной полосе!

Что ж - закончен наш полет.

До свиданья, самолет.

Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, т. к.

его необходимый атрибут- ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от

зрителей.

Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке

(постановке, инсценирование стихотворений, Например:

Инсценирование стихотворения «Мотылек» Л. Модзялев ского

Последовательность работы:

1. Познакомить детей со стихотворением «Мотылек». Обсудить

его содержание, предложить детям представить себя на месте

мотыльков.

2. Драматизация Стихотворения.

Действующие лица:

Мотыльки - несколько детей

Ведущий- взрослый.

Под музыку С. Майкапара «Мотылек» порхают Мотыльки (импровизация

движений). С окончанием музыки Мотыльки останавливаются в

различных позах. Ведущий по очереди подходит к Мотьшькам.

Ведущий: Расскажи. мотылек,

Чем живешь- ты, дружок?

Как тебе не устать

День-деньской все порхать‘.7 1— й :

Могьшек: Я живу средь лугов

В блеске летнего дня.

2-й Мотылек: Ароматы цветов

-Вот вся пища моя!

3-й Мотылек: Но короток мой век -

Он не долее дня.

4-й Мотылек: Будь жс добр, человек,

И не трогай меня!

Снова звучит музыка С. Майкапара «Мотылек», все танцуют и с

окончанием МУЗЫКИ ОСТЗНЗВЛИВЗЮТСЯ В разных позах.

ИНСЦЕНИРОВЭНИЕ ПОДОбНЫХ СТИХОТВОРЕНИЙ предполагает несколько ВСТРЕЧ

педагога С ДЕТЬМИ На ПЕРВОЙ ВСТРЕЧЕ ОСНОВНЗЯ наша задача -заинтересовать РЕбЯТ

содержанием НОВОГО Произведения, пробудить у НИХ желание еще раз ЕГО

ПОСЛУШЗТЬ. В ЭТО ЖЕ ВРЕМЯ предлагаю ДЕТЯМ ПОДВИГЗТЬСЯ ПОД МУЗЫКУ,

ПРЕДСТЗВЛЯЯ себя «мотыльками».

В следующий раз мы предлагаем детям придумать, как можно

инсценировать стихотворсние, какие для этого понадобятся костюмы и атрибуты,

как ОНИ ДОЛЖНЫ ВЫГЛЯДЕТЬ` ИЗ ЧЕГО ИХ МОЖНО ИЗГОТОВИТЬ. На МУЗЫКЭЛЬНЫХ

ЗЗПЯТИЯХ ИДЕТ ПОИСК наиболее выразительных ДВИЖЕНИЙ, ПОЗ, ИНТОНаЦИИ. На

занятиях ПО ИЗОбРаЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЖНО изготавливать ЭСКИЗЫ

КОСТЮМОВ, ДСКОРЗЦИЙ. На КЕПКДОМ ЗЗНЯТИИ МЫ ВНОВЬ И ВНОВЬ обращаемся К ТЕКСТУ

СТИХОТВОРЕНИЯ, стараясь как МОЖНО ВЫРЗЗИТЕЛЬНЕЕ ЕГО ПРОЧЕСТЬ ПОСТЕПЕННО ДЕТИ

начинают ПОДСКЗЗЫВЗТЬ ОКОНЧЗНИЯ СТРОК. ПОТОМ запоминают отдельные фразы

(особенно те, под которые выполняют определенные движения). Так` постепенно

дети непринужденно запоминают все стихотворение. (Литературный материал

для выразительного чтения и обыгрывания см. Приложение МЕЗ)

В СТЗРШЕЙ ГРУППЕ ВСЕ ДЕТИ активно уЧЗСТВуЮТ В театрализованных играх

И ДРЗМЗТИЗЗЦИЯХ. ЭТО И МУЗЫКЗЛЬНЫЕ ИГРЫ, ИГРЫ на РЗЗВИТИЕ песенного

ТВОРЧЕСТВЗ, И МУЗЫКЗЛЬНЫЕ ИМПРОВИЗВЦИИ.

Например: Музыкальная импровизация.

1‚ В руки палочки возьми,

МИШКЗМ СПЕТЬ ТЫ ПОМОГИ,

И мелодию лесную

Ты ритмично простучи.

2. Повтори ритм на металлофоне, ксилофоне и т. д. Придумай свой,

3. Изобрази на метаплофоне, Ксилофоне грустный и веселый дождик.

В ПОДГОТОВИ'ГЕЛЬНОЙ К школе ГРУППЕ театрализованные ИГРЫ ОТЛИЧЭЮТСЯ

более СЛОЖНЫМИ характерами ГЕРОЕВ, Трудными ДЛЯ разработки МИЗаНСЦЕНЗМИ.

(ПриложениеМ94 сценарий театрализованной постановки «Теремок на новый

лад», «Спящая красавица»).

Из многообразия средств выразительности использую:

-во второй младшей группе формировать простейшие образно-

выразительные умения (например, имитировать характерные движения

сказочных животных);

- в средней группе обучать элементам образных выразительных средств

(интонации, мимике‚ пантомиме). (Приложение Ме5)

- в старшей группе совершенствовать образные исполнительские умения;

— В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ Группе развивать Творческую

самостоятельность В передаче образа, Выразительность речевых И

пантомимических действий под музыку.

Таким образом. на протяжении всего дошкольного детства ребенок

проявляет себя как активный, так и пассивный (зритель, слушатель) участник

театрализованной деятельности.

Содержание занятий по театрализованной деятельности

включат в себя:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- игры- драматизации (музыкальные игры : музыкальный диалог, на

развитие песенного творчества, музыкальная импровизация).

- упражнения для социально-эмоционального развития детей;

- коррекционно-развиваюшие игры;

- упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) (см. Приложение)

- задания для развития речевой интонационной выразительности

( например: «позови меня ласково, тихо, сердито, удивленно и т. д.»).

-игры-прсврашения (учись владеть своим телом, образные упражнения);

- упражнения на развитие детской пластики (Приложение);

- ритмические минутки (логоритмика);

- пальчиковый игротренипг для развития моторики рук, необходимой для

развития свободного кукловождения,

- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства

пантомимы;

- театральные этюды,

- подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок,

Развитию артистических способностей способствуют следующие

условия, созданные в детском саду:

-специальные помещения (музыкальный зал, комната сказок);

- магнитофон, кассеты;

- детские музыкальные инструменты;

- различные атрибуты к занятиям;

т наличие КУКОЛ ДЛЯ театра (НЗГЛЯДНЫЙ материал и ширмы)

(Приложение)

Для большинства игр не нужно специального оборудования. Самое

главное- ЭТО желание играть И пемного фантазии.

Театрализованная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (а ИМЕННО театрализованные упражнения

и Творческие ИГРЫ) организуются В утренние и Вечерние часы В

нерегламентированное время, органично ВКЛЮЧШОТСЯ В музыкальные ЗЗНЯТИЯ, В

совместную деятельность С воспитателями, Воспитатели МОГУТ Обыгрывать

какую-либо тему на занятиях любого содержания (экологическое,

математическое И Др.) В соответствии СО СКЛОННОС'ТЯМИ и интересами ДЕТЕЙ В

вечернее время в подготовительной группе организована работа студии «Клубок

сказок» (где все дети - участники, какого-спектакля).

В работе театральной студии участвуют не только дети и воспитатели, но

И родители, КОТОРЫЕ активно помогают В ИЗГОТОВЛЕНИЕ/1 КОСТЮМОВ К постановкам,

различной атрибутики к спектаклям, а еще родители являются активными

участниками развлечений, зрителями и судьями.

Для того чтобы влиять на развитие эмоционально-волевых качеств

ребенка, его артистических способностей изучаем особенности воображения,

мышления, эмоциональной отзывчивости и оцениваем уровень их развития. Для

этого фиксируем результаты:

- Диагностика;

-постановка КУКОЛЬНЫХ СПСКШКЛЁЙ',

-Драматизация сказок;

-проведение праздников (в течение года).

Публикации по теме:

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей. Цели: 1. Образовательная. а) познакомить с основными эмоциями:.

Игры для развития эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей Игры, подбирались с учетом возможности их использования и в повседневной жизни детей, имеющих проблемы, направленные на развитие эмоционально-волевой.

Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у детей «Путешествие в страну эмоций» Программное содержание: 1. Закреплять представления детей об основных эмоциях (радость, грусть, удивление, злость, страх, развивать умение.

Обобщение опыта работы педагога-психолога «Развитие эмоционально-волевой сферы детей 6–7 лет» Обобщение опыта работы педагога-психолога по теме: «Развитие эмоционально-волевой сферы детей 6-7лет» Дошкольный возраст - время активного.

Опыт работы «Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» 1 слайд Я, Костенко Марина Александровна, воспитатель детского сада «Родничок» 2 слайд представляю опыт работы по теме: «Познавательно -речевое.

Педагогический проект «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ через ФЭМП»Педагогический проект «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ через ФЭМП» Проект на тему: «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ через формирование элементарных математических представлений»Место реализации.

Презентация «Развитие эмоционально-волевой сферы через театрализованную деятельность у дошкольников с ОВЗ» Цель проекта: научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных.

Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников Эмоционально-волевая сфера характеризуется как сущность и динамические изменения чувств,.

Занятие на развитие эмоционально-волевой сферы «Какого цвета радуга» Тема: «Какого цвета радуга» Задачи: - развивать стремление выражать своё отношение к окружающему; - развитие умения распознавать, понимать,.

Занятие по развитию эмоционально-волевой сферы детей 5–6 лет «На лужайке» Занятие по развитию эмоционально-волевой сферы детей 5-6 лет Тема: «На лужайке» Цель: развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста через театрализованные игры и упражнения»
Опубликовано: 13 января 2019 в 14:59
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста через театрализованные игры и упражнения»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Замураева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД