Папки-передвижки

Конспект интегрированной образовательной ситуации с использованием современных образовательных технологий «Огненная Жар-птица»

Елена Поярко
Конспект интегрированной образовательной ситуации с использованием современных образовательных технологий «Огненная Жар-птица»
▼ Скачать + Заказать документы

Огненная Жар-птица

Цель: формировать у детей представления о декоративно – прикладном искусстве и традиций, передающихся от поколения к поколению; познакомить с характерными особенностями хохломской росписи (элементами композиции). Оборудование: хохломские изделия и их изображения (мультимедийная доска, презентация «Золотая моя хохлама», элементы хохломской росписи: осочки, завитки, кустики, усики, капельки, «криуль», узор «листочки», узор «ягодки», орнамент «ягодки», «листочки», «цветы»; 2-3 предмета: чашка, салфетница, уточка – солонка, панно. 2-3 предмета Городца; заготовки для росписи (картонные блюда,ложки, вазы), кисти, гуашь. клеенки, салфетки, подставки для кистей, банки с водой.

Публикация «Конспект интегрированной образовательной ситуации с использованием современных образовательных технологий „Огненная Жар-птица“» размещена в разделах

Ход занятия:

Воспитатель:

- Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы - красивой формы, удобные в пользовании, мастерски исполненные. К ним относится и «хохлома».

-Ребята, я вам сейчас расскажу одну историю. Был такой, чудо-мастер. Разное про него старики рассказывали, будь-то, поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Кашу пшеничную варил, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. Это сказка, да в ней намек, а не из этой сказки появилась удивительная красота?»

«Хохлома ты моя золотая,

Твой характер цветист без прикрас,

Над Россией жар-птицей взлетая,

Ты волнуешь придирчивый взгляд.

Чтоб светлели суровые лица,

Украшай вдохновенно дома,

Чудодействуй в веках, мастерица,

Золотая моя Хохлома!»

Звучит народная песня …

-Дошла слава мастера до царя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Узнал мастер о такой беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба художника. Сгорела изба, а самого мастера нигде не нашли. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство. С тех пор оно передаётся из рук в руки, от учителя к ученику.

(Показ презентации)

Воспитатель:

-Ребята, в нашей стране есть много сёл, станиц и городов, где как в селе Хохлома, делают много красивых изделий и украшают их узорами. Изделия делают по-разному. Посмотрите, на столе стоит посуда, изготовленная в селе Хохлома. Дело в том, что эту посуду на Руси начали делать очень давно, когда ещё не было на свете ваших бабушек и дедушек. И хотя каждый мастер изготовлял и расписывал посуду в чём то по-своему, он делал её так как делали его бабушки и дедушки, как учили мать и отец. Хохломские мастера не будут украшать другими орнаментами и элементами свою посуду. Такое постоянство, такое соблюдение правил называется традицией. В России много лесов и по-этому в разных местах страны делают красивые вещи из дерева.

Игра «Какой? Какая? Какие?»

(Воспитатель бросает мяч ребенку и называет ключевое словосочетание, а дети подбирают к нему прилагательное: ложка из дерева – деревянная, кувшин из глины – глиняный, ваза из фарфора- фарфоровая, чашка из стекла – стеклянная, шкатулка из керамики – керамическая, хлебницы из соломы – соломенные, ложки из серебра – серебряные, солонка из пластмассы - пластмассовая). -Сегодня мы рассматриваем деревянные изделия с росписью, которые изготовили – где, ребята? (в Хохломе). Там же существуют традиции росписи, поэтому когда вы с ними познакомитесь, то не спутайте с деревянными изделиями из Городца (указывает на Городецкие росписи на столе и стуле). Что же делают из дерева в Хохломе? А делают там разные вещи, которые нужны в хозяйстве. Это чашки, уточки – солонки, салфетницы, и пр. В эту можно наливать соки, ставить салфетки, насыпать соль. Эти красивые вещи не только для кухни. Мастера Хохломы расписывают красивые разные предметы: шкатулки, вазы и пр., а комнату можно украсить вот такое панно с цветами и ягодами.

Воспитатель знакомит детей с характерными особенностями Хохломской росписи:

- Посмотрите на узоры, которыми украшали эти вещи… Кто заметил в них одинаковые элементы? Покажите.

- Ребята, во всех узорах есть кустики, травинки, ягодки, листочки (показывает на узорах и прикрепляет на фланелеграф, такой же элемент – усики, травинки, завитки, ягодки, цветы).

-Эти усики, травинки, кустики, листочки, хоть и называют «криулем», придуманы художниками и только немного похожи на настоящие кустики. Такие элементы называются декоративные, а дети часто называют их «сказочными». Теперь посмотрим, какие узоры из этих элементов составляют хохломские художники. Посмотрите – знакомый трёхпалый листик; трогательная звёздочка цветка, изогнутая веточка и, конечно она – маленькая капелька лесной сладости – земляничка. Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий землянику, малину, ежевику, крыжовник, чёрную и красную смородину, рябину. Узор из цветов, трав и ягод называют растительным орнаментом. Самые затейливые узоры называют «кудрины». Цветы и завитки – «кудрины» – всегда золотые, рисуют на чёрном или красном фоне. Воспитатель:

-Дети, давайте выложим на фланелеграфе такие узоры.

Один из детей прикладывает один элемент узора (кустик, следующий продолжает (ягодки) и т. д. Педагог спрашивает, каких элементов не хватает (усиков) Дети выкладывают разные по величине элементы орнамента. Педагог говорит, что получился красивый хохломской орнамент (узор, такой как на изделиях из Хохломы. Далее он определяет с детьми цветосочетание узора. Раздаёт каждому по одному элементу орнамента, спрашивая об их цвете (красный, зелёный) Обращает внимание детей на то, что в каждом элементе яркий основной цвет. А нарядными и чёткими Хохломские узоры делают оживки (точки, дужки, штрихи) и фон, а так же использования золотистого цвета. Правильно подобранный фон придаёт изделию неописуемую красоту. Золотистый, красный, чёрный – такое сочетание цветов можно встретить на многих предметах древнерусского прикладного искусства. Для Хохломы эти цвета особенно важны: красный придаёт теплоту и мягкость искусственному золоту, а чёрный усиливает его сияние.

Воспитатель:

-Так почему же Хохлому называют золотой? (ответы детей).

Воспитатель:

-Ребята, вы теперь сможете отличить Хохломскую роспись от других росписей по дереву, потому, что в своей работе хохломские мастера соблюдают традиции предшествующие им от прежних мастеров. Воспитатель спрашивает детей, хотят ли они научиться рисовать такие же красивые узоры.

-Давайте еще раз внимательно посмотрим на хохломскую роспись.

А теперь попробуем самостоятельно нарисовать элементы Хохломской росписи (травинки,

завитки, листочки, ягодки) .

Воспитатель:

- Вы хотите стать мастерами Хохломской росписи? Но для того чтобы стать

мастерами, нужно много учиться

Воспитатель достает заготовки росписи:

Воспитатель:

-Сегодня мы с вами попробуем превратиться в сказочных мастеров Хохломской росписи, и

распишем наши ложки, вазы, чашки.

После того как дети закончили работу, воспитатель предлагает сыграть в народную игру «Гори-гори, ясно.» (В игре участвуют все дети. Но важно, чтобы количество играющих было нечетным. Выбирается водящий — он будет «гореть»). Все остальные игроки делятся на пары и встают позади «горящего» на расстоянии 3-4 метра от него. Игроки поют:

«Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо:

Птички летят,

Колокольчики звенят!»

Играть можно, пока не устанете!

Воспитатель:

-Ребята, с каким декоративно-прикладным искусством мы сегодня познакомились?

-С хохломой, её традициях, характерных особенностях.

-Спасибо, вы были сегодня внимательными слушателями, и чудесными мастерами. Я благодарна вам за ваше настроение!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование современных образовательных технологий в ДОУИспользование современных образовательных технологий в ДОУ Пояснительная записка Использование современных образовательных технологий в ДОУ Основная цель работы нашего дошкольного учреждения, это.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий по познавательному и речевому.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий по нравственному воспитанию.

Конспект с использованием современных образовательных технологий «Путешествие в поисках алоэ» Программное содержание: сформировать у детей представление о растении - алоэ (стебель прямой, изогнутый, листья сочные, толстые и продолговатые.

Конспект тематического экологического мероприятия ко Дню птиц с использованием современных образовательных технологий Конспект тематического экологического мероприятия ко дню птиц с использованием современных образовательных технологий, с использованием.

Конспект занятия с использованием современных образовательных технологий для детей в средней группе «Покормите птиц зимой» Конспект непосредственно –образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий для детей в средней группе.

Отчет об использовании современных образовательных технологий, ИКТ и здоровьесберегающих технологий Принципы здоровьесбережения: - Не навреди! - Принцип триединого представления о здоровье. - Непрерывность и преемственность. - Соответствие.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в ДОУ В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в образовательном процессе Долг взрослого– помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Педагог грамотно.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в учебном процессе. Я, Аржукова Анна Николаевна, в течении десяти лет работаю по программе ««Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированной образовательной ситуации с использованием современных образовательных технологий «Огненная Жар-птица»
Опубликовано: 25 февраля 2016 в 01:53
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированной образовательной ситуации с использованием современных образовательных технологий «Огненная Жар-птица»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Поярко (УИ 379204) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД