Папки-передвижки

Образовательный проект «Графомоторное развитие старших дошкольников»

Ольга Аденина
Образовательный проект «Графомоторное развитие старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие точных движений пальцев рук и всей кисти (тонкой моторики). Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма в начальной школе. Процесс письма не может быть осуществлен без участия зрительных и двигательных анализаторов без определенного уровня развития мелкой мускулатуры и координации движения. Все это создает сложности в овладении графическими навыками. Для обеспечения эффективного формирования графомоторных навыков у дошкольников-логопатов возникла необходимость в разработке данного проекта.

Темочки:

В последние годы дошкольная педагогика поддерживает целостное развитие личности, этого придерживается и коррекционная педагогика, в этом случае прослеживается необходимость внедрения инновационных подходов в работе, одним из таких - является компетентностный подход. Компетентностный подход в дошкольном образовании предполагает освоение детьми умений, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов. Основной ценностью компетентностного подхода становится освоение дошкольниками, в том числе и с речевыми нарушениями, таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.

Важнейшим признаком компетентностного подхода является способность ребёнка к самореализации, к умению использовать свой потенциал.

Применение компетентностного подхода актуально и в контексте формирования графомоторных навыков как средства профилактики письменных видов речи у логопатов старшего дошкольного возраста. Детям предлагается в доступной форме решить проблему развития потенциала (принцип взаимосвязи психических функций, необходимого для развития и непосредственно графомоторных навыков, и для усвоения письменной речи в целом.

Новизна представленного проекта заключается в том, что он реализует коррекционно-профилактическое направление логопедической работы с учётом компетентностного подхода. В непосредственной образовательной деятельности педагогов ДОУ по проблеме «Формирование графомоторных навыков у дошкольников» отводится недостаточное место. Педагоги, если и сосредотачивают своё внимание на развитие мелкой моторики, то на уровне пальчиковых игр это не носит системный характер, что недостаточно, особенно для логопатов. В самостоятельной деятельности дети не стремятся к точности выполнения движений, характеризующих формирование, развитие графомоторных навыков.

Проект позволяет решать проблемы

1. С теоретической точки зрения - расширить кругозор учителя-логопеда, воспитателя, интересующегося данной темой.

2. С практической точки зрения – даст возможность применить данную информацию учителю-логопеду в коррекционно-образовательной деятельности, воспитателю в различных областях непосредственно образовательной деятельности.

Цель проекта: разработка и создание условий, способствующих развитию графических навыков у старших дошкольников (5-7 лет)

Объектом проекта является развитие графомоторных навыков у дошкольников-логопатов.

Предметом работы является условия по формированию и развитию графомоторных навыков у дошкольников-логопатов.

Основные задачи:

1. Формировать и совершенствовать пространственные представления:

- ориентацию на листе;

- ориентацию в пространстве на примере собственного тела.

2. Развитие мелкой мускулатуры руки.

- получение навыка правильно держать карандаш, ручку.

- развить пальцы и кисти рук.

- научить проводить точно и правильно вертикальные линии сверху вниз, горизонтальные - слева направо, овалы.

- подготовить руку к письму.

- уметь ориентироваться на листе бумаги, совершенствовать пространственные представления.

3. Формировать навыки учебной деятельности:

- умение действовать по словесным инструкциям, умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;

- контроль за собственными действиями.

4. Совершенствовать движения рук и развитие психических процессов:

- произвольного внимания;

- речи, памяти;

- логического мышления;

- зрительного и слухового восприятия.

Педагогическая целесообразность проекта: у детей-логопатов дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведения и букв и их элементов, находятся на разных стадиях развития. Дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх-низ, ближе - дальше, над-под, около-внутри. Только к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон мозга.

Срок реализации проекта: учебный год с сентября по май.

Технологии.

Подбираются технологии, способствующие диагностированию, формированию, развитию, совершенствованию факторов, влияющих на формирование графомоторного навыка.

1. Технология диагностики уровня сформированности графомоторного навыка.

2. Технология игр-тренингов – позволяет решить проблему автоматизации (закрепления) какого-то трудно формирующегося или вновь приобретённого момента. Реализуются игры-тренинги согласно инструкции. Следовательно, помимо закрепления определённого навыка способствуют самоорганизации, самоконтролю, быстроте реакции.

3. Технология игр-ситуаций – носит исследовательский характер. Предлагается решить проблему путём исследования. Носит характер самопознания, развивает творческий потенциал.

4. Технологии правильного письма, предложенные Т. Успенской – способствует развитию навыка работы непосредственно на листе бумаги, предлагает определённую последовательность в формировании навыка.

Таким образом, создание практических компонентов систематизирует деятельность, оптимизирует коррекционно-педагогический процесс.

Прогнозируемые результаты и методы диагностического контроля.

К прогнозируемым результатам можно отнести реализацию поставленных задач обучения, а именно:

1. развить мелкую мускулатуру руки

2. уметь ориентироваться на листе бумаги,

3. подготовить руку к письму

4. писать вертикальные линии сверху вниз, горизонтальные - слева направо;

5. развитие зрительных навыков и ориентиров написания

6. умение воспроизводить графические диктанты под диктовку,

7. умение решать простые кроссворды.

Также, реализуются следующие задачи:

Старшая группа:

1. Умеет закрашивать карандашом в одном направлении неотрывными движениями, без пропусков, не выходя за контур с равномерным нажимом.

2. Умеет вырезать круги из квадратов и овалы из прямоугольников в соответствии с величиной исходной формы.

3. Развиты плавность и согласованность движений рук.

Подготовительная группа.

1. Совершенствование мелкой моторики рук (штриховка, развитие техники рисунка)

2. Совершенствование пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела, ориентация во времени)

3. Совершенствование активной речи, словарного запаса.

4. Совершенствование мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия.

5. Совершенствование навыков учебной деятельности.

Структура проекта

Графомоторное развитие дошкольников- логопатов происходит на подгрупповых занятиях 2 раза в неделю, малыми группами (2-4 ребенка, что обеспечивает индивидуально-дифференцированный подход в построении занятия и качество реализации проекта.

Структура подгрупповых занятий:

1. Организационный момент: основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, включение в работу.

2. Основная часть, включающая тематику недели:

- работа над формированием/закреплением артикуляционного уклада речевого аппарата

- формирование/закрепление звука изолированно, в слоге, слове, связной речи,

- физкультминутка – динамическая пауза, проводимая на занятии, не только развивает двигательную сферу ребенка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно,

- графическое развитие: тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: внимания, памяти, воображения, мышления. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

3. Итог занятия: подводится выполняемый на занятии результат и релаксация.

Занятие построено с учетом смены видов деятельности, что обеспечивает отсутствие переутомления у дошкольника.

Этапы становления, реализации, стабильного функционирования проекта

1. Диагностический этап

Цель: обследовать уровень сформированности функций, напрямую связанных с овладением графомоторного навыка на определённом этапе.

Задачи:

- определить ведущую руку;

- определить уровень развития мелкой моторики;

- определить уровень развития пространственно- временных представлений;

- выявить трудности зрительного восприятия;

- определить уровень развития графического навыка.

Путь реализации:

- Первичная диагностика.

- Вторичная диагностика (мониторинговые исследования в конце деятельностного этапа).

- Сводная диагностика по окончании проекта.

Диагностические данные анализируются на этапе зачисления детей на логопедический пункт.

По итогам диагностики выявляются трудности или недостатки в развитии графических навыков, в том числе нарушения моторного развития, правшество, левшество и другие особенности.

Отслеживание результатов:

Ведение индивидуальных диагностических карт.

Планируемый результат:

Выявление «пробелов» в развитии графомоторного навыка факторов, способствующих его формированию.

Определение уровня сформированности графомоторного навыка на разных этапах реализации проекта.

2. Мотивационно-подготовительный этап

Цель: создать мотивацию к потребности овладения графомоторных навыков у заинтересованных лиц и целесообразно организовать соответствующие условия для предметно-развивающей среды.

Задачи:

- познакомить детей, в игровой форме, со значимостью навыка;

- сформировать у родителей представление о понятии графомоторного навыка и о его значимости;

- подобрать необходимые материалы и пособия для создания оптимальной предметно-развивающей среды.

Обучение графическим навыкам в данной части:

1. Определение правой и левой стороны туловища, ориентировка в пространстве, ориентировка н листе с понятиями верх-низ, сзади-спереди. На листе бумаги проводится игра «Муха».

2. Сначала ребенок учится проводить прямые, кривые, ломаные линии в различных направлениях правой и левой рукой поочередно.

3. Затем учится ставить точки. Перенося точки из одного квадрата в другой с точностью отображения

4. Самым сложным является понятие зеркального изображения, задания выполняются на основе «Неоконченных рисунков». Задания выполняются поочередно каждой рукой, с последующим усложнением рисунка.

5. Ориентировка на листе бумаги: развитие зрительных навыков: ориентиры в виде клеток или строчек.

Отслеживание результатов:

Анализ эмоционального настроя детей.

Планируемый результат:

Стимулировать интерес дошкольников-логопатов к дальнейшим действиям.

3. Деятельностный этап

Цель: развивать у детей самостоятельность в графомоторных проявлениях: продумывание схемы собственных действий, осуществление, контроль, самоанализ.

Задачи:

- учить видеть целостную картину предлагаемого задания;

- развивать способность к самостоятельности выполнения;

- формировать умение координировать свои действия, включая в работу различные анализаторы;

- способствовать развитию функции анализа собственных действий.

В данной части проекта работа на развитие графических навыков реализуется за счет:

- гимнастики для глаз - выполнение упражнений для снятия нагрузки со зрительного анализатора, под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности.

- пальчиковая гимнастика – способствует развитию мышечной активности и поддержания тонуса мышц участвующих в акте письма, а также подвижности и гибкости кистей рук.

- задания, графические диктанты – направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки и отслеживание и контролем направления движения руки;

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Смена видов деятельности обеспечивает отсутствие переутомления у дошкольника.

Отслеживание результатов:

Промежуточный мониторинг (вторичные диагностические исследования в конце деятельностного этапа).

Анализ выполненных работ детей-логопатов.

Анализ характера ошибок при выполнении задания.

Планируемый результат:

Формирование графомоторных навыков.

Актуализация полученных навыков.

Расширить интерес воспитателей и родителей по проблеме.

4. Рефлексивный этап

Цели: способствовать осознанию и активизации собственно исполнительской деятельности, использованию накопленного опыта.

Задачи:

- способствовать проявлению творчества в реализации графомоторного навыка;

- совершенствовать умение контролировать свою деятельность.

Обучение графическим навыкам в данном разделе:

1. Графические диктанты с усложнением от простых до переноса изображения в пустой квадрат в клетку.

2. Кроссворды - научение решать, записывать буквы в пустые клетки.

Отслеживание результатов:

Анализ характера проявлений полученного опыта.

Планируемый результат:

Проявление умений детей-логопатов по самореализации полученного опыта.

Свободные проявления воспитателей и родителей в оказании помощи по вопросам, возникающим у дошкольников.

5. Этап завершения функционирования проекта

Сравнительный анализ результатов, достигнутых в ходе реализации проекта

Деятельность по формированию графомоторных навыков у дошкольников-логопатов как средства профилактики нарушений письменных видов речи в ходе проекта имела долгосрочный срок реализации и носила коррекционно-образовательный характер.

Проект охватил 25 логопатов старшего дошкольного возраста.

Сводные диагностические мероприятия показали:

Реализация проекта выявила, что специально организованные систематические мероприятия, направленные на формирование графомоторных навыков у логопатов старшего дошкольного возраста способствуют совершенствованию данных навыков и служат средством профилактики нарушений письменных видов речи.

Анализ сводной диагностической методики показали, что логопаты старшего дошкольного возраста, могут достигнуть целостного развития личности при:

- чётких, скоординированных, грамотно спланированных действий учителя-логопеда или заинтересованных лиц;

- адекватно подобранных условий и методологических аспектов для развития детей;

- учёте инновационного – компетентностного – подхода в условиях поэтапной реализации системы мероприятий коррекционно-образовательной деятельности.

Каждый этап подразумевал свой путь реализации с помощью определённых методов и приёмов. Компетентностный подход в условиях, которого осуществлялся проект, дал возможность сделать процесс не только эффективным, но и интересным.

Заключение

Принимая во внимание важность речевого развития детей, подготовки детей к школе, был сделан вывод о целесообразности проведения работы по формированию графомоторных навыков и развитию мелкой моторики рук у дошкольников-логопатов н логопедическом пункте. Коррекционно-образовательное воздействие было построено с учётом инновационного, компетентностного подхода, и личностно-ориентированной направленности. Работа, в указанный период, прошла все этапы (диагностический, мотивационно-подготовительный, деятельностный, рефлексивный, завершающий). Использование компетентностного подхода в рамках формирования графомоторного навыка у дошкольников старшего возраста способствует не только актуализации многих знаний, умений, навыков, но и решает задачу развития умений пользоваться усвоенным материалом; совершенствует личность в целом.

Проанализированный опыт даёт возможность говорить о необходимости оптимизации некоторых условий работы, например: использование специальных материалов и пособий для создания оптимальных условий, пополнение инновационными приёмами методической копилки, умение моделировать коррекционно-развивающую деятельность в режиме оптимизации коррекционно-образовательной деятельности.

Список литературы

1. Афонькина Ю. А. Диагностическая программа в системе предшкольного образования. Методическое пособие для педагогов-психологов образовательных учреждений. - Мурманск, 2006.

2. Брехунова Г. А. Послушные буквы: программа профилактики дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи // Логопед. - 2007. № 4. С. 76-80.

3. Борисенко М. Г. Наши пальчики играют. – СПб., 2002.

4. Беззубова Г. В. Развиваем руку ребенка, готовим ее к письму. - М., 2003.

5. Гатанова Н. В., Тунина Е. Г. Тесты для подготовки ребенка к школе. Для детей 6-8 лет. – СПб., 2001.

6. Ерошкина С. Т. Пальчиковый игротренинг// Логопед. - 2007. № 4. С. 81-89.

7. Каше Г. А. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе групее). М., 1978.

8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. М., 1989.

9. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб. : ИД "МиМ", 1997 - 286 с.

10. Косинова Е. М. Гимнастика для пальчиков. – М., 2002.

11. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. Л69 пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.

12. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. – СПб., 2000.

13. Симонова О. Профилактика нарушений графомоторного навыка - Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения // Интернет ресурс. -

14. Ткаченко Т. А. «Пиши,читай-ка» - М. 2017г.

15. Успенская Т. Уроки правильного письма. - М. : ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.

Публикации по теме:

Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников»Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников» Тема: «Индивидуально-образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольников». Из опыта работы с детьми подготовительной.

Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).

Игра на развитие логического мышления «Загадочный квадрат» для старших дошкольниковИгра на развитие логического мышления «Загадочный квадрат» для старших дошкольников Игра на развитие логического мышления «Загадочный квадрат» для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: создавать условия для развития.

Лэпбук «Развитие речи» для старших дошкольниковЛэпбук «Развитие речи» для старших дошкольников Приветствую всех своих друзей и тех, кто заглянул на мою страничку!На нашем сайте есть много чего интересного и поучительного, как для.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников»Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализованного мной педагогического проекта на тему "Развитие элементарных математических.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Развитие воображения у старших дошкольников через лепку предметовРазвитие воображения у старших дошкольников через лепку предметов Формирование творческой личности одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться.

Развитие выразительности речи у старших дошкольников средством поэтических произведений Обучение детей выразительности речи, начинается задолго до школы еще в дошкольном возрасте. С помощью выразительной речи значительно глубже.

Умение выступать публично и его развитие у старших дошкольников.Умение выступать публично и его развитие у старших дошкольников. Тюрина Надежда Александровна Тема: «Умение выступать публично и его развитие у старших дошкольников». В настоящее время развитие детей.

Автор публикации:
Образовательный проект «Графомоторное развитие старших дошкольников»
Опубликовано: 18 декабря 2023 в 15:44
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательный проект «Графомоторное развитие старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Аденина (УИ 592011) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД