Ольга Аденина
Образовательный проект «Графомоторное развитие старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие точных движений пальцев рук и всей кисти (тонкой моторики). Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма в начальной школе. Процесс письма не может быть осуществлен без участия зрительных и двигательных анализаторов без определенного уровня развития мелкой мускулатуры и координации движения. Все это создает сложности в овладении графическими навыками. Для обеспечения эффективного формирования графомоторных навыков у дошкольников-логопатов возникла необходимость в разработке данного проекта.
Темочки:
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
В последние годы дошкольная педагогика поддерживает целостное развитие личности, этого придерживается и коррекционная педагогика, в этом случае прослеживается необходимость внедрения инновационных подходов в работе, одним из таких - является компетентностный подход. Компетентностный подход в дошкольном образовании предполагает освоение детьми умений, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов. Основной ценностью компетентностного подхода становится освоение дошкольниками, в том числе и с речевыми нарушениями, таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.
Важнейшим признаком компетентностного подхода является способность ребёнка к самореализации, к умению использовать свой потенциал.
Применение компетентностного подхода актуально и в контексте формирования графомоторных навыков как средства профилактики письменных видов речи у логопатов старшего дошкольного возраста. Детям предлагается в доступной форме решить проблему развития потенциала (принцип взаимосвязи психических функций, необходимого для развития и непосредственно графомоторных навыков, и для усвоения письменной речи в целом.
Новизна представленного проекта заключается в том, что он реализует коррекционно-профилактическое направление логопедической работы с учётом компетентностного подхода. В непосредственной образовательной деятельности педагогов ДОУ по проблеме «Формирование графомоторных навыков у дошкольников» отводится недостаточное место. Педагоги, если и сосредотачивают своё внимание на развитие мелкой моторики, то на уровне пальчиковых игр это не носит системный характер, что недостаточно, особенно для логопатов. В самостоятельной деятельности дети не стремятся к точности выполнения движений, характеризующих формирование, развитие графомоторных навыков.
Проект позволяет решать проблемы
1. С теоретической точки зрения - расширить кругозор учителя-логопеда, воспитателя, интересующегося данной темой.
2. С практической точки зрения – даст возможность применить данную информацию учителю-логопеду в коррекционно-образовательной деятельности, воспитателю в различных областях непосредственно образовательной деятельности.
Цель проекта: разработка и создание условий, способствующих развитию графических навыков у старших дошкольников (5-7 лет)
Объектом проекта является развитие графомоторных навыков у дошкольников-логопатов.
Предметом работы является условия по формированию и развитию графомоторных навыков у дошкольников-логопатов.
Основные задачи:
1. Формировать и совершенствовать пространственные представления:
- ориентацию на листе;
- ориентацию в пространстве на примере собственного тела.
2. Развитие мелкой мускулатуры руки.
- получение навыка правильно держать карандаш, ручку.
- развить пальцы и кисти рук.
- научить проводить точно и правильно вертикальные линии сверху вниз, горизонтальные - слева направо, овалы.
- подготовить руку к письму.
- уметь ориентироваться на листе бумаги, совершенствовать пространственные представления.
3. Формировать навыки учебной деятельности:
- умение действовать по словесным инструкциям, умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;
- контроль за собственными действиями.
4. Совершенствовать движения рук и развитие психических процессов:
- произвольного внимания;
- речи, памяти;
- логического мышления;
- зрительного и слухового восприятия.
Педагогическая целесообразность проекта: у детей-логопатов дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведения и букв и их элементов, находятся на разных стадиях развития. Дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх-низ, ближе - дальше, над-под, около-внутри. Только к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон мозга.
Срок реализации проекта: учебный год с сентября по май.
Технологии.
Подбираются технологии, способствующие диагностированию, формированию, развитию, совершенствованию факторов, влияющих на формирование графомоторного навыка.
1. Технология диагностики уровня сформированности графомоторного навыка.
2. Технология игр-тренингов – позволяет решить проблему автоматизации (закрепления) какого-то трудно формирующегося или вновь приобретённого момента. Реализуются игры-тренинги согласно инструкции. Следовательно, помимо закрепления определённого навыка способствуют самоорганизации, самоконтролю, быстроте реакции.
3. Технология игр-ситуаций – носит исследовательский характер. Предлагается решить проблему путём исследования. Носит характер самопознания, развивает творческий потенциал.
4. Технологии правильного письма, предложенные Т. Успенской – способствует развитию навыка работы непосредственно на листе бумаги, предлагает определённую последовательность в формировании навыка.
Таким образом, создание практических компонентов систематизирует деятельность, оптимизирует коррекционно-педагогический процесс.
Прогнозируемые результаты и методы диагностического контроля.
К прогнозируемым результатам можно отнести реализацию поставленных задач обучения, а именно:
1. развить мелкую мускулатуру руки
2. уметь ориентироваться на листе бумаги,
3. подготовить руку к письму
4. писать вертикальные линии сверху вниз, горизонтальные - слева направо;
5. развитие зрительных навыков и ориентиров написания
6. умение воспроизводить графические диктанты под диктовку,
7. умение решать простые кроссворды.
Также, реализуются следующие задачи:
Старшая группа:
1. Умеет закрашивать карандашом в одном направлении неотрывными движениями, без пропусков, не выходя за контур с равномерным нажимом.
2. Умеет вырезать круги из квадратов и овалы из прямоугольников в соответствии с величиной исходной формы.
3. Развиты плавность и согласованность движений рук.
Подготовительная группа.
1. Совершенствование мелкой моторики рук (штриховка, развитие техники рисунка)
2. Совершенствование пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела, ориентация во времени)
3. Совершенствование активной речи, словарного запаса.
4. Совершенствование мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия.
5. Совершенствование навыков учебной деятельности.
Структура проекта
Графомоторное развитие дошкольников- логопатов происходит на подгрупповых занятиях 2 раза в неделю, малыми группами (2-4 ребенка, что обеспечивает индивидуально-дифференцированный подход в построении занятия и качество реализации проекта.
Структура подгрупповых занятий:
1. Организационный момент: основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, включение в работу.
2. Основная часть, включающая тематику недели:
- работа над формированием/закреплением артикуляционного уклада речевого аппарата
- формирование/закрепление звука изолированно, в слоге, слове, связной речи,
- физкультминутка – динамическая пауза, проводимая на занятии, не только развивает двигательную сферу ребенка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно,
- графическое развитие: тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: внимания, памяти, воображения, мышления. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
3. Итог занятия: подводится выполняемый на занятии результат и релаксация.
Занятие построено с учетом смены видов деятельности, что обеспечивает отсутствие переутомления у дошкольника.
Этапы становления, реализации, стабильного функционирования проекта
1. Диагностический этап
Цель: обследовать уровень сформированности функций, напрямую связанных с овладением графомоторного навыка на определённом этапе.
Задачи:
- определить ведущую руку;
- определить уровень развития мелкой моторики;
- определить уровень развития пространственно- временных представлений;
- выявить трудности зрительного восприятия;
- определить уровень развития графического навыка.
Путь реализации:
- Первичная диагностика.
- Вторичная диагностика (мониторинговые исследования в конце деятельностного этапа).
- Сводная диагностика по окончании проекта.
Диагностические данные анализируются на этапе зачисления детей на логопедический пункт.
По итогам диагностики выявляются трудности или недостатки в развитии графических навыков, в том числе нарушения моторного развития, правшество, левшество и другие особенности.
Отслеживание результатов:
Ведение индивидуальных диагностических карт.
Планируемый результат:
Выявление «пробелов» в развитии графомоторного навыка факторов, способствующих его формированию.
Определение уровня сформированности графомоторного навыка на разных этапах реализации проекта.
2. Мотивационно-подготовительный этап
Цель: создать мотивацию к потребности овладения графомоторных навыков у заинтересованных лиц и целесообразно организовать соответствующие условия для предметно-развивающей среды.
Задачи:
- познакомить детей, в игровой форме, со значимостью навыка;
- сформировать у родителей представление о понятии графомоторного навыка и о его значимости;
- подобрать необходимые материалы и пособия для создания оптимальной предметно-развивающей среды.
Обучение графическим навыкам в данной части:
1. Определение правой и левой стороны туловища, ориентировка в пространстве, ориентировка н листе с понятиями верх-низ, сзади-спереди. На листе бумаги проводится игра «Муха».
2. Сначала ребенок учится проводить прямые, кривые, ломаные линии в различных направлениях правой и левой рукой поочередно.
3. Затем учится ставить точки. Перенося точки из одного квадрата в другой с точностью отображения
4. Самым сложным является понятие зеркального изображения, задания выполняются на основе «Неоконченных рисунков». Задания выполняются поочередно каждой рукой, с последующим усложнением рисунка.
5. Ориентировка на листе бумаги: развитие зрительных навыков: ориентиры в виде клеток или строчек.
Отслеживание результатов:
Анализ эмоционального настроя детей.
Планируемый результат:
Стимулировать интерес дошкольников-логопатов к дальнейшим действиям.
3. Деятельностный этап
Цель: развивать у детей самостоятельность в графомоторных проявлениях: продумывание схемы собственных действий, осуществление, контроль, самоанализ.
Задачи:
- учить видеть целостную картину предлагаемого задания;
- развивать способность к самостоятельности выполнения;
- формировать умение координировать свои действия, включая в работу различные анализаторы;
- способствовать развитию функции анализа собственных действий.
В данной части проекта работа на развитие графических навыков реализуется за счет:
- гимнастики для глаз - выполнение упражнений для снятия нагрузки со зрительного анализатора, под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности.
- пальчиковая гимнастика – способствует развитию мышечной активности и поддержания тонуса мышц участвующих в акте письма, а также подвижности и гибкости кистей рук.
- задания, графические диктанты – направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки и отслеживание и контролем направления движения руки;
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Смена видов деятельности обеспечивает отсутствие переутомления у дошкольника.
Отслеживание результатов:
Промежуточный мониторинг (вторичные диагностические исследования в конце деятельностного этапа).
Анализ выполненных работ детей-логопатов.
Анализ характера ошибок при выполнении задания.
Планируемый результат:
Формирование графомоторных навыков.
Актуализация полученных навыков.
Расширить интерес воспитателей и родителей по проблеме.
4. Рефлексивный этап
Цели: способствовать осознанию и активизации собственно исполнительской деятельности, использованию накопленного опыта.
Задачи:
- способствовать проявлению творчества в реализации графомоторного навыка;
- совершенствовать умение контролировать свою деятельность.
Обучение графическим навыкам в данном разделе:
1. Графические диктанты с усложнением от простых до переноса изображения в пустой квадрат в клетку.
2. Кроссворды - научение решать, записывать буквы в пустые клетки.
Отслеживание результатов:
Анализ характера проявлений полученного опыта.
Планируемый результат:
Проявление умений детей-логопатов по самореализации полученного опыта.
Свободные проявления воспитателей и родителей в оказании помощи по вопросам, возникающим у дошкольников.
5. Этап завершения функционирования проекта
Сравнительный анализ результатов, достигнутых в ходе реализации проекта
Деятельность по формированию графомоторных навыков у дошкольников-логопатов как средства профилактики нарушений письменных видов речи в ходе проекта имела долгосрочный срок реализации и носила коррекционно-образовательный характер.
Проект охватил 25 логопатов старшего дошкольного возраста.
Сводные диагностические мероприятия показали:
Реализация проекта выявила, что специально организованные систематические мероприятия, направленные на формирование графомоторных навыков у логопатов старшего дошкольного возраста способствуют совершенствованию данных навыков и служат средством профилактики нарушений письменных видов речи.
Анализ сводной диагностической методики показали, что логопаты старшего дошкольного возраста, могут достигнуть целостного развития личности при:
- чётких, скоординированных, грамотно спланированных действий учителя-логопеда или заинтересованных лиц;
- адекватно подобранных условий и методологических аспектов для развития детей;
- учёте инновационного – компетентностного – подхода в условиях поэтапной реализации системы мероприятий коррекционно-образовательной деятельности.
Каждый этап подразумевал свой путь реализации с помощью определённых методов и приёмов. Компетентностный подход в условиях, которого осуществлялся проект, дал возможность сделать процесс не только эффективным, но и интересным.
Заключение
Принимая во внимание важность речевого развития детей, подготовки детей к школе, был сделан вывод о целесообразности проведения работы по формированию графомоторных навыков и развитию мелкой моторики рук у дошкольников-логопатов н логопедическом пункте. Коррекционно-образовательное воздействие было построено с учётом инновационного, компетентностного подхода, и личностно-ориентированной направленности. Работа, в указанный период, прошла все этапы (диагностический, мотивационно-подготовительный, деятельностный, рефлексивный, завершающий). Использование компетентностного подхода в рамках формирования графомоторного навыка у дошкольников старшего возраста способствует не только актуализации многих знаний, умений, навыков, но и решает задачу развития умений пользоваться усвоенным материалом; совершенствует личность в целом.
Проанализированный опыт даёт возможность говорить о необходимости оптимизации некоторых условий работы, например: использование специальных материалов и пособий для создания оптимальных условий, пополнение инновационными приёмами методической копилки, умение моделировать коррекционно-развивающую деятельность в режиме оптимизации коррекционно-образовательной деятельности.
Список литературы
1. Афонькина Ю. А. Диагностическая программа в системе предшкольного образования. Методическое пособие для педагогов-психологов образовательных учреждений. - Мурманск, 2006.
2. Брехунова Г. А. Послушные буквы: программа профилактики дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи // Логопед. - 2007. № 4. С. 76-80.
3. Борисенко М. Г. Наши пальчики играют. – СПб., 2002.
4. Беззубова Г. В. Развиваем руку ребенка, готовим ее к письму. - М., 2003.
5. Гатанова Н. В., Тунина Е. Г. Тесты для подготовки ребенка к школе. Для детей 6-8 лет. – СПб., 2001.
6. Ерошкина С. Т. Пальчиковый игротренинг// Логопед. - 2007. № 4. С. 81-89.
7. Каше Г. А. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе групее). М., 1978.
8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. М., 1989.
9. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб. : ИД "МиМ", 1997 - 286 с.
10. Косинова Е. М. Гимнастика для пальчиков. – М., 2002.
11. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. Л69 пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
12. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. – СПб., 2000.
13. Симонова О. Профилактика нарушений графомоторного навыка - Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения // Интернет ресурс. -
14. Ткаченко Т. А. «Пиши,читай-ка» - М. 2017г.
15. Успенская Т. Уроки правильного письма. - М. : ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.