Наталья Куприяненко
Образовательный проект «Города — Герои» для подготовительной группы
Актуальность:
Идея проведения проекта «Города-герои» возникла не случайно.
9 мая 2018 года наша страна будет отмечать 73-летие Победы в Великой Отечественной войне.
Все дальше уходит время от этих страшных событий, все меньше становится живых свидетелей тех дней. Возникает необходимость уже с детства формировать у дошкольников чувство уважения к исторической памяти времен. Сами по себе эти чувства не возникают, их нужно воспитать, и чем раньше, тем лучше. Задача взрослых воспитывать молодое поколение так, чтобы они знали и помнили героев прошлого, ценою жизни которых завоевано счастье и мир на земле.
Публикация «Образовательный проект „Города — Герои“ для подготовительной группы» размещена в разделах
«Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет и будущего», - сказал У. С. Черчилль.
Актуальность данной темы в том, чтобы пробудить интерес и уважение ребят к страницам истории нашей Родины.
Метод проектной деятельности способствует росту познавательной активности детей, раскрытию творческого потенциала, формированию самостоятельности и ответственности, улучшению качества знаний, созданию сотрудничества между педагогами, детьми и родителями. Формируются ценности: гордость за страну, уважение к ветеранам, проявление интереса к истории Родины.
Участники проекта:
- Дети подготовительной группы «Солнечные лучики».
- Воспитатель Куприяненко Наталья Ильинична.
- Родители.
Тип проекта:
краткосрочный, исследовательский, познавательно-речевой.
Длительность проекта:
с 26 февраля – 2 марта 2018г.
Цель проекта:
Формирование у детей чувства патриотизма, гордости за нашу страну.
Задачи проекта:
- Продолжать расширять представления детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945годов и исторических событиях того времени.
- Познакомить с Городами – Героями.
- Систематизировать и обобщать знания о Городах – Героях.
- Воспитывать у детей патриотические чувства, уважительное отношение к ветеранам ВОВ, гордость за нашу страну.
Задачи по работе с родителями:
- Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Ожидаемый результат:
- Дети познакомились с историческими событиями Великой Отечественной войны, с героями войны и их подвигами.
- Знают Города – Герои:
Ленинград (ныне Санкт – Петербург).
Сталинград (ныне Волгоград).
Москва.
Севастополь.
Брест.
- Рассказывают о Городах – Героях.
- Имеют представление о своей гражданской идентичности «Я – гражданин России».
- Проявляют интерес и уважение к ветеранам ВОВ.
- Родители активно принимают участие в педагогическом процессе и повышают свою компетентность по данной теме.
Этапы проекта:
I. Подготовительный.
- Постановка цели и задач, приемов,
- предварительная работа с детьми и родителями,
- выбор и подготовка оборудования и материалов.
II. Поисково-познавательный.
- Поиск ответов на поставленные задачи, вопросы разными способами.
III. Обобщающий (заключительный).
- Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний.
- Оформление выставки «Они сражались за Родину».
- Создание альбома «Города - Герои».
Ресурсы:
Информационные: демонстрационный материал, книги, интернет ресурсы, телевидение, игры, подборка загадок и пословиц по теме проекта.
Интеллектуальные: знания детей, родителей и педагогов, стихи и рассказы о войне.
Кадровые: рассказы о героях ВОВ, их суровых буднях и подвигах.
Материально-технические: фотоаппарат, компьютер, иллюстрации, книги.
План реализации проекта:
Деятельность педагогов: подводят к теме, принимают участие в распределении обязанностей, помогают, уточняют, проверяют, обобщают, контролируют, оценивают результаты проекта.
Деятельность детей: анализируют, сравнивают, выбирают, изучают, формулируют, рисуют, создают, контролируют, выполняют, оформляют, участвуют в оценке проекта.
Деятельность родителей:
Беседы с детьми.
Помощь в составлении рассказов о Городах – героях.
Помощь в создании мини – музея «Военная техника».
Помощь в создании альбома «Города - герои».
Помощь в создании альбома «Медали и ордена военных лет».
I этап – подготовительный.
Цель: Изучение методической и специальной литературы по теме проекта.
Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, загадок, пословиц по теме проекта.
Сбор информации о Городах - героях.
Сбор информации о медалях и орденах военных лет.
Создание презентации «Города - герои».
Оснащение развивающей среды:
Подбор методической и художественной литературы:
Пословицы, поговорки о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе.
Ю. М. Непринцев «Отдых после боя».
А. Митяева «Землянка».
С. Маршак «Пограничники».
Л. Кассиль «Твои Защитники».
М. А. Андрианов «Рассказ о горячем и холодном сердце».
Е. Благинина «Шинель».
Чтение рассказов из цикла «Детям о войне».
Е. Трушина «Посвящается героям».
М. Исаковский «У самой границы».
Н. Иванова «Военные профессии».
Подбор презентаций и мультфильмов:
Презентация «Города - Герои».
Презентация «Город – Герой Ленинград».
Презентация «Город – Герой Москва».
Презентация «Город – Герой Сталинград».
Презентация «Город – Герой Брест».
Видеофильм «Парад на Красной площади».
Видеофильм «Дети герои ВОВ».
Просмотр мультфильмов:
«Василек» 1973г.
«Солдатская сказка».
«Дедушкин бинокль»1982г.
«Партизанская Снегурочка» 1981г.
Беседы:
«Может ли город быть Героем?».
«Город - герой Брест».
«Город – герой Москва».
«Блокада Ленинграда».
«Сталинградская битва».
«Вставай страна огромная…».
«Ордена и медали Великой Отечественной войны».
Иллюстрации:
Зайцев «Война и Мир глазами художника».
С. Присекин «Наше дело правое».
Ю. М. Непринцев «Отдых после боя».
В. М. Сибирский «Штурм Берлина».
А. Кривоногов «Победа».
Физминутка
«Как солдаты на параде».
Настольные игры:
«Поле битвы».
«Морской бой».
«Кто скорее до привала?».
«Военный полигон».
Подбор дидактических игр:
«Кто лишний?».
«Что лежит у солдата в вещевом мешке?».
«Назови военную профессию».
«Следопыты».
«Летает, шагает, плавает».
«Что нужно солдату, моряку, пограничнику, летчику?».
«Чей головной убор?».
«Кому – что?» (виды военной техники).
«Чья форма?».
«Доскажи словечко».
«Какие рода войск вы знаете?».
Подбор сюжетно-ролевых игр:
«На Заставе».
«Пограничники».
«Мы танкисты».
«Моряки».
«Военный госпиталь».
Подбор подвижных игр:
«Не попадись».
«Кто быстрей доставит пакет?».
«Разведчики».
«Меткий стрелок».
«Перетягивание каната».
«Снайперы».
«Смени флажок».
«Строевая подготовка».
Оформление родительского уголка:
Информация о проекте.
Рекомендации по теме проекта.
Создание альбома «Города - герои».
Создание альбома «Медали и ордена военных лет».
Выставка мини – музея «Военная техника».
Н О Д:
Окружающий мир.
«Города - герои».
Развитие речи.
«Они сражались за Родину».
Социальное развитие.
«Севастополь».
Чтение художественной литературы.
Е. Благинина «Шинель».
ХЭР:
Рисование.
«Они сражались за Родину».
Конструирование.
«Голубь мира» (оригами).
Определение тематики проблемных вопросов и ситуаций:
«Какими качествами должен обладать настоящий солдат?».
«Нужны ли солдатам правила поведения?».
Обсуждение пословицы «Когда мы едины - мы непобедимы!».
«Могут ли дети быть героями?».
Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта:
Подборка материала к оформлению альбома по теме «Города - Герои».
Подборка материала к оформлению альбома по теме «Медали и ордена военных лет».
Составление сообщений на тему «Города - Герои».
Подборка пословиц, поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе.
II этап - основной, практический.
Цель: Обогащение и закрепление у детей представлений о Защитниках отечества.
Задачи: Уточнение и активизация словаря по теме «Военные профессии». Закрепление видов современной военной техники и ее назначение. Развитие умений детей в продуктивной и других видах детской деятельности. Вовлечение родителей в активное сотрудничество по познавательно - речевому развитию.
В течение всего проекта происходит интеграция образовательных областей.
Образовательная деятельность с детьми.
Образовательная деятельность с родителями.
Понедельник.
1 половина дня:
Утренняя гимнастика.
Задача: Вырабатывать у детей привычку каждый день по утрам
выполнять физические упражнения. Прививать культуру здорового образа
жизни у детей.
Беседа
«Может ли город быть Героем?».
Просмотр презентации «Города - Герои».
НОД
Окружающий мир
«Города - герои».
Художественно эстетическое развитие
Рисование «Они сражались за Родину».
Дидактические игры:
«Что лежит у солдата в вещевом мешке?».
«Доскажи словечко».
Подвижные игры:
«Кто быстрей доставит пакет?».
«Смени флажок».
«Снайперы».
2 половина дня:
Разминка после сна. Хождение по мокрым дорожкам.
Настольная игра «Поле битвы».
Рассматривание и обсуждение иллюстрации Ю. М. Непринцев «Отдых после боя».
Чтение рассказов из цикла «Детям о войне».
Решение проблемных вопросов:
«Нужны ли солдатам правила поведения?».
Конструирование «Мост для переправы».
Привлечь родителей к совместному составлению творческих рассказов «Города - Герои».
Вторник.
1 половина дня:
Утренняя гимнастика.
Задача: Вырабатывать у детей привычку каждый день по утрам
выполнять физические упражнения. Прививать культуру здорового образа
жизни у детей.
Беседа «Город – герой Москва».
Просмотр презентации «Город – герой Москва».
НОД
ФЭМП
Аппликация «Открытка для ветерана».
Дидактические игры:
«Что нужно солдату, моряку, пограничнику, летчику?».
«Чей головной убор?».
«Кому – что?» (виды военной техники)
Подвижные игры:
«Самолеты».
«Не попадись».
«Снайперы».
Конструирование «Строим окоп».
Настольная игра «Кто скорее до привала?».
2 половина дня:
Разминка после сна. Хождение по мокрым дорожкам.
Проблемная ситуация
«Какими качествами должен обладать настоящий солдат?».
Просмотр мультфильма «Василек».
Чтение и обсуждение «Рассказ о горячем и холодном сердце» М. А. Андрианов
Сюжетно - ролевая игра
«Военный репортер».
Привлечь родителей пополнить коллекцию мини - музея «Военная техника».
Среда
1 половина дня:
Утренняя гимнастика.
Задача: Вырабатывать у детей привычку каждый день по утрам
выполнять физические упражнения. Прививать культуру здорового образа
жизни у детей.
Беседа
«Город – герой Ленинград».
Просмотр презентации «Блокада Ленинграда».
Дидактические игры:
«Назови военную профессию».
«Следопыты».
НОД
ФЭМП
Развитие речи «Они сражались за Родину».
Подвижные игры:
«Не попадись».
«Кто быстрей доставит пакет?».
2 половина дня:
Разминка после сна. Хождение по мокрым дорожкам.
Выставка книг в книжном уголке на тему
«Стихи и рассказы о войне».
Решение проблемных вопросов:
«Могут ли дети быть героями?».
Просмотр презентации «Дети – герои».
Сюжетно – ролевая игра
«Моряки».
Настольная игра
«Военный полигон».
Предложить родителям помочь подобрать материал к оформлению альбома по теме «Медали и ордена военных лет».
Четверг
1 половина дня:
Утренняя гимнастика.
Задача: Вырабатывать у детей привычку каждый день по утрам
выполнять физические упражнения. Прививать культуру здорового образа
жизни у детей.
Беседа
«Ордена и медали ВОВ».
Рассматривание орденов и медалей Великой Отечественной войны.
Дидактические игры:
«Чья форма?».
«Доскажи словечко».
НОД
Обучение грамоте.
Социальное развитие «Сталинград».
Просмотр презентации «Сталинградская битва».
Физминутка
«Как солдаты на параде».
2 половина дня:
Разминка после сна. Хождение по мокрым дорожкам.
Конструирование «Мост для переправы».
Чтение Е. Трушина «Посвящается героям».
Подвижная игра «Разведчики».
Просмотр мультфильма «Дедушкин бинокль»1982г.
Обсуждение пословицы «Когда мы едины – мы непобедимы».
Привлечь родителей к подборке пословиц, поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе.
Пятница
1 половина дня:
Утренняя гимнастика.
Задача: Вырабатывать у детей привычку каждый день по утрам
выполнять физические упражнения. Прививать культуру здорового образа
жизни у детей.
Беседа
«Сталинградская битва».
Презентация «Город – Герой Сталинград».
НОД
Чтение художественной литературы
Е. Благинина «Шинель».
Конструирование из бумаги «Голубь мира».
Дидактические игры:
«Чей головной убор?».
«Кому – что?» (виды военной техники).
«Чья форма?».
2 половина дня:
Разминка после сна. Хождение по мокрым дорожкам.
Сюжетно - ролевые игры:
«Моряки».
«Военный госпиталь».
Просмотр и обсуждение мультфильма «Партизанская Снегурочка».
Итоговое мероприятие «Викторина по городам – героям».
III этап - заключительный
.
Цель: Обобщение знаний и представлений детей о Защитниках Отечества, его классификации и назначении.
Продукты проекта:
Составление связных рассказов «Города - Герои».
Выставка рисунков «Они сражались за Родину».
Альбом «Города - Герои».
Альбом «Медали и ордена военных лет».
Выставка мини – музея «Военная техника».
Итоговое мероприятие «Викторина по городам – героям».
Перспектива дальнейшего развития:
Реализация данного проекта в рамках других тем:
«Что за праздник День Победы?».
«День Независимости России».
с целью формирования у детей чувства гражданственности и патриотизма
через ознакомление с историей России.