Марина Костюшова
Образовательные технологии в работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Главная задача дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Здоровье дошкольника, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие зависят от окружения, в котором ребёнок находится. Большинство детей с 1,5 до 7 лет посещают дошкольные образовательные учреждения (ДОУ, соответственно, педагоги несут ответственность за физическое и эмоциональное состояние воспитанников. Особое внимание в режиме дня уделяю проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая нами система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.
Публикация «Образовательные технологии в работе с детьми» размещена в разделах
При работе с детьми обязательно соблюдаю основные принципы закаливания:
Осуществление закаливание при условии, что ребёнок здоров;
Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);
Тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;
Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания;
Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю.
Для наибольшей эффективности закаливания нами обеспечиваются:
Чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении («температурная» гигиена);
Рациональная, не перегревающая одежда детей;
Соблюдение режима прогулок во все времена года;
Гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры);
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, мной меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.
Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время, которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.
Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика.
Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, на пятки.
Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы, разученные предварительно на физкультурном занятии и хорошо знакомые детям.
В перерывах между занятиями, особенно в старших группах детского сада, провожу двигательную разминку. Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей. Игровые упражнения, используемые в разминке, хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени, доступны детям с разным уровнем двигательной активности.
Разминка в постели. Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После выполнения упражнений дети встают и выполняют в разном темпе несколько движений (ходьба на месте, ходьба по массажным коврикам, постепенно переходящая в бег). Затем все переходят из спальни в хорошо проветренную групповую комнату и под музыку выполняют произвольные танцевальные, музыкально – ритмические или другие движения.
Гимнастика игрового характера. Состоит из 3-6 имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы («лыжник», «конькобежец», «петрушка», «цветок»).
Пробежки по массажным дорожкам. Сочетаются с контрастными воздушными ваннами и проводятся 2 раза в неделю по 5-7 минут. Массажная дорожка состоит из пособий и предметов, способствующих массажу стопы. Дети занимаются босиком, идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на бег (1-1.5мин.) и снова переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями. Это способствует развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и укреплению организма детей.
Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возрасте.
Моя деятельность отражается на системе образовательных технологий :
Эту систему условно можно разделить на три части:
- Первая - это чему мы учим детей, или какие знания мы даём им по формированию привычки к здоровому образу жизни. Всю информацию разделим на 7 блоков.
1. Ребёнок и другие люди
2. Ребёнок в детском саду
3. Ребёнок и природа
4. Эмоциональное благополучие
6. Ребёнок на дороге
7. Твой организм
- Вторая часть - это чем занимаются дети в детском саду, чтобы быть здоровыми.
- Ходьба по массажным дорожкам
- Сон с доступом воздуха
- Ходьба босиком
- Обширное умывание
- Полоскание рта теплой водой после обеда
- Спортивные игры
- Физкультурные праздники
- Досуги, развлечения
- Дни здоровья
- Игры, спортивные упражнения, забавы, хороводы
- Гимнастики (утренняя, дыхательная, для глаз, для развития мелкой моторики)
- Прогулки в разное время года.
- Третья часть - это то, что делают взрослые, для того чтобы сохранить жизнь детей и укрепить их здоровье.
- Организуют различные мероприятия для детей, для родителей и совместные.
- Проводят медицинские мероприятия (обеспечение безопасной жизнедеятельности детей, профилактические прививки, прием витаминов, диспансерное наблюдение).
- После перенесенных заболеваний организуют «щадящий режим».
- Проводят «музыкотерапию».
- Обследование логопедом детей, которые имеют проблемы в развитии речи и последующая его работа.
- Проводят профилактические мероприятия (соблюдение режима дня, влажная уборка, сквозное проветривание, кварцевание, своевременная изоляция больного, «натуротерапия» - употребление в пищу лука и чеснока).
- Организованы в группах зоны отдыха.
- Созданы условия для двигательной активности детей (закуплен спортивный инвентарь, площадки, спортивные уголки).
- Организовано полноценное питание.
В группе систематически проводится работа по развитию мелкой моторики по 3-5 минут ежедневно. С этой целью использую разнообразные игры и упражнения (шнуровка, нанизывание бус и т. д.) Для формирования тонких движений пальцев рук ежедневно провожу пальчиковые игры, сопровождаемые чтением стихов, которые создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, учат улавливать ритм речи. В группах имеются картотеки пальчиковых гимнастик. Кроме этого для тренировки тонких движений пальцев рук использую разнообразные упражнения без речевого сопровождения.
В зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, провожу гимнастику для глаз («Самолёт», «Снежинки» и др.)
В занятия по познавательному развитию включаю занятия из серии «Здоровье» – «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Витамины из корзины» и др. На данных занятиях учу детей бережному отношению к своему здоровью. Интересный материал представлен в книге Т. А. Шорыгиной «Беседы о здоровье».
3. Медико – профилактические технологии.
Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала дошкольного учреждения в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.
Задачи этой деятельности:
- организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;
- организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла теплой кипячёной водой, щадящий режим в период адаптации и т. д.).
- организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинскими работниками детского сада. Вся работа по физическому воспитанию детей строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную схему, которая помогает воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности. Эта схема-анализ и конкретные рекомендации заносятся в групповой «Листок здоровья», чтобы каждый воспитатель планировал физкультурно–оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей.
4. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
Цель, создание в дошкольном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья.
Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т. к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья.
В настоящее время многие дети переходят из состояния физиологического напряжения в состояние повышенной раздражительности и утомляемости, а значит нарушением сна, питания, сниженной работоспособностью. Я стараюсь обеспечить условия для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня.
* создание благоприятного психологического климата в группе в течении всего дня.
организация уголка психологической разгрузки «уголок уединения», где дети смотрят альбомы с фотографиями развлечений, о природе, и т. д.
*использую беседы с детьми
*музыкотерапию
*проведение тематических досугов
*снижение утомляемости на занятиях достигаю за счёт физ. минуток и смены видов деятельности.
*появлению положительных эмоций способствуют игры- драматизации, театрализованная деятельность.
*использую элементы психогимнастики.
5. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов
На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Поэтому большое внимание в дошкольном учреждении уделяется подбору и расстановке кадров на группы с учётом их деловых качеств, опыта и психологической совместимости.
Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.
6. Технологии валеологического просвещения родителей.
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей мной разработана система мероприятий, к которым относятся:
- родительские собрания,
-консультации,
-конкурсы,
- спортивные праздники,
-праздники здоровья,
-папки-передвижки,
-беседы,
-личный пример педагога,
-нетрадиционные формы работы с родителями,
-практические показы (практикумы)
На сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам здоровья детей — одна из самых актуальных. Семье нужны поддержка и сопровождение.
Для успешной работы с родителями я провожу исследование семей воспитанников, используя такие методы, как анкетирование, беседы с родителями и детьми, наблюдения за детьми, посещение на дому и др. Наряду с коллективными формами организации широко использую индивидуальные и подгрупповые беседы.
Один из действенных методов в данном направлении — применение наглядной агитации. В группе имеется уголок здоровья, где помешается информация для родителей о лечебно-профилактических мероприятиях, проводимых в дошкольном учреждении. Имеются так называемые «копилки здоровья», в которых собран материал о нетрадиционных методах оздоровления, материал, пропагандирующий здоровый образ жизни.
Систематически для родителей организуются дни открытых дверей. На наш взгляд, это эффективная форма вовлечение членов семей в педагогический процесс.
Для успешной работы по приобщению родителей педагогов к ЗОЖ выпустила буклеты: «Если хочешь быть здоров», «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», «Движение, правильное питание и режим дня - основа жизни» и другие, в которых можно найти много полезной информации, рекомендации и по использованию новых здоровьесберегающих технологий. Буклеты получили положительные отзывов от педагогов и родителей.
Таким образом мы видим что, большинство родителей стали внимательно относится к вопросам здоровья своих детей, следить за состоянием работы детского сада по этому направлению.
Главная Занятия с детьми Здоровьесберегающие технологии в детском садуЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИЗдоровьесберегающие технологии в детском садуМария СкопинаМАРИЯ СКОПИНА08.06.2018627.4KГлавная задача дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Здоровье дошкольника, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие зависят от окружения, в котором ребёнок находится. Большинство детей с 1,5 до 7 лет посещают дошкольные образовательные учреждения (ДОУ, соответственно, педагоги несут ответственность за физическое и эмоциональное состояние воспитанников.
Содержание
1 Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в условиях ФГОС
1. 1 Таблица: задачи здоровьесберегающих технологий
2 Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду
2.1 Медико-профилактические технологии
2.2 Физкультурно-оздоровительные технологии
2.3 Социально-психологические технологии
2.4 Образовательные технологии в здоровьесбережении
3 Методы и формы внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ
3. 1 Таблица: формы образовательной и досуговой деятельности по здоровьесбережению
3.2 Игры по здоровьесберегающим технологиям
3.2. 1 Видео: сюжетно-ролевая игра «Кукла заболела» в первой младшей группе
3.2. 2 Видео: дидактическая игра «Азбука здоровья»
3.2. 3 Видео: самодельное игровое пособие «Айболит»
3.2. 4 Видео: игра-драматизация «Весёлые овощи»
3.2. 5 Видео: игра на развитие мелкой моторики и музыкотерапия
3.2. 6 Видео: игры по здоровьесберегающим технологиям
3.3 Досуг и развлечения по здоровьесбережению
3.3. 1 Видео: семейная эстафета «Дружно, смело, с оптимизмом — за здоровый образ жизни!»
3.3. 2 Таблица: примерная программа Дня Здоровья
3.3. 3 Видео: День Здоровья в детском саду
3.3. 4 Видео: инсценировка «Три мамы» в старшей группе
3.3. 5 Видео: танцевальная сценка «Гламурные медсёстры и Айболит» в старшей группе
3.3. 6 Видео: спектакль «Мойдодыр» во второй младшей группе
3.4 Изготовление поделок
3.4. 1 Таблица: картотека поделок на тему валеологии
3.4. 2 Фотогалерея: примеры поделок на тему здоровья
4 Проведение занятия по здоровьесбережению в детском саду
4. 1 Таблица: картотека тем для занятий по здоровьесбережению
4. 2 Таблица: временной план занятия «Режим дня — наш друг» в первой младшей группе
4. 3 Таблица: временной план занятия «Здоровье зубов» в средней группе
4. 4 Таблица: конспект занятия по здоровьесберегающим технологиям «Страна Здоровья» в первой младшей группе (фрагмент)
4.5 Анализ занятия по здоровьесбережению
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в условиях ФГОС
Помимо воспитательных и образовательных задач, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит обязательной целью сохранение и укрепление здоровья детей. Воспитатель следит за состоянием своих подопечных. Здоровые дети эффективнее усваивают знания и совершенствуют все виды умений. К сожалению, по статистическим данным, уровень здоровья дошкольников снижается к моменту выпуска из детского сада. А в школе ребят ждут большие нагрузки и период адаптации к новой среде. Поэтому педагоги ДОУ не только занимаются с детьми общеукрепляющими техниками, но и стремятся привить навыки здорового образа жизни.
Дети выполняют упражнение с палками в спортивном зале
Воспитатель является для детей примером, прививает привычку к здоровому образу жизни и спорту
Выделяют следующие факторы риска, влияющие на здоровье детей:
применение на занятиях с дошкольниками методов и приёмов, не соответствующих их возрастным особенностям;
неправильная организация образовательного процесса (без учёта норм и требований СанПиН);
отсутствие контроля или недостаточное внимание к здоровью детей со стороны родителей.
Воспитатель планирует каждый режимный момент с учётом потребностей дошкольников. Педагогическая деятельность способствует развитию детей без излишних нагрузок и стрессовых ситуаций. Среда в ДОУ благотворно влияет на воспитанников, в ней раскрываются их интересы, формируются и совершенствуются способности. Это те условия, в которых здоровье ребёнка не страдает. А чтобы оно укреплялось и у дошкольников формировались привычки здорового образа жизни, педагог использует специальные технологии. Методиками по здоровьесозиданию воспитатель делится с родителями на консультациях и мастер-классах.
Дети слушают выступление медсестры в ДОУ
Забота о здоровье детей состоит и в привитии желания заботиться о своём организме, укреплять его
Здоровьесберегающие технологии — комплекс инструментов и методов по охране и стимулированию здоровья детей. Эти технологии охватывают большой диапазон направлений:
РЕКЛАМА
осуществление образовательного процесса на основе санитарных норм и гигиенических требований,
проведение диспансеризации,
организация режима двигательной активности,
рациональное питание,
контроль за психическим состоянием и психологическая поддержка.
Существует стереотип, что здоровьесберегающие технологии используют в своей работе только физкультурные руководители. Это не так. Забота о здоровье детей — общая задача работников ДОУ. Здоровьесберегающие технологии внедряют воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, психолог, медицинская сестра, педагоги дополнительного образования.
Дети занимаются на фитболах в зале
У физкультурного руководителя широкий выбор возможностей внедрять здоровьесберегающие технологии
Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду
По характеру применяемых инструментов и способов воздействия на воспитанников ДОУ здоровьесберегающие технологии делятся на :
медико-профилактические — укрепление иммунитета, коррекция здоровья, профилактика заболеваний под контролем медицинских работников;
физкультурно-оздоровительные — созидание здоровья через различные формы двигательной активности;
социально-психологические — поддержка эмоционального благополучия;
образовательные — просвещение детей на тему здорового образа жизни.
Социально-психологические технологии
Технологии социально-психологического блока направлены на укрепление иммунитета через создание позитивного настроения и воздействие на различные органы чувств. Учёные всё чаще говорят о том, что эмоциональная нестабильность и подверженность стрессам оборачиваются ухудшением физического здоровья.
Элементы психогимнастики и различных видов арт-терапии включаются в структуру занятий воспитателем. Педагог-психолог проводит групповые тренинги. Для индивидуальных занятий в детском саду рекомендуется организовать «волшебную комнату» — с приглушённым светом, магическим фонарём, проигрывателем с мелодиями, игрушками и материалами для расслабления.
В ДОУ практикуется:
Психогимнастика — игровые упражнения, направленные на нормализацию различных аспектов психики (снятие агрессии, борьба со страхами, повышение уверенности в себе и т. д.).
Музыкотерапия — игровые и танцевальные импровизации, релаксация под инструментальные композиции.
Сказкотерапия — коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку волшебных историй.
Песочная терапия — рисование и игровые упражнения с сухим, влажным и кинетическим песком. Сенсорные ощущения от контакта кожи с песчаными частицами развивают мозговые центры.
Цветотерапия — просматривание разноцветных картинок и слайдов, продуктивное творчество с материалами приятных оттенков (пластилином, тканями, гуашью и акварелью, для малышей — с пальчиковыми красками).