Ирина Кандакова
Образовательно-воспитательная деятельность в подготовительной логопедической группе «Путешествие по глобусу и карте»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять представления детей о земном шаре, продолжая знакомство с глобусом и картой через познавательно-речевое развитие.
Задачи по образовательным областям
«Речевое развитие» :
- Приучать детей будущих школьников – проявлять инициативу с целью получения новых знаний;
- совершенствовать речь, как средство общения;
- уточнять высказывания детей, помогать им, более точно отвечать на вопросы, излагая свои мысли понятно для окружающих;
- обогащать словарь детей природоведческими высказываниями;
Публикация «Образовательно-воспитательная деятельность в подготовительной логопедической группе „Путешествие по глобусу и карте“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
- совершенствовать умение в произношении всех звуков родного языка; продолжать учить внятно и отчетливо произносить слова, словосочетания, предложения;
- помогать правильно, строить предложения.
«Познавательное развитие» :
- продолжать расширять и уточнять представления о мире;
- создавать условия для проявления инициативы в познании окружающего мира, мира природы;
- поддерживать интерес детей, формировать желание самостоятельно добывать знания (рассматривая глобус, карту);
- расширять и систематизировать знания об обитателях крайнего севера, южного экватора, лесов России;
- подводить детей к умению самостоятельно делать элементарные выводы и умозаключения;
- формировать элементарные экологические представления (в природе все взаимосвязанно);
- формировать понимание того, что человек - часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее.
«Физическое развитие» :
- формировать потребность в физической деятельности;
- воспитывать умение сохранять правильную осанку в разных видах деятельности.
Предшествующая работа: рассматривание и беседы о глобусе, карте мира; чтение энциклопедии об обитателях крайнего севера, лесов России, южного экватора; рассматривание иллюстраций животных.
Оборудование: глобус, карта мира, мультимедийное оборудование; картинки животных.
Индивидуальная работа: с Максимом Ш., Назаром Д., Людой К., Юрой К. – совершенствовать умение следить за звукопроизношением.
Ход
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Учитель-логопед : – Ребята, а как мы еще можем поздороваться друг с другом?
Д. - Помахать, пожать руки друг другу.
Учитель-логопед : – Посмотрите на свои руки, у мальчиков они большие и сильные, а у девочек они маленькие и нежные.
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам не тая,
Руки всем нужны друзья.
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку,
Умелые руки умеют лепить,
Чуткие руки умеют дружить.
Возьмите за руки друг друга того, кто стоит рядом с вами, и ощутите тепло рук своих друзей.
Дети встают в круг.
Учитель-логопед : – Посмотрите, какой большой круг у нас получился. А как вы думаете, мы таким большим кругом можем обнять нашу планету?
Д. - Нет, она большая.
Учитель-логопед : - А я могу обнять ее двумя руками (вносит глобус, обнимая его). Что это?
Д. - Это глобус.
Учитель-логопед : – А что такое глобус?
Д. - Это модель Земли.
Учитель-логопед : - Слово «глобус» означает шар, на нем есть все, что есть на земле, только очень маленькое. Давайте рассмотрим его. Глобусы бывают большие и маленькие,
Учитель-логопед : – А как вы думаете, что подумал бы великан, глядя на глобус?
Д. - Мячик, шарик…
Учитель-логопед : –А, что думаете, вы об этом предмете, где его можно использовать?
Д. – На занятиях, знакомиться с разными странами, островами, морями, океанами…
Учитель-логопед : – Я вас приглашаю совершить небольшое виртуальное путешествие и узнать, что находить на нашей планете (дети вместе с учителем-логопедом смотрят презентацию «Земля – наш общий дом»).
Учитель-логопед крутит глобус.
- Какого цвета на глобусе больше?
Д. - Голубого.
Учитель-логопед : - Что это значит?
Д. – Это моря, океаны, реки, озера.
Учитель-логопед : – А человек может жить без воды?
- Кому еще нужна вода?
- Какую воду можно пить?
- А в море какая вода, ее можно пить?
Д. – Нет, но ей можно лечиться.
Учитель-логопед : – Что произойдет, если воды не станет?
- Что может загрязнять воду?
- Как нам сохранить воду чистой?
Учитель-логопед :– Какие цвета у нас есть еще на глобусе?
Д. - Коричневый.
Учитель-логопед : – Что он обозначает? – Горы.
-Какие горы бывают? – Высокие и низкие.
- Каких обитателей гор вы знаете? (горный орел, ястреб-бородач, горный баран, бурый медведь, сурок, бык Як).
Учитель-логопед : - А что обозначает зеленый цвет на глобусе? (леса, равнины, поля, луга).
Учитель-логопед : - Какие леса у нас в России? (лиственные, хвойные, смешанные).
Учитель-логопед : - Что означает желтый цвет на глобусе? (пустыню).
В. – Ребята, давай – те с вами сделаем динамическую паузу «Лес, горы, море».
На словесный сигнал «лес», дети имитируют движения различных зверей; «горы» - движение орлов; «море» - движения морских животных.
Учитель-логопед : - Ребята, а как вы думаете, где на Земле самое холодное место? Покажите его на глобусе.
- Холодно на северном полюсе - самая верхняя точка глобуса. А как вы думаете, почему на полюсах всегда морозы и снега?
Дети: Потому что там мало солнца.
Учитель-логопед : Дело в том, что наша планета круглая, и поэтому солнце нагревает ее неодинаково, на полюс попадает очень мало солнечных лучей. Лучики слегка лишь касаются полюса, а полгода солнце вообще не заглядывает туда. Тогда там идёт полярная ночь. Те места на Земле, где всегда холодно и лежат вечные снега называются полярным поясом Земли.
Учитель-логопед : - А как вы считаете, где на Земле всегда жарко?
- На середине Земли всегда жарко. Здесь проходит воображаемая линия - экватор. Экватор - это как бы поясок, который опоясывает Землю посередине. На экватор всегда падают прямые солнечные лучи, поэтому там всегда жарко и не бывает снега. Такое место на Земле называется тропическим поясом.
Учитель-логопед : - Представьте, что мы с вами отправились в путешествие и брать с собой в путь глобус неудобно. Как же нам быть? Для этого люди придумали карту. Как вы думаете, кому нужна карта?
Дети: Путешественникам, военным, морякам, ученым.
Учитель-логопед : - Давайте мы с вами тоже рассмотрим карту нашей планеты. Карта – это тоже изображение нашей Земли. Все, что находится на глобусе в точности отображено и на карте. Давайте найдём на карте место, где находится наша страна. Как называется наша страна?
Дети: Наша страна называется Россия.
Учитель-логопед : - Россия – самая большая по площади, страна мира.
Как вы думаете, что обозначают тонкие синие полоски, которыми исчерчена вся Россия?
Дети: (Это реки).
Учитель-логопед : - А какого цвета больше всего на карте России?
Дети: Больше всего на карте Россия, зеленого цвета.
Учитель-логопед : - Что означает этот цвет?
Дети: Этот цвет означает много лесов, полей, лугов.
Учитель-логопед : - Наша страна богата не только лесами, полями и лугами. Так же у нас много гор, которые обозначены коричневым цветом. (Несколько детей показывают горы на карте).
Учитель-логопед : - Давайте найдем на карте столицу нашей страны. Как называется столица нашей Родины?
Дети: Столица нашей Родины – Москва.
Учитель-логопед : - На глобусах и картах используют условные знаки. Города изображены в виде маленьких белых точек, реки – это тонкие синие линии, для гор используют коричневый цвет, для лесов – зеленый.
Учитель-логопед : - Ребята я вам предлагаю поиграть в игру «Кто, где живет?» (дети берут картинки животных, птиц и размещают их на карте мира).
Рефлексия: В конце занятия учитель-логопед просит вспомнить детей, что интересного они узнали, что могут рассказать другим детям.