Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками. Возрастная группа для средней группы «Число и цифра пять»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие
Возрастная группа : средняя 4-5 лет
Тема: «Число и цифра пять».
Основные цели:
1) Сформировать представление о числе и цифре пять, умение считать до пяти, соотносить цифру пять с количеством;
2) Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя, закрепить умение преодолевать затруднение способом «спроси у того кто знает»;
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками, Возрастная группа для средней группы „Число и цифра пять“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 5. Состав числа пять, счёт до пяти
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
3) Закрепить счётное умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству;
4) Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.
Дидактические материалы: ___ Демонстрационный: куклы би-ба-бо – дедушка и бабушка, карточки с изображением 2, 3, 4, 5 предметов карточки с цифрами 1-7.
Раздаточный: по 6 кругов красного и зеленого цвета, карточки с цифрой пять по одной на каждого, символы банок по одной на каждого.
Краткая аннотация к работе: ___Вместе с детьми мы едем к бабушке в деревню собирать урожай овощей, там знакомимся с числом и цифрой «5».
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение детей в игровую деятельность.
Дети собираются около воспитателя. Наши знакомые, дедушка и бабушка, прислали нам письмо из Ромашкова. Они пишут, что в этом году уродился большой урожай овощей, и просят нас приехать помочь собрать его.
-Поедем? (Да)
-На чём можно добраться до Ромашкова?
Дети предлагают различные средства передвижения. Выбирается паровозик из Ромашкова.
2. Актуализация знаний.
2.1. Игра «Билет на поезд».
Дидактические задачи:
1) актуализировать представление о числе 4 и о понятии «столько же»;
2) закрепить умение считать в пределах четырёх, различать левую и правую стороны;
3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, сформировать опыт самоконтроля.
-Что нужно сделать, прежде чем сядем в поезд? (Купить билет.)
-Где покупают билеты? (В кассе.)
-Как называется человек, который продаёт билеты? (Кассир.)
-Сколько билетов нужно купить, если вы хотите поехать все вместе? (Столько же, сколько детей.)
Дети подходят к столу-кассе, на котором находятся карточки-билеты с нарисованными на них предметами. Карточек, на которых нарисовано 4 предмета, столько же, сколько детей. Также имеются карточки с 2, 3, 5 предметами. Карточки лежат вперемешку.
Воспитатель говорит, что билетом на поезд будет служить карточка, на которой нарисовано 4 предмета. Дети самостоятельно покупают билеты. Воспитатель-проводник проверяет билеты около поезда.
Если билет куплен правильно, то проводник просит сказать, что и в каком количестве нарисовано на билете. Ответ должен звучать так:
«У меня нарисовано 4 морковки (помидора, огурца, свёклы, репки, редиски, луковицы и т. п.)».
Проводник забирает билеты.
Если на карточке, которую выбрал ребёнок, не 4 предмета, то воспитатель просит ребёнка пересчитать предметы и исправить ошибку (поменять билет).
Все пассажиры на местах, билеты проверены – можно ехать.
-Посмотрите направо (налево). Дети поворачивают головы направо (налево).
Приехали на поляну.
3. Затруднение в игровой ситуации.
3.1. Игра «Овощи» (начало).
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для введения числа 5, счёта до пяти;
2) сформировать опыт, под руководством воспитателя, фиксации затруднения и понимания его причины;
3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь и логическое мышление.
Дети садятся за столы по четыре человека. На середине каждого стола вперемешку лежат красные и зелёные круги, по шесть на каждого ребёнка.
-Мы пришли на огород где растут овощи. На какие овощи похожи красные (зелёные) круги?
Выслушиваются ответы детей, после чего воспитатель показывает изображение помидоров и огурцов.
-Бабушка собрала 4 помидора.
Дети отсчитывают 4 красных круга и кладут перед собой.
-Дедушка собрал столько же огурцов.
Дети под красными кругами выкладывают зелёные.
-Сколько огурцов вы выложили? (Четыре.)
-Почему вы выложили 4 зелёных огурца? (Потому что каждый помидор имеет пару – огурец; либо помидоров четыре, огурцов тоже четыре, а 4 и 4 – поровну.)
Вдруг бабушка нашла ещё один помидор. Дети берут один красный круг и кладут его рядом с остальными.
-Сколько теперь стало помидоров?
Дети хором считают, дотрагиваясь пальчиком до каждого помидора: один, два, три, четыре… После этого некоторые дети могут сбиться, так как ещё не знают счёта до пяти. Возникает затруднение – как правильно считать дальше?
-Сумели ли вы сосчитать помидоры? (Нет.)
-Почему не сумели? (Потому что не знаем, как считать дальше.)
4. Открытие нового знания.
4.1. Игра «Овощи» (продолжение).
Дидактические задачи:
1) закрепить представления детей об образовании последующего числа из предыдущего, сформировать представления о числе пять, умение считать до пяти, сравнивать и уравнивать численность групп, состоящих из пяти предметов;
2) сформировать опыт самостоятельного целеполагания и открытия, эмоционального переживания радости открытия;
3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.
-Что же нужно сделать, чтобы узнать количество помидоров? (Надо узнать, как считать дальше.)
-Кто знает, какое число следует при счёте за числом четыре?
Воспитатель выслушивает версии всех детей, создавая атмосферу доброжелательности, поиска. Как правило, большинство детей уже умеют считать до пяти, поэтому многие из них назовут число пять. Воспитатель хвалит детей.
-Молодцы! Вы нам очень помогли.
Затем он просит всех детей посчитать до пяти. Дети считают хором, согласовывая числительные с существительными : один помидор, два, три, четыре, пять.
Если же никто из детей не ответит, можно актуализировать с ними способ действий в ситуации, когда надо что-то узнать – «спросить у того, кто знает». Затем дети должны обратиться с вопросом к воспитателю, который расскажет им, что при счёте за числом четыре идёт число пять.
Воспитатель подводит итог: при счёте после 4 идёт 5.
-Как получилось пять помидоров? (Было четыре, добавили ещё один, и получилось пять.)
-Чего теперь больше: помидоров или огурцов? (Больше помидоров.)
-Как сделать поровну?
Дети должны дать два варианта уравнивания: либо убрать один помидор, либо добавить один огурец. Воспитатель предлагает добавить один огурец.
-Сколько теперь помидоров (огурцов?
Делается вывод: 5 и 5 – поровну.
5. Затруднения в игровой ситуации.
5.1. Игра «Овощи» (продолжение).
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для введения новой цифры пять;
2) сформировать опыт, под руководством воспитателя, фиксации затруднения и понимания его причины;
3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.
Воспитатель кладёт на стол карточки с цифрами : 1, 2, 3, 4, 6, 7 и карточки с цифрой 5 по количеству детей.
Воспитатель говорит детям, что дедушка и бабушка хотят написать письмо их мамам и папам с благодарностью за оказанную помощь, и рассказать, сколько овощей они собрали.
-Выберите на столе карточку, которую надо послать родителям, для того, чтобы они поняли, что мы собрали по 5 помидоров и огурцов
Возникает затруднение, так как многие дети не знают, как пишется цифра 5.
Если никто из детей не сможет правильно выбрать карточку с цифрой 5, воспитатель задаё т детям вопросы:
-Сумели вы выбрать карточку с нужной цифрой? (Нет.)
-Почему не сумели? (Потому что не знаем, как записывается число 5.)
6. Преодоление затруднения.
6.1. Игра «Овощи» (окончание).
Дидактические задачи:
1) познакомить детей с цифрой 5, сформировать у них умение распознавать цифру 5 среди других цифр и соотносить её с количеством:
2) закрепить умение преодолевать затруднение способом «спроси у того, кто знает»;
3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь.
-Что нужно сделать, если чего-то не знаешь и очень хочешь узнать? (Надо у кого-либо спросить.)
После вопроса детей воспитатель показывает им карточку, на которой написана цифра 5.
Воспитатель делает вывод: число пять записывается с помощью цифры 5.
Дети выбирают нужные карточки на столе и кладут их около собранных овощей.
7. Включение нового знания в систему знаний.
7.1. Физминутка «Поможем бабушке и дедушке засолить капусту».
Дидактические задачи: организовать отдых детей, развивать фантазию, воображение.
Мы капусту рубим, рубим, (движение ребром ладони вверх-вниз)
Мы морковку трём, трём, (движение ладонями вперед-назад)
Мы морковку солим, солим, (круговые движения пальцами)
Мы капусту жмём, жмём. (сжимание ладоней в кулачок)
7.2. Игра «Засолим помидоры и огурцы».
Дидактические задачи: закрепить умение соотносить цифру с количеством предметов, считать по названному числу, развивать артикуляционный аппарат, речь.
Дети садятся за столы, и воспитатель предлагает им положить в банку вот столько (1) помидоров. Дети должны взять в руку один красный круг.
-Теперь положите в банку вот столько (5) помидоров.
Дети выполнить задание не могут.
-Почему вы не можете выполнить просьбу? (Потому что помидоров осталось всего 4, а нужно положить 5.)
-Положите в банку вот столько (5) огурцов.
Дети берут 5 огурцов, пересчитывая их по одному.
-Сколько овощей у нас осталось? (4.)
-Какие это овощи? (помидоры.)
-Давайте их тоже положим в банку.
8. Осмысление
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
-Где мы сегодня побывали?
-Кому помогли?
-Что интересного и полезного сделали?
Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что они смогли помочь дедушке и бабушке собрать урожай овощей, и написать письмо родителям, потому что научились считать до пяти и узнали, как записывается это число.