Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Число и цифра 6»
Образовательная область : познавательное развитие (математическое)
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Тема: Число и цифра 6
Основные цели: формирование представлений о способах обозначения числа 6 с помощью точек и печатания цифры в клетках; формирование опыта действия по алгоритму, самопроверки по образцу, использования критериев для обоснования своего суждения.
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Число и цифра 6“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 6. Состав числа шесть, счёт до шести
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Дидактические материалы: карточка с числом 6, записанное точками и цифрой, листы формата А4 с. Раздаточный лист бумаги размером 1\2 формата А4с клетками размером 6смХ 6см на каждого ребенка, полоски картона длиной 6 см черного цвета, полоски длиной 8,5 см, лист.
Оборудование: коврограф Воскобовича, блоки Дьенеша, магнитная доска.
Краткая аннотация к работе: данное занятие предназначено для ознакомления и усвоения новых знаний и понятий.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Мотивация детей на включение в познавательную деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что жители числовой страны получили ордера, но они у них все перепутались, и теперь они не знают, как им быть и что делать.
-Знаете ли вы, что такое ордер?
Воспитатель объясняет, что такое ордер и предлагает заселить жителей в новые дома.
- Хотите?
- Сможете это сделать?
2. Актуализация
Игра «Засели дома»
Актуализация умения пользоваться символами для обозначения свойств предметов; тренировка и умение обозначать числа 3-6 с помощью точек и с помощью печатания в клетках; уточнение представления о способе самопроверки выполненной работы.
Дети садятся за столы и приступают к выполнению задания на листе – вкладке в тетради. Воспитатель показывает детям карточки – ордера и говорит, что первую карточку выдали семье из 3 человек, вторую из 4, третью из 5, четвертую из 6. Дети раскодируют ордера и находят заданные дома и рядом с домами обозначают количество жильцов при помощи точек и цифры.
-Как можно проверить правильность выполнения задания? (проверить по образцу)
Воспитатель обращает внимание детей на образец – помещенный на доску.
3. Затруднение в ситуации
Создать мотивационную ситуацию для формирования представления о способе печатания цифру 6 в клетках; формирование опыта под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыта целеполагания.
- Знаете ли вы, как правильно печатать цифру 6?
- Почему вы даете разные ответы?
- Что вам сейчас нужно узнать?
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Формирование представления о способе печатания цифры 6в клетках; закрепление способа действий «если чего то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по образцу»
- Как это можно узнать?
- Выложите самостоятельно цифру 6 с помощью полосок.
- Хотите?
Дети самостоятельно выкладывают цифру 6.
Воспитатель вывешивает образец и говорит, что люди договорились печатать цифру 6 так.
- Теперь надо в оставшиеся дома заселить жильцов из 6 человек.
4.2. Игра «Точки» Физкульминутка
Повторение способа сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар, тренировки умения определять на предметной основе, на сколько в одной группе, больше чем в другой.
Воспитатель вывешивает на доску карточки с разным расположением точек
-Какое расположение точек самое удобное для счета?
-Где расположена нужная вам карточка (слева, справа, вверху, внизу). Дети делятся на 2 команды с равным количеством детей. По команде воспитателя дети занимают нужное расположение на полотке, заданное на карточке.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Тренировка умения выделять и называть свойства предметов, сравнивая предметы по свойствам;
5.1 Работа в тетради (задание № 1, стр. 57)»Расшифруй числа»
Воспитатель рассказывает, что жители, что жители страны любят зашифровывать числа и предлагает детям расшифровать, то что они зашифровали.
-Хотите?
-Сможете?
Дети печатают числа.
6. Осмысление
Формирование первичного опыта осмысления собственной деятельности.
Воспитатель собирает детей около себя.
-Кому вы сегодня помогли?
- Какую цифру вы научились печатать?
- Что вы сегодня сделали полезного?
- Какие знания и умения вам помогли?
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) : Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка – ступенька к школе» практический курс математики для дошкольников.