Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Счет до трех, число и цифра три»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие (ФЭМП)
Возрастная группа: 3-4 года, младшая группа
Тема: «Счет до трех, число и цифра три»
Образовательные задачи :
Сформировать представление об образовании числа 3, умение считать до трех, знакомство с цифрой 3.
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Счет до трех, число и цифра три“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 3. Состав числа три, счёт до трех
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного опыта) и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»;
Закрепить представления о числах 1 и 2, умение использовать их названия в речи, сравнивать и уравнивать численность групп предметов; закрепить знание знакомых геометрических фигур: треугольник, круг и квадрат.
Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение и обобщение;
Развивать внимание, речь, фантазию, воображение.
Оборудование:
демонстрационный материал – плоскостные фигуры мамы-Зайчихи, 3-х зайчат и 3-х морковок, мольберт, поднос с нарезанной морковкой; по 2-е геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; 3 мольберта с прикрепленными на них силуэтами домиков с окошками в форме геометрических фигур (1 круг, 2 квадрата, 3 треугольника); 3 карточки – окошки с геометрическими фигурами;
раздаточный материал – на каждого ребенка по три плоскостные фигуры зайчат и по три морковки, карточка с изображением трех чашек; 3 карточки с изображением 2-х чашек и 3 карточки с изображением 4-х чашек
Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации дети получают представление о числе и цифре 3, закрепляют умение соотносить цифры с количеством предметов, повторяют геометрические фигуры: треугольник, круг и квадрат.
"Детская цель" – помочь маме-Зайчихе угостить зайчат.
Новое знание – умение считать до трех, знакомство с цифрой 3.
Индивидуальное затруднение ребенка в том, что он не может накормить всех зайчат.
Причина затруднения - не умеет считать до 3.
Способ преодоления затруднения – «спросить у того, кто знает».
Ход образовательной ситуации.
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире.
- Ребятки, отгадайте загадку: длинные ушки, быстрые ножки, прыгает ловко и любит морковку. Кто это? Где живет зайчик? Посмотрите, кто к нам сегодня в гости пришел» (ставит на мольберт фигуру мамы Зайчихи). Это мама Зайчиха. Она просит нас купить для ее зайчат сладкую морковку, они ее очень любят. Считать-то она не умеет, и не знаю, сколько морковок надо купить. Что же ей делать?»
-Хотите помочь маме Зайчихе купить морковки для зайчат? Сможете?
2. Актуализация знаний и умений
Дидактические задачи: закрепить умение детей сравнивать группы предметов по количеству путем пересчета и путем составления пар, соотносить число с соответствующей группой предметов.
«Вы знаете, дети, у мамы - Зайчихи вот столько зайчат (ставит на мольберт цифру 2 около фигуры Зайчихи). Сколько зайчат, кто догадался? (два). Правильно, а вот и они (ставит около Зайчихи 2-х зайчат)
Подойдите к столам.
Поставьте каждый на свою лужайку 2 зайчат. Сосчитай, сколько у тебя зайчат? (один, два, всего два зайчонка).
Пойдем в магазин «покупать» морковку (дети подходят к отдельному столу, на котором лежат плоскостные морковки). Сколько тебе надо купить морковок? (две)
Почему две? (зайчат два). Все купили? Я тоже купила две морковки. А теперь угостите зайчат, дайте каждому по одной морковке. (воспитатель на мольберте ставит по одной морковке каждому зайчику). Всем хватило? А то мама Зайчиха переживает, всех ли зайчат накормили? Сколько зайчат, сосчитайте? (два). Сколько морковок? (две). Значит зайчат и морковок поровну, одинаково, сколько зайчат, столько и морковок. Молодцы, все зайчата довольны.
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи: 1)создать мотивационную ситуацию для образования числа три, счета до трех;
2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
3) развивать речь.
(раздается стук) «Ой, кто-то еще к нам в гости идет» (ставит на мольберт еще одного зайчонка). Да это пришел в гости дружок зайчат. Поставьте на лужайку еще одного дружочка – зайчонка.
-Посмотрите, что-то мама-Зайчиха заволновалась. Как думаете, почему?
Посмотрите, эти зайчата едят морковку? А этот зайчонок? Вот почему мама-Зайчиха волнуется! Что же делать? (выслушать предложения детей).
Дайте ему морковку, у нас ведь есть две морковки.
(дети манипулируют с морковками, выясняют, что двух морковок на всех зайчат не хватает).
Можем ли мы сейчас угостить всех зайчат морковками? Почему нет? (не знаем, как сделать).
Что нужно сделать, если чего-то не знаете? У меня можете спросить? Спросите (воспитатель помогает детям сформулировать вопрос «Мы хотим помочь маме-Зайчихе накормить всех зайчат, но не знаем, как это сделать?»).
4. Открытие нового знания
Дидактические задачи:
сформировать представление о числе три, умение считать до трех, сравнивать и уравнивать численность групп, состоящих из трех предметов;
сформировать опыт самостоятельного открытия, эмоционального переживания радости открытия и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает».
Сначала давайте сосчитаем, сколько у нас зайчат?
-Послушайте, как я сосчитаю зайчат - один, два, три, всего три зайчонка.
- Давайте вместе сосчитаем (все считают хором, ставя пальчик на каждого зайчонка). Кто хочет сам сосчитать? (спросить 2-3 детей)
Как получилось три зайчонка? (было сколько? - два, пришел еще один и стало всего три зайчонка)
Значит, число три – это два и один (показ жестом – обвести фигуры зайчат)
-Как сделать так, чтобы все зайчатам хватило морковки? (надо дать морковку этому зайчику). Пойдемте снова в магазин. Сколько морковок надо купить? (одну).
Угостите его, и я угощу (ставит под зайчика морковку на мольберте).
Сколько ты дал морковок? (одну).
-Сколько морковок стало? Сосчитаем все вместе. Ставьте пальчик: одна, две, три, всего три моркови.
-Как получилось три морковки? (было две морковки, добавили еще одну, стало три).
Значит, число три – это два и один.
Всем зайчатам хватило по морковке? Почему так думаете? (зайчиков три и морковок три). Значит, морковок и зайчат поровну, одинаково, три и три.
Число три обозначается вот таким значком – цифрой (показывает цифру 3 и ставит на мольберт рядом с зайчатами).
Посмотрите, как мама-Зайчиха довольна, улыбается. Вы молодцы, помогли ей накормить всех зайчат!
5. Включение нового знания в систему знаний
Дидактические задачи: закрепить умение считать до трех, развивать внимание.
Вы знаете, дети, что зайчата очень любят играть?
Хотите поиграть с зайчатами? Под музыку зайчата будут бегать по лужайке. Как только лисичка придет, все зайчата побегут прятаться в домик. Домиков у нас три, сосчитаем их. Этот домик с окошком в виде какой фигуры? Сколько окошек? А этот домик с окошками в виде каких фигур? А в нем сколько окошек? А этот домик? Я буду показывать карточки – окошки, в каком домике будут прятаться зайчата.
Физкультурная минутка под музыку
«По лесной лужайке разбежались зайки.
Вот какие зайки, зайки - побегайки. Лисичка идет!»
(по ходу игры воспитатель вместе с детьми путем пересчета геометрических фигур - окошек проверяет правильность выбора домика)
Молодцы, какие вы быстрые! Лисичка никого не поймала!
Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что зайчата наигрались и очень хотят пить.
-Угостим зайчат? Сможете?
-Сколько чашек нужно взять для того, чтобы напоить зайчат? (три.)
(На столах расположены карточки с изображением разного количества чашек. Карточек, на которых нарисовано 3 чашки, столько же, сколько детей. Кроме этого, имеются карточки с изображением 2-х и 4-х чашек).
Сколько ты выбрал чашек, посчитай. Почему три? (зайчиков три)
Посмотрите, мама-Зайчиха улыбается и благодарит вас за помощь. А сейчас ей пора идти в лес со своими зайчатами. (Воспитатель закрывает мольберт тканью).
6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.
Воспитатель собирает детей около себя:
-Ребята, смогли мы с вами помочь маме-Зайчихе купить морковки и накормить всех зайчат? А почему мы смогли? Правильно, потому, что научились считать до трех.
Какие вы молодцы! Мама-Зайчиха прислала и для вас вкусное угощение (вносит поднос с нарезанной морковкой). Мы сейчас помоем руки и угостимся.