Приложение МААМ

Образовательная ситуация с дошкольниками 4–5 лет «Поможем Танюшке. Число и цифра 6»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками 4–5 лет «Поможем Танюшке. Число и цифра 6»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область : познавательное развитие (ФЭМП)

Возрастная группа: 4 - 5 лет, средняя группа

Тема: "Поможем Танюшке" (Число и цифра 6)

Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации дети получают представление о числе и цифре 6, закрепляют умение соотносить цифры с количеством предметов

"Детская цель" - помочь Танюшке.

Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками 4–5 лет „Поможем Танюшке, Число и цифра 6“» размещена в разделах

Новое знание - ситуация отсутствия предметов и обозначение ее цифрой 0.

Индивидуальное затруднение ребенка в том, что он не может подписать пустой домик.

Причина затруднения - не знает цифры, которой обозначается отсутствие предметов.

Способ преодоления затруднения - "придумать самому и сравнить с образцом".

Сценарий образовательной ситуации «Открытия» нового знания

в технологии «Ситуация»

Цель:

Сформировать представление о числе и цифре 6, умение считать до 6, соотносить цифру 6 с количеством;

Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода, закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает);

Закрепить счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счет и составление пар;

Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение; развивать внимание, речь, логическое мышление, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: карточки с цифрами от 1 до 6.

Раздаточный: наборы кругов черного, белого, красного, зеленого цвета, оранжевые треугольники (5 больших, 1 маленький).

Ход образовательной ситуации.

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире.

Дети садятся на ковер.

- Где вы отдыхали летом?

-А кто- нибудь из вас отдыхал летом в деревне?

-Кого же вы видели у бабушки во дворе? (кошка, собака, курочки).

-А как же мы их можем назвать? Кто они такие? (домашние животные)

-А вы бабушке помогали за ними ухаживать?

-А кем вы приходитесь бабушке? А ты? (внук, внучка)

А вот бабушка Оля попросила внучку Танюшку пригнать с лужайки козлят и овечек домой. А Танюшке одной трудно.

-Хотите помочь ей?

-А сможете?

2. Актуализация знаний.

Игра «Посчитай животных».

Дидактические задачи:

Актуализировать счетные умения детей в пределах 5, умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар и пересчета.

Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение. Развивать внимание, память, речь, логическое мышление.

Дети садятся за стол по четыре человека. На столах перед каждым ребенком лежат круги белого и черного цветов.

Воспитатель говорит детям, что они оказались вместе с Танюшкой на лужайке, где пасутся козлята и овечки.

-Как вы думаете, какого цвета бывают овечки?

-А козлята? (В зависимости от ответа детей обозначаем животных соответствующим цветом).

-Сколько на нашей лужайке овечек?

-А сколько козлят? (Дети пересчитывают круги).

-Сравните количество овечек и козлят. (Козлят 5, овечек 5).

-Что можно сказать про их количество? (Их поровну).

-А как еще можно узнать, не считая, что их поровну? (Дети располагают белые и черные круги парами).

- Молодцы, всех посчитали.

Овечек и козлят по пять. Их поровну.

-Ой, смотрите, еще один козленок прибежал.

-Как вы думаете, овечек и козлят по-прежнему поровну?

-Кого больше?

-Почему вы думаете, что козлят больше?

3. Затруднение в игровой ситуации.

Дидактические задачи:

Создать мотивационную ситуацию для введения числа 6,счета до шести;

Сформировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины под руководством воспитателя;

Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление, память, внимание.

-Сколько теперь козлят у бабушки?

Дети вместе с воспитателем считают 1,2,3,4,5… Так как не все дети умеют считать до шести, то при назывании этого числа возникает затруднение.

-Смогли вы посчитать козлят и овечек? (Нет).

-Почему не смогли? (Потому, что не знаем какое число идет за числом 5).

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

Закрепить представление детей об образовании числа из предыдущего, сформировать представление о числе 6, умение считать до 6, сравнивать и уравнивать численность групп состоявших из 6 предметов;

Сформировать опыт самостоятельного целеполагания и открытия, эмоционального переживания, радости открытия;

Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, творческие способности.

- Что же нужно сделать, чтобы узнать количество козлят? (Надо узнать, как считать дальше).

-Кто знает, какое число следует при счете за числом 5?

Воспитатель выслушивает ответы детей, создавая атмосферу доброжелательности, поиска. Если найдутся дети, которые назовут число 6, воспитатель хвалит их: молодцы, вы нам очень помогли. Затем он просит всех детей посчитать до шести. Дети считают козлят и овечек хором, согласовывая числительные с существительным : один козленок, два, три, четыре, пять, шесть. Если же никто из детей не ответит, можно актуализировать с ними способ действий в ситуации, когда надо что-то узнать,- «Спросить у того, кто знает».

Воспитатель подводит итог: при счете после пяти идет шесть.

- Как получилось шесть козлят? (Было 5, прибежал еще один, стало 6).

-Как сделать так, чтобы козлят и овечек было поровну? (Добавить еще одну овечку).

Дети кладут еще один черный круг.

-Сколько стало овечек(6 овечек).

-Как получили шесть овечек? (Было 5, пришла одна, получилось шесть).

-Что можно сказать о количестве овечек и козлят? (Их по шесть, поровну).

Воспитатель делает вывод: шесть и шесть - поровну.

5. Затруднение в игровой ситуации.

Дидактические задачи:

Создать мотивационную ситуацию для введения новой цифры 6;

Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

Тренировать мыслительные операции анализ и сравнения, развивать речь, логическое мышление.

Бабушка попросила Танюшку принести яблок и морковки, для козлят и овечек. Только Танюшка боится забыть их количество.

-Что делают люди для того, чтобы не забыть что-нибудь? (Записывают)

Воспитатель предлагает детям помочь Танюшке записать число 6, то есть выбрать нужную карточку из лежавших на столе карточек с цифрами 1,2,3,4,5,6,7,8, причем карточек с цифрой 6 столько-же, сколько детей.

Так как дети не знают, как записывается число 6, то они могут выбрать разные варианты его записи.

-Смогли-ли вы выполнить это задание? (Нет)

-Почему не смогли? (Потому, что не знаем, как записывается число 6)

6. «Открытие» нового знания.

Дидактические задачи:

Познакомить детей с цифрой 6, сформировать умение распознавать цифру 6 среди других цифр и соотносить ее с количеством;

Закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;

Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, развивать речь.

- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (надо спросить того, кто знает).

После вопроса детей воспитатель показывает им карточку с цифрой 6 и делает вывод : цифра 6 пишется в том случае, когда имеются 6 предметов.

7. Включение нового в систему знаний.

Игра «Ай, да счет!»

Дидактические задачи:

Закрепить умение соотносить цифры от 1 до 6 с количеством, организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение.

Раз, два, три, четыре, пять,

Стал козленочек скакать,

Прыгать козлик наш горазд,

И подпрыгнул столько раз. (Показать карточку с цифрой 6).

Столько раз в ладошки хлопнул, (4)

Столько раз ногою топнул. (5)

Мы пригладим столько раз. (3)

Мы поклонимся сейчас. (2)

Мы качнемся ровно столько, (6)

Ай, да счет! Игра и только.

Игра «Накорми животных»

Дидактические задачи:

Закрепить представление об образовании последующего числа из предыдущего, умение считать до 6.

Закрепить умение различать цвет и размер.

А вот и Танюшка. Яблоки и морковки принесла. Пойдемте, посмотрим, сколько яблок и морковок она принесла.

Дети садятся за столы, перед каждым на подносе набор кругов (яблок, состоящих из 5 красных и 1 зеленого.

- А какие по цвету принесла Танюшка яблоки?

-Давайте посчитаем, сколько красных яблок? (5)

- Сколько зеленых? (1)

-Сколько же всего яблок принесла Танюшка? (6)

-Как получилось 6 яблок? (К 5 красным яблокам прибавили 1 зеленое яблоко, получилось 6).

- А хватит ли козлятам яблок?

- А как узнать? (Каждому козленку дать по 1 яблоку).

- А какие морковки принесла Танюшка? (Большие и маленькие).

- Посчитайте, сколько больших? (5)

- А сколько маленьких? (1)

-Сколько всего она принесла морковок? (6)

- Как получилось 6 морковок? (К 5 большим прибавили 1 маленькую, получилось 6).

Воспитатель подводит итог: Молодцы! Правильно посчитали. Чтобы получилось 6, надо к 5 прибавить еще 1.

8. Осмысление.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

- Где мы сегодня побывали?

-Кому мы помогли?

Воспитатель хвалит детей, говорит, что они смогли помочь бабушке с Танюшкой : привести козлят и овечек, сосчитать их, накормить, потому, что умеют считать до 6, и знают, как пишется цифра 6.

Публикации по теме:

«В мире книг». Образовательная ситуация с дошкольниками в технологии «ситуация» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Познавательное развитие. Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Огородники» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: Средняя группа Тема: «Огородники» Основные цели: закрепить и расширить.

Образовательная ситуация с дошкольниками: Поможем друзьям из Простоквашино Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет) Тема: Поможем друзьямиз Простоквашино (повторение).

Образовательная ситуация с дошкольниками «Поможем мальчикам понять друг друга» Образовательная область: «Речевое развитие»; «Социально – коммуникативное развитие» Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7лет).

Образовательная ситуация с дошкольниками «Число и цифра «10» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Тема: Число и цифра 10 Цель: создать условия.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Число и цифра 6» Образовательная область: познавательное развитие (математическое) Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: Число и цифра.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Путешествие в сказку». Число и цифра «5» Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. Возрастная группа: 4-5 лет Тема:.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Зоопарк» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: подготовительная группа Тема: «Зоопарк» Основные цели: Развивать.

Образовательная ситуация с дошкольниками «В лес за грибами» Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие. Возрастная группа: средняя. Тема: «В лес за грибами». Основная цель:.

Сценарий занятия «Счет до 6. Число и цифра 6» с дошкольниками в технологии «Ситуация» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: средняя (4-5 лет) Тема: Счет до 6. Число и цифра 6. Основные цели:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками 4–5 лет «Поможем Танюшке. Число и цифра 6»
Опубликовано: 13 мая 2019 в 14:58
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками 4–5 лет «Поможем Танюшке. Число и цифра 6»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина (УИ 196937) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД