Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками 4–5 лет «Поможем Танюшке. Число и цифра 6»
▼ Скачать
Образовательная область : познавательное развитие (ФЭМП)
Возрастная группа: 4 - 5 лет, средняя группа
Тема: "Поможем Танюшке" (Число и цифра 6)
Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации дети получают представление о числе и цифре 6, закрепляют умение соотносить цифры с количеством предметов
"Детская цель" - помочь Танюшке.
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками 4–5 лет „Поможем Танюшке, Число и цифра 6“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Новое знание - ситуация отсутствия предметов и обозначение ее цифрой 0.
Индивидуальное затруднение ребенка в том, что он не может подписать пустой домик.
Причина затруднения - не знает цифры, которой обозначается отсутствие предметов.
Способ преодоления затруднения - "придумать самому и сравнить с образцом".
Сценарий образовательной ситуации «Открытия» нового знания
в технологии «Ситуация»
Цель:
Сформировать представление о числе и цифре 6, умение считать до 6, соотносить цифру 6 с количеством;
Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода, закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает);
Закрепить счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счет и составление пар;
Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение; развивать внимание, речь, логическое мышление, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: карточки с цифрами от 1 до 6.
Раздаточный: наборы кругов черного, белого, красного, зеленого цвета, оранжевые треугольники (5 больших, 1 маленький).
Ход образовательной ситуации.
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире.
Дети садятся на ковер.
- Где вы отдыхали летом?
-А кто- нибудь из вас отдыхал летом в деревне?
-Кого же вы видели у бабушки во дворе? (кошка, собака, курочки).
-А как же мы их можем назвать? Кто они такие? (домашние животные)
-А вы бабушке помогали за ними ухаживать?
-А кем вы приходитесь бабушке? А ты? (внук, внучка)
А вот бабушка Оля попросила внучку Танюшку пригнать с лужайки козлят и овечек домой. А Танюшке одной трудно.
-Хотите помочь ей?
-А сможете?
2. Актуализация знаний.
Игра «Посчитай животных».
Дидактические задачи:
Актуализировать счетные умения детей в пределах 5, умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар и пересчета.
Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение. Развивать внимание, память, речь, логическое мышление.
Дети садятся за стол по четыре человека. На столах перед каждым ребенком лежат круги белого и черного цветов.
Воспитатель говорит детям, что они оказались вместе с Танюшкой на лужайке, где пасутся козлята и овечки.
-Как вы думаете, какого цвета бывают овечки?
-А козлята? (В зависимости от ответа детей обозначаем животных соответствующим цветом).
-Сколько на нашей лужайке овечек?
-А сколько козлят? (Дети пересчитывают круги).
-Сравните количество овечек и козлят. (Козлят 5, овечек 5).
-Что можно сказать про их количество? (Их поровну).
-А как еще можно узнать, не считая, что их поровну? (Дети располагают белые и черные круги парами).
- Молодцы, всех посчитали.
Овечек и козлят по пять. Их поровну.
-Ой, смотрите, еще один козленок прибежал.
-Как вы думаете, овечек и козлят по-прежнему поровну?
-Кого больше?
-Почему вы думаете, что козлят больше?
3. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
Создать мотивационную ситуацию для введения числа 6,счета до шести;
Сформировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины под руководством воспитателя;
Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление, память, внимание.
-Сколько теперь козлят у бабушки?
Дети вместе с воспитателем считают 1,2,3,4,5… Так как не все дети умеют считать до шести, то при назывании этого числа возникает затруднение.
-Смогли вы посчитать козлят и овечек? (Нет).
-Почему не смогли? (Потому, что не знаем какое число идет за числом 5).
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
Закрепить представление детей об образовании числа из предыдущего, сформировать представление о числе 6, умение считать до 6, сравнивать и уравнивать численность групп состоявших из 6 предметов;
Сформировать опыт самостоятельного целеполагания и открытия, эмоционального переживания, радости открытия;
Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, творческие способности.
- Что же нужно сделать, чтобы узнать количество козлят? (Надо узнать, как считать дальше).
-Кто знает, какое число следует при счете за числом 5?
Воспитатель выслушивает ответы детей, создавая атмосферу доброжелательности, поиска. Если найдутся дети, которые назовут число 6, воспитатель хвалит их: молодцы, вы нам очень помогли. Затем он просит всех детей посчитать до шести. Дети считают козлят и овечек хором, согласовывая числительные с существительным : один козленок, два, три, четыре, пять, шесть. Если же никто из детей не ответит, можно актуализировать с ними способ действий в ситуации, когда надо что-то узнать,- «Спросить у того, кто знает».
Воспитатель подводит итог: при счете после пяти идет шесть.
- Как получилось шесть козлят? (Было 5, прибежал еще один, стало 6).
-Как сделать так, чтобы козлят и овечек было поровну? (Добавить еще одну овечку).
Дети кладут еще один черный круг.
-Сколько стало овечек(6 овечек).
-Как получили шесть овечек? (Было 5, пришла одна, получилось шесть).
-Что можно сказать о количестве овечек и козлят? (Их по шесть, поровну).
Воспитатель делает вывод: шесть и шесть - поровну.
5. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
Создать мотивационную ситуацию для введения новой цифры 6;
Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
Тренировать мыслительные операции анализ и сравнения, развивать речь, логическое мышление.
Бабушка попросила Танюшку принести яблок и морковки, для козлят и овечек. Только Танюшка боится забыть их количество.
-Что делают люди для того, чтобы не забыть что-нибудь? (Записывают)
Воспитатель предлагает детям помочь Танюшке записать число 6, то есть выбрать нужную карточку из лежавших на столе карточек с цифрами 1,2,3,4,5,6,7,8, причем карточек с цифрой 6 столько-же, сколько детей.
Так как дети не знают, как записывается число 6, то они могут выбрать разные варианты его записи.
-Смогли-ли вы выполнить это задание? (Нет)
-Почему не смогли? (Потому, что не знаем, как записывается число 6)
6. «Открытие» нового знания.
Дидактические задачи:
Познакомить детей с цифрой 6, сформировать умение распознавать цифру 6 среди других цифр и соотносить ее с количеством;
Закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, развивать речь.
- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (надо спросить того, кто знает).
После вопроса детей воспитатель показывает им карточку с цифрой 6 и делает вывод : цифра 6 пишется в том случае, когда имеются 6 предметов.
7. Включение нового в систему знаний.
Игра «Ай, да счет!»
Дидактические задачи:
Закрепить умение соотносить цифры от 1 до 6 с количеством, организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение.
Раз, два, три, четыре, пять,
Стал козленочек скакать,
Прыгать козлик наш горазд,
И подпрыгнул столько раз. (Показать карточку с цифрой 6).
Столько раз в ладошки хлопнул, (4)
Столько раз ногою топнул. (5)
Мы пригладим столько раз. (3)
Мы поклонимся сейчас. (2)
Мы качнемся ровно столько, (6)
Ай, да счет! Игра и только.
Игра «Накорми животных»
Дидактические задачи:
Закрепить представление об образовании последующего числа из предыдущего, умение считать до 6.
Закрепить умение различать цвет и размер.
А вот и Танюшка. Яблоки и морковки принесла. Пойдемте, посмотрим, сколько яблок и морковок она принесла.
Дети садятся за столы, перед каждым на подносе набор кругов (яблок, состоящих из 5 красных и 1 зеленого.
- А какие по цвету принесла Танюшка яблоки?
-Давайте посчитаем, сколько красных яблок? (5)
- Сколько зеленых? (1)
-Сколько же всего яблок принесла Танюшка? (6)
-Как получилось 6 яблок? (К 5 красным яблокам прибавили 1 зеленое яблоко, получилось 6).
- А хватит ли козлятам яблок?
- А как узнать? (Каждому козленку дать по 1 яблоку).
- А какие морковки принесла Танюшка? (Большие и маленькие).
- Посчитайте, сколько больших? (5)
- А сколько маленьких? (1)
-Сколько всего она принесла морковок? (6)
- Как получилось 6 морковок? (К 5 большим прибавили 1 маленькую, получилось 6).
Воспитатель подводит итог: Молодцы! Правильно посчитали. Чтобы получилось 6, надо к 5 прибавить еще 1.
8. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- Где мы сегодня побывали?
-Кому мы помогли?
Воспитатель хвалит детей, говорит, что они смогли помочь бабушке с Танюшкой : привести козлят и овечек, сосчитать их, накормить, потому, что умеют считать до 6, и знают, как пишется цифра 6.