Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с Дошкольниками «Весенний «медосмотр» деревьев на участке»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область :_Познавательное развитие_
Возрастная группа:_старшая_
Основные цели: содействие формированию экологического сознания детей; расширение кругозора дошкольников; развитие интереса к объектам живой природы; воспитание уважения, бережного и ответственного отношения к окружающей природе; обогащение навыков экологического поведения дошкольников; совершенствование навыков наблюдения, анализа, построения умозаключений; формирование культуры труда.
Публикация «Образовательная ситуация с Дошкольниками „Весенний „медосмотр“ деревьев на участке“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Деревья весной. Весенние цветущие деревья
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Оформление детских садов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Дидактические материалы: экологический план детского сада, картинки деревьев, картины или фотографии зимних и пейзажей, природоведческие книги, фотографии повреждений деревьев после зимнего периода (электронный и бумажный вариант)___ ___,
Оборудование:_ мультимедийное оборудование, лупа, садовый вар, блокнот или специальные карты осмотра деревьев, карандаш, секатор, садовый нож, раствор марганцовки, кисть, рабочие перчатки, ёмкость для мусора, жесткая щетка и т. д., __плюс некоторые ненужные предметы для создания ситуации выбора ___
Краткая аннотация к работе: предварительная работа проводится в форме ситуативных индивидуальных и подгрупповых разговоров с воспитателем, самостоятельной деятельности детей в течение дня в режимные моменты за 3-5 дней (по усмотрению воспитателя) и включает в себя разговоры о весне, зиме, рассматривание картин и фотографий о временах года, картинок деревьев, воспоминания о прогулках по экологической тропе деревья, рассматривание экологического плана детского сада и т. п. в соответствии с календарно тематическим планирование ООП; занятие проводится в два этапа: первая часть в групповой комнате непосредственно перед прогулкой, вторая-практическая - на территории ДОУ во время прогулки; на этапе открытия нового знания предполагается использование мультимедийного оборудования, на втором этапе - активная деятельность детей с приготовленным инструментарием; длительность осмотра деревьев зависит от интереса детей; воспитатель может продолжить осмотр на следующей прогулке, привлекая к нему детей, проявляющих устойчивый интерес или напротив не проявивших интереса во время первой прогулки.
Конспект образовательной ситуации
с экскурсией по экологической тропинке «Деревья» для старшей группы по теме «Весенний медосмотр».
Ход образовательной ситуации.
Введение в ситуацию
Дидактические задачи:
1). мотивировать детей на включение в деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя:
- Ребята, вы рады, что наступает весна? Как вы узнаете, что наступила весна? Трудно ли людям жить зимой? А природе: птицам, насекомым, растениям? Выслушиваются ответы детей.
Актуализация знаний
Дидактические задачи:
1). актуализировать знания детей о деревьях.
Воспитатель:
- Что делают деревья зимой? Им трудно или нет? Как вы думаете, наши деревья (деревья нашего детского сада) хорошо перезимовали?
Могла ли зимняя погода нанести какой-либо вред нашим деревьям?
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель предлагает пойти на улицу и устроить деревьям «весенний медосмотр»?
Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
создать мотивационную ситуацию для активного участия в наблюдении и уходе за деревьями;
закреплять опыт фиксации затруднения и понимания его причины.
Воспитатель:
- Когда проводят медосмотр людям используют специальный инструментарий, чтоб горло посмотреть, что нужно? Сердце послушать?
Для медосмотра деревьев нужно взять с собой какой-то инструментарий. Какой?
Предложения детей. Дети затрудняются.
Воспитатель:
- Сможем ли мы провести «медосмотр», узнать хорошо ли перезимовали наши деревья и не нужна ли им помощь, лечение?
- Почему не сможем? (Потому, что не знаем, что может случиться плохого с деревьями зимой, на что и как нужно смотреть).
«Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактические задачи:
формировать представление о том, что деревья- живая часть природы, что они также испытывают трудности, могут заболеть и т. д. ;
формировать опыт преодоления затруднения способом «спросить у взрослого, выслушать сообщение».
Воспитатель:
– Что можно сделать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать? Можно ли в нашем случае догадаться, додуматься, увидеть?
Воспитатель обсуждает с детьми возможные способы получения информации: внимательно осмотреть деревья, спросить у того, кто знает, посмотреть в книгах, интернете…
Воспитатель знакомит (с использованием ИКТ оборудования) детей с возможными проблемами деревьев после зимнего периода:
морозобойные трещины (бук, вяз, дуб, клен, ясень, липа- приводит к ослаблению, суховершинности, реже – к гибели; деревья с большими морозобоинами могут упасть под действием снега или ветра; через трещины и раны в стволы легко проникают грибы – возбудители гнилей; обработать антисептиком, заделать варом);
повреждения грызунами;
солнечные ожоги (ель, пихта, осина, тополь –тонкая кожица- побелка стволов);
ветви деревьев сломались под тяжестью снега (санитарная обрезка, садовый вар);
деревья могут погибнуть во время зимы (внешне они подсохшие, а почки на них не развиваются);
оставшиеся на ветвях листья являются рассадником болезней (такие ветки необходимо срезать и сжигать).
грибки и лишайники (аккуратно вычистить, обработать известковым раствором).
Воспитатель предлагает выбрать из приготовленных материалов (лупа, садовый вар, блокнот или специальные карты осмотра деревьев, карточки с повреждениями деревьев, карандаш, секатор, садовый нож и т. д. (см. «оборудование», плюс некоторые ненужные предметы) то, что может пригодиться при «медосмотре» и лечении.
Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Часть 2. Тематическая экскурсия
Дидактические задачи:
развивать наблюдательность, учить замечать нехарактерные для деревьев особенности («болезни дерева»);
2). обогатить навыки ухода за растениями;
3). учить формулировать высказывания, отражающие наблюдения и размышления о причинах увиденного;
4). формировать эмоционально-положительное, ответственное отношение к природе.
Дети выходят на прогулку и совместно с воспитателем начинают осмотр деревьев (по выбору, по порядку экологической тропы и т. п.). При обнаружении повреждения («болезни», оказывают дереву помощь (удалить сломанную ветку, замазать варом, воспитатель записывает информацию, которую формулируют дети, в блокнот или карту «больного». Во время работы воспитатель сообщает детям некоторые сведения о деревьях (что значит название дерева, может ли это дерево «лечить» людей, кто посадил его на территории ДОУ и когда, где родина этого растения, что такое «кадмий» и т. п., содержание информации лежит в области ближайшего и перспективного развития детей.
Длительность экскурсии зависит от интереса детей.
Осмысление
Дидактические задачи:
1). восстановить в памяти детей то, что они делали на экскурсии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
Воспитатель:
– Какое доброе дело мы сегодня сделали?
– Почему мы смогли помочь деревьям?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что, если каждый человек будет заботиться о природе, о родном крае, то - «долг платежом красен» - природа вознаградит нас сторицей.
Комментарии к сценарию:
Данная образовательная ситуация является логическим продолжением образовательной работы в рамках комплексно-тематического планирования по формированию экологических представлений детей о сезонах года. Ситуация предполагает активное участие детей в форме вербальной актуализации личного опыта и знаний и в форме участия в экологической деятельности по уходу за деревьями. Выбор деревьев для осмотра также делают дети. Воспитатель может делать записи в таблице сам или привлечь к этому ребенка.
В реальной ситуации городского детского сада повреждений оказывается не много, и дети в основном констатируют хорошее и удовлетворительное состояние деревьев – «дерево здорово». Участие детей в устранении повреждений деревьев должно соответствовать технике безопасности: дети не работают с опасными предметами (садовый или канцелярский нож) и агрессивными жидкостями (медный купорос, раствор извести). При необходимость серьезной работы по лечению дерева взрослые выполняют её в другое время в отсутствии детей, информируя их о проделанной работе.
При подготовке к занятию использованы природоведческие энциклопедии, методические и дидактические пособия ДОУ, экологический план ДОУ с методическим обеспечением, ресурсы интернета.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Экологический план ДОУ.
Рекомендуемые художественные картины для рассматривания.
Файлы с после зимними повреждениями деревьев.
Таблица для фиксации выявленных повреждений.
Справочный материал для воспитателя
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Экологический план-карта ДОУ.
Легенда план -карты
№ пп обозначение
и № на плане общее количество на территории название
общеупотребительное научное/латинское
флористическая группа ДЕРЕВЬЯ
1 1 7 ель Ель европейская (обыкновенная)/ Pcea bies
2 2 2 рябина Рябина сибирская / Sorbus sibirica
3 3 вяз узколистный Вяз узколистный / Ulmus angustifolia
4 4 1 береза Берёза пушистая / Вetula pubescens
5 5 1 ива ломкая Ива ломкая/ Salix fragilis
6 6 2 липа Липа/ Tiliu cordata
7 7 клен клен ясенелистный (американский)/
8 8 черемуха Маака Черемуха Маака/ Padus Maaca
9 9 1 дуб Дуб черешчатый (обыкновенный) /Quercus robur
10 10 вяз (ильм, берест) Вяз широколистный/ Ulmus laevis
11 11 1 клен приречный Клен приречный/ “Ginnala”
12 12 клен остролистый Клен остролистый/ Deborah
13 13 1 облепиха Облепиха/ Hippophae es
14 14 1 вишня Вишня/ Crasus
15 15 1 сосна Сосна сибирская/ Pinus sibirica
16 16 1 лиственница Лиственница сибирская/ Lrix sibrica
17 17 1 кедр Кедр сибирский/ Pinus sibrica
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Рекомендуемые художественные картины для рассматривания
И. И. Левитан. Зимой в лесу.
И. И. Шишкин. Зима.
А. М. Васнецов. Зимний сон.
Э. Панов. Влесу. Зима.
Г. Аванесов. Хрустальный ручей.
Н. В. Бакшеев. Голубая весна.
А. К. Саврасов. Грачи прилетели.
И. И. Левитан. Март., Весна. Большая вода.
А. Черный. Весна. и т. д.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Файлы (карточки) с после зимними повреждениями
деревьев.
повреждения грызунами;
солнечные ожоги
морозобойные трещины
ветви деревьев сломались
под тяжестью снега
дерево погибло во время зимы
оставшиеся на ветвях листья
являются рассадником болезней
грибки и лишайники
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
ТАБЛИЦА ДЛЯ ФИКСАЦИИ ВЫЯВЛЕННЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ.
дерево
повреждения
помощь оказана
дерево здорово
ветви деревьев сломались под тяжестью снега повреждения грызунами
солнечные ожоги деревья могут погибнуть во время зимы грибки и лишайники морозобойные трещины оставшиеся на ветвях листья являются рассадником болезней
ДУБ + - - - + - + +
ВЯЗ - - - - - - - -
ЯСЕНЬ
ЛИПА
Условные обозначения: «+» - зафиксировано повреждение, необходима помощь, помощь оказана; «-» - повреждение не зафиксировано, помощь не оказана;. - дерево здорово, помощь не требуется.
Деревья выбираются по предложению детей. Для фиксации информации может использоваться любой знак: +, -, V и т. п.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
№ повреждение необходимые меры работа с детьми
1 ветви деревьев сломались под тяжестью снега удалить поврежденную часть ниже зараженного места с запасом здоровой ткани, аккуратно подровняйте кору вокруг раны (лучше эту процедуру делать острым ножом, места с признаками заражения вырезать с небольшим запасом здоровой коры, потемневшую древесину зачистите до светлого слоя, продезинфицировать раны медным купоросом и замазать садовым варом или другим препаратом для лечения ран. удалить поврежденную часть (срезать секатором) до светлой здоровой древесины, замазать садовым варом
2 повреждения грызунами
достаточно туго замотать поврежденное место полиэтиленовой пленкой, глубокую рану замазать садовым варом, а сверху обвязать полиэтиленовой пленкой на тот случай, если камбий уцелел, потом покрыть рубероидом для тепла и устранения отрицательного воздействия света. очистить повреждение от грязи жесткой щеткой, замазать садовым варом, сверху обвязать полиэтиленовой пленкой
3 солнечные ожоги расчистить ожог до чистой древесины, затем «операционное поле» протереть с небольшим усилием чистой грубой мешковиной или чем-то подобным и хорошенько спрысните рану раствором любого фунгицида, дать древесине подсохнуть (часа 2-3, прикрыв обработанное место, например, газетой, если день солнечный; после чего замазать рану садовым варом, перекрывая ее края не менее чем на сантиметр. очистить ожог до чистой и здоровой древесины протереть чистой тряпочкой, можно смоченной в слабом растворе марганцовки, высушить рану, прикрыв от солнца, замазать садовым варом
4 деревья подмерзли Подмерзшие побеги имеют более темный цвет. Кора, поврежденная зимними морозами, отмирает, меняет окраску на темно-бурую или коричневую. Так же коричневой становится и подмерзшая сердцевина ствола и ветвей.
В конце апреля — начале мая, когда хорошо станут видны поврежденные части, подмерзшие деревья и кустарники обрезают, аккуратно, не делая больших ран, срезы обрабатывают садовым варом, приствольный круг обильно поливают водой без минеральных удобрений; приствольные круги мульчируют перегноем, почву вокруг таких деревьев часто рыхлят и пропалывают. удалить поврежденную часть (срезать секатором) до светлой здоровой древесины, замазать садовым варом, полить
5 грибки и лишайники аккуратно вычистить, обработать известковым раствором аккуратно вычистить, обработать марганцовкой
6 оставшиеся на ветвях листья -рассадник болезней ветки необходимо срезать и уничтожить (сжечь) ветки срезать, удалить с участка
7 морозобойные трещины очистить поврежденный участок острым садовым ножом, металлической щеткой, скребком, до здоровой древесины, обработать антисептиком (5-10 % раствором медного купороса, заделать варом, обмотать мешковиной (быстро высыхает после дождя); повязку закрепить проволокой, не слишком туго. очистить повреждение от грязи жесткой щеткой, обработать марганцовкой, замазать садовым варом, сверху обвязать мешковиной