Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Осенние листья»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : Художественно-эстетическая
Возрастная группа: старший дошкольный возраст
Тема: Осенние листья
Основные цели:
Учить рисовать кленовые листья, передавая характерные особенности формы, цвета.
Развивать технические навыки в рисовании карандашом – нажим, правильная штриховка, подбор оттенков.
Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства; вызвать желание передавать характерные признаки объектов и явлений природы; поддерживать творческие проявления.
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Осенние листья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Дидактические материалы: 3-4 картинки осенних деревьев (береза, рябина, осина, клен) – для оформления «парка», осенние листья из цветной бумаги по количеству детей (например, 3 березовых, 3 рябиновых, 3 осиновых и 1 кленовый); кленовые листья (из цветной бумаги) разной расцветки по количеству детей.
Оборудование: мольберт или магнитная доска, альбомные листы, простые и цветные карандаши.
Краткая аннотация к работе: Образовательная ситуация знакомит детей с новым способом рисования листьев – с помощью своей ладони; желательно проводить осенью, во время листопада. Образовательная ситуация разработана в северном регионе, где клены не растут, поэтому для детей это дерево не знакомо.
Ход образовательной ситуации:
Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Дети собираются около воспитателя. Воспитатель спрашивает детей, знают ли они кто такие художники? Как называются художники, рисующие природу?
- А вы хотите сегодня побыть художниками-пейзажистами? Тогда давайте пойдем в парк, рассматривать осенние деревья.
2. Актуализация.
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о признаках осени, о названии деревьев, о форме листьев.
- Пока мы добираемся до парка, кто скажет какое время года сейчас?
А какие бывают листья на деревьях осенью? И что же происходит с листьями осенью? Выслушиваются ответы детей.
- Молодцы, ребята, вы рассказали все правильно. Вот мы и добрались до нашего парка. Посмотрите, сколько листьев упало с деревьев и все разные. Давайте поднимем себе по одному листику. А вы можете назвать деревья, с которых упали эти листья?
Дети отвечают, рассматривая листья. Можно задавать дополнительные вопросы: по какому признаку ты узнал дерево, назови цвет своего листа и т. п.
Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о кленовом листе; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
- Скажите, ребята, все смогли назвать с какого дерева упал ваш листик?
Если все дети отвечают утвердительно, заострить внимание нам том, ребенке, которому достался кленовый лист.
- А с какого дерева упал это лист?
- Смогли вы назвать дерево? (Нет)
-А почему не смогли? (Не знаем названия).
4. «Открытие» нового знания.
Дидактические задачи: изучить особенности кленового листа (форма, цвет, закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»
А если мы не знаем, что мы делаем?
Выслушиваются ответы детей.
- Кто задаст мне нужный вам вопрос? Воспитатель дает возможность 2-3 детям проговорить вопрос вслух, а затем отвечает на него.
- Так вот, ребята, дерево, с которого упал этот лист называется клен. Как будет называться этот лист? (Лист с березы – березовый, лист с клена – кленовый) Давайте его внимательно рассмотрим.
Воспитатель раздает всем детям кленовые листья одинакового размера, но разного цвета. Дети изучают листья.
5. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для формирования способа изображения кленового листа; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
- Ребята, мы же с вами художники. А давайте подумаем, как нам нарисовать кленовый лист.
Выслушиваются предложения детей.
- Сможете вы нарисовать такой листок? Кто хочет попробовать?
Педагог предлагает детям лист бумаги (на мольберте) и простой карандаш. 1-2 ребенка пытаются изобразить кленовый лист.
- Смогли мы нарисовать кленовый лист? (Нет)
- А почему не смогли? (Не знаем, как это делается)
6. «Открытие» нового способа действия.
Дидактические задачи: сформировать представление о способе изображения кленового листа; сформировать опыт самостоятельного целеполагания и открытия, эмоционального переживания радости открытия.
- Давайте вернемся из парка в наш сад и подумаем, каким способом удобнее нарисовать такой лист.
Дети садятся за столы. Воспитатель предлагает детям высказать свои версии, создает атмосферу доброжелательности, поиска идей, вовлекает в обсуждение всех детей, задавая им при необходимости наводящие вопросы:
- Может форма листа на что-то похожа?
Задача воспитателя – подвести детей к тому, что форма кленового листа похожа на ладонь с широко расставленными пальчиками.
- Посмотрите, ребята, как с помощью своей ладошки легко нарисовать кленовый лист.
Воспитатель показывает способ изображения кленового листа.
- Сначала обводим свою ладонь простым карандашом, затем проводим пять линий – прожилки листа. Затем дугами соединяем изображения пальчиков между собой так, чтобы получился контур кленового листа.
Воспитатель подводит итог: нарисовать кленовый лист мы смогли, потому что нашли форму, на которую он похож (ладошка).
7. Включение нового способа действия в систему знаний и умений ребенка.
Дидактические задачи: закрепить умение рисовать кленовый лист с помощью ладони; развивать технические навыки в рисовании карандашом – нажим, правильная штриховка, подбор оттенков.
- Ребята перед вами альбомный лист и простой карандаш. Давайте вспомним, что мы сегодня художники и попробуем нарисовать кленовый лист с помощью своей ладони. Напомните, пожалуйста, порядок изображения.
Опросить 1-2 ребят или проговаривают все вместе.
- Молодцы, приступаем.
Пока дети рисуют, воспитатель индивидуально помогает тем, кто испытывает затруднения.
- Молодцы, ребята. А что теперь не хватает нашим листикам? (Цвета) Давайте их раскрасим. В какие цвета? (Желтый, красный, оранжевый). А почему? (Осенние цвета). В одном листике можно использовать несколько цветов. Не забываем правильно держать карандаш. Приступаем.
Воспитатель продолжает индивидуальную помощь детям.
- Молодцы, ребята, очень нарядные осенние листочки у вас получились. И теперь как настоящие художники давайте устроим выставку ваших работ.
Воспитатель закрепляет работы детей на магнитной доске. Все вместе любуются.
8. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Где вы сегодня побывали?
- Кем вы сегодня стали?
- Что вам больше всего понравилось?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что если б они не смогли найти форму, на которую похож кленовый лист, то не смогли бы нарисовать такие замечательные листья.