Татьяна Скрягина
Конспект «Маленькие волонтеры» образовательная ситуация с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : речевое развитие (приоритетная, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7 лет)
Тема: «Маленькие волонтеры»
Основные цели: Цель: развитие устной речи детей в различных условиях общения.
Задачи: Развивать умение детей строить разные типы высказываний (контаминированный текст - повествование и описание, соблюдая их структуру.
Совершенствовать умение детей анализировать структуру высказывания: зачин, событие, микротема (описание, завершение.
Публикация «Конспект „Маленькие волонтеры“ образовательная ситуация с дошкольниками» размещена в разделах
- Волонтер. Волонтерское движение
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Формировать элементарные знания о структурной организации текста объявления.
Способствовать проявлению у детей гуманно-ценностного отношения к животным.
Воспитывать культуру речевого общения.
Дидактические материалы и оборудование: Демонстрационный: видеозапись о приюте для животных, модель-план составления текста объявления, фотография собаки.
Раздаточный: фотографии собак, модели-планы для составления текста объявления, листы для объявлений, ручки.
Краткая аннотация к работе: Социальная ситуация развития дошкольника усложняется и дифференцируется. Современное общество требует полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Система современного российского дошкольного образования переживает новый этап модернизации, связанный с внедрением нового Федерального государственного образовательного стандарта, в основе которого лежит деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности ребенка.
В организации данной образовательной ситуации представлен опыт работы по использованию системно-деятельностного подхода в развитии устной речи детей. Представлены методические средства, позволяющие построить образовательную деятельность в технологии «Ситуация». Их использование позволяет овладеть ребенку основными речевыми способами деятельности, формирует предпосылки учебной деятельности.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактическая задача:
1) мотивировать детей на включение в познавательную деятельность;
2) познакомить детей с организацией, занимающейся защитой животных;
3) способствовать обогащению словарного запаса детей (волонтер);
4) показать образец речевого этикета во время телефонного разговора.
Воспитатель собирает вокруг себя детей.
- Дети, вы помните, я вам рассказывала о том, что у моего соседа-охотника пропала собака?
- Вы знаете, она нашлась. Вчера ему позвонили из общества защиты животных "Приют надежды", который находится в Вологде. Туда ее привел мужчина, который нашел собаку на станции вблизи Вологды. Запись на ошейнике собаки помогла сотрудникам этой организации связаться с хозяином.
- Ребята, а вы что-нибудь знаете о приютах для животных?
- Мне захотелось узнать об этом приюте. Я стала искать информацию. И вот, что выяснила. В этом приюте содержатся бездомные, потерянные или брошенные собаки. Собаки живут там в специальных вольерах. Сотрудники приюта заботятся о собаках: кормят, убирают, делают прививки. А также ищут для них хозяев.
- В интернете я нашла репортаж об этой организации. (просмотр видеоролика)
- Дети, вы обратили внимание, в репортаже прозвучало, что в этой организации, кроме ее постоянных сотрудников, работают волонтеры.
- Как вы думаете, кто такие волонтеры?
- Волонтеры-это люди, которые оказывают помощь добровольно. Они кормят собак, выгуливают их, убирают вольеры, помогают в поиске хозяев.
- А вы бы хотели оказать помощь питомцам этого приюта?
- Дети, а я так и предполагала, что вы захотите помочь этим бедным животным. Поэтому еще вчера позвонила в «Приют надежды» и узнала, как мы можем помочь. Сотрудники приюта попросили нас составить объявления о том, что собаки ищут себе хозяев.
- Дети, вы хотите помочь составить объявления?
- Вы сможете это сделать?
- На электронную почту нашего детского сада сотрудники приюта уже выслали фото собак. Сейчас я позвоню секретарю и попрошу распечатать фотографии.
- Алло, здравствуйте Марина Александровна. Вас беспокоит воспитатель Ларичева Ольга Александровна. На электронную почту нашего детского сада из организации «Приют надежды» для детей нашей группы пришли фотографии, вы не можете их распечатать и принести нам? Большое спасибо, будем ждать.
2. Актуализация
Дидактическая задача: активизировать употребление в речи прилагательных при описании животных.
- Пока фотографии не принесли, давайте поиграем в игру, которая поможет нам составить точные описания животных. Это очень важно в работе волонтёра.
«Назови слова-признаки».
Правила игры: назвать слова-признаки, которыми можно описать собаку.
- Глаза (большие, маленькие, узкие, выпуклые, круглые).
- Уши (висячие, стоячие, длинные, короткие, узкие, широкие, треугольные).
- Шерсть (гладкая, пушистая, короткая, длинная, блестящая).
- Окрас (рыжий, светлый, пятнистый).
- Морда (длинная, короткая, вытянутая, приплюснутая, широкая, узкая).
- Хвост (прямой, закрученный, длинный, короткий).
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для формирования представления о структуре объявления;
2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.
- Пока Марина Александровна распечатывает нам фотографии, давайте попробуем составить объявление о том, что собака ищет себе хозяина, по той фотографии, что у меня уже есть.
Я внимательно слушаю ваши варианты.
- Вы знаете я не смогла записать объявление. Вы сказали много, но четкого правильного объявления о том, что собака ищет хозяина, не получилось.
- Смогли вы правильно составить объявление? (Нет, не смогли.)
- Почему не смогли? (Потому что не знаем, как правильно составить текст объявления.)
- Что нам нужно сейчас узнать? (Нужно узнать, как правильно составить текст объявления.)
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактические задачи:
1)сформировать опыт рассуждений, формулирования простейших умозаключений;
2)развивать умение детей анализировать структуру предложенного им высказывания;
3)формировать элементарное осознание структурной организации текста объявления.
-Как это можно узнать? (можно придумать самим, а потом проверить себя по образцу)
- У меня есть несколько объявлений. Послушайте, я их сейчас прочитаю.
1. Потерялась кошка Мурка. Просьба вернуть девочке Любе.
- Как вы думаете, помогло это объявление вернуть кошку девочке Любе? Почему? (Нет описания кошки и координат девочки Любы.)
2. Нашли собачку. Просьба звонить по телефону 3-11-15.
- Как вы думаете, а авторы этого объявления смогли вернуть собачку хозяину? Почему? (Нет описания собаки.)
3. Внимание! Ищет дом собака породы мопс. У нее крупная круглая голова. На морде складки-морщины. На лбу темное пятно. Глаза круглые, крупные, коричневого цвета. Уши маленькие, черные. Туловище крупное. Шерсть гладкая, короткая. Окрас бело-рыжий. Хвост закручен в кольцо. Лапы крепкие, короткие. Если вы хотите взять собаку, звоните по телефону 31-86-35.
- Как вы думаете, а эта собачка смогла найти себе хозяина? Почему? (Смогла. Есть описание собаки и номер телефона, куда можно обратиться.)
Вывод: существуют правила составления объявления (воспитатель выставляет на доске план-схему составления текста объявления) :
1) заинтересовать слушателя специальными сигнальными словами (внимание, объявление) – значок «молния»;
2) объявить о том, что случилось (ищет хозяина, отдадим в добрые руки) - «восклицательный» знак;
3) описание собаки - знак «силуэт собаки»;
4) указать, куда можно обратиться – знак «телефонная трубка и дом.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Дидактические задачи:
1)упражнять в умении детей строить разные типы высказываний (контаминированный текст - повествование и описание, соблюдая их структуру;
2)упражнять в печатании цифр в клеточках;
3)упражнять детей в умении правильно обратиться к взрослому с просьбой.
- Пока мы с вами играли и читали объявления, я вижу, Марина Александровна принесла нам фотографии.
Предлагаю детям выбрать фотографию.
- Дети, сейчас каждый из вас составит объявление, о том, что собака из «Приюта надежды» ищет себе хозяина, это объявление надо будет записать на специальных листах. Обратите внимание на оформление этого листа. В его нижней части выделено место для записи телефона (показываю, но телефон я успела напечатать только один раз. После того как ваше объявление будет готово, этот номер необходимо по образцу напечатать в пустых клетках ещё несколько раз.
- Ребята, у нас есть небольшая проблема я не смогу записать все тексты объявлений. Это займёт много времени и мы можем опоздать на прогулку.
- Подумайте, кто бы нам мог помочь записать все объявления?
Обращаю внимание на гостей. Предлагаю детям подойти к взрослым и попросить у них помощи. Напоминаю о том, что речевой этикет важен в работе волонтёра, особенно при обращении за помощью к взрослому (поздоровайтесь, представьтесь, вежливо обратитесь за помощью словами (прошу вас, если вам не трудно, поблагодарите за помощь.)
Индивидуальное составление текста объявления по смоделированному плану.
-Объявления готовы. Давайте зачитаем некоторые из них. (Обращаем внимание на то, выдержан ли план, на полноту описательного рассказа о собаке, отмечаем наиболее интересные варианты описания животного.)
- Сегодня вечером мы с вами прочитаем все остальные объявления и отправим в приют, а сотрудники распространят их по разным городам и поселкам.
6. Осмысление
Дидактическая задача: провести рефлексию деятельности.
Воспитатель собирает детей около себя.
- В роли кого мы сегодня были?
- Что мы делали как волонтеры?
- Почему мы смогли составить правильно объявление? (Потому что узнали как правильно составить объявление, умеем составлять описательный рассказ о животном, умеем обратиться за помощью к взрослым, когда это необходимо, умеем печатать цифры).
- Вы составили очень хорошие объявления. И я уверена, что хозяева животных обязательно найдутся.
Комментарии к сценарию.
Данное мероприятие разрабатывалось как открытое, в рамках работы МО по теме «Технология деятельностного метода как основа проектирования и организации образовательного процесса в программе «Мир открытий». Это повлияло на разработку сценария образовательной ситуации, в частности на привлечение «гостей мероприятия» к записи детских объявлений (п. 5 Включение нового знания в систему знаний и умений ребенка)
Основная цель данного мероприятия обозначена исходя из целевых ориентиров дошкольного образования, которые представлены в ФГОС дошкольного образования. Постановка задач предполагала учет реальных условий деятельности, возможностей детей, программных требований. Образовательная ситуация реализовывалась с учетом системы дидактических принципов деятельностного подхода:
-принцип психологической комфортности обеспечивался за счет двигательной активности детей на протяжении всей деятельности (игры, переходы, ярко выраженного интереса к теме образовательной ситуации, рационально оборудованного рабочего места детей и воспитателя, отсутствия утомляемости у детей на этапе осмысления;
-принцип деятельности реализован путем получения детьми информации о структуре текста объявления через самостоятельное открытие при помощи анализа представленных объявлений и определении наиболее удачного варианта;
-принцип минимакса прослеживался в момент, когда каждый ребенок составлял текст объявления в своем темпе, на уровне своего возможного максимума;
-принцип непрерывности обеспечивался деятельностным подходом, формированием предпосылок универсальных учебных действий;
-принцип творчества реализован при составлении описательного рассказа о собаке.
В основу организации образовательной ситуации положена технология деятельностного метода. В ходе ее были созданы условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность, т. е. была обозначена «детская цель» - помочь составить текст объявления. В рамках выбранного сюжета была создана проблемная ситуация : составить правильно текст объявления. В результате у детей возникло затруднение, которое они зафиксировали в речи: «Не смогли составить правильно текст объявления». С детьми обсуждались разные варианты разрешения проблемы и были созданы условия для практического освоения одного из них: придумать самим, а потом проверить себя по образцу. (зачитывались разные варианты текстов объявлений, выбор наиболее удачного, моделирование плана-схемы составления объявления). Включение нового знания в систему знаний ребенка было логичным (составление индивидуальных текстов объявлений). Дети с успехом применили новое знание при выполнении задания. В результате чего имела место ситуация успеха для каждого ребенка.
Использованная литература.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Ушакова О. С. Развитие речи детей 5-7 лет. - М. : Сфера, 2011.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий»//Научный руководитель Л. Г. Петерсон/ Под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. -М. :Цветной мир, 2012.
Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий»//Научный руководитель Л. Г. Петерсон/ Под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. -М. :Цветной мир, 2012.