Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Волшебные превращения воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Тема: «Волшебные превращения воды»
Цель: создание условий, способствующих развитию познавательной активности детей.
Образовательные задачи :
- закрепить представление о процессе очистки воды (фильтровании) разными способами, через экспериментальную деятельность.
- учить детей понимать суть проблемы, искать способы ее разрешения.
Развивающие задачи:
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Волшебные превращения воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
- развивать познавательный интерес, посредством включения разнообразных опытов в ООД.
- развивать навыки экспериментирования, умение работать с различными материалами, соблюдая необходимые меры безопасности.
- развивать социально – коммуникативные навыки (умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение).
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство дружбы, сотрудничества, желание приходить на помощь другим в работе группе
- воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова: солёная, пресная, пар, лёд, фильтр.
Дидактические материалы:схемы – пиктограммы
Оборудование: пропуска, 3 воронки, предметы (ватные диски, камушки, ленточки, марля, песок) для создания фильтра, 3 стакана с грязной водой, цветные карандаши, листы для фиксации опытов, магнитофон. Телевизор.
Краткая аннотация к работе: данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. В ней предлагается решение задач познавательного развития через организацию опытов, направленных на изучение природы вокруг нас. Практическое использование данной разработки позволит сформировать у детей подготовительной группы знания о процессе очистки воды через практические навыки и экспериментальную деятельность.
Ход образовательной ситуации
1. Введение в ситуацию
В. – Ребята, посмотрите, у нашего нового цветка завяли листочки. Как вы думаете, что надо сделать, чтобы наш цветок «ожил»?
Версии детей: (полить, потому что земля сухая, обрызгать, протереть листочки)
В. - Сколько интересных способов предложили? Давайте польем цветок, кто хочет мне помочь? (ребенок идет поливать пальму, а в бутылке грязная вода)
В. - Ой, ребята, посмотрите, что случилось с водой?
В. - Какая стала вода? ( дети: мутная, грязная, темная)
В. - Что же делать? (предположения детей)
В. - Как вы думаете, сможем ли и мы с вами очистить эту воду, чтобы полить цветочек?
В. - Каким способом мы сможем очистить воду от грязи?
В. - Сколько интересных версий вы предложили?
В. - Предлагаю отправиться в нашу школу «Волшебников» и попробовать очистить воду от грязи. Чтобы в «Школу Волшебников» попасть, надо пропуск взять, в дружный кружочек встать и всем вместе волшебное заклинание произнести:
«Ножками топнем, в ладоши хлопнем.
Вокруг себя повернёмся,
Скажем карамбе – фекс - пекс
И в школе Волшебников окажемся».
В. - Вот мы с вами и в школе «Волшебников», найдите свое место в лаборатории, в которой вы сегодня будете работать, подсказка на пропуске.
В. - Но прежде, чем мы приступим к работе, вспомним правила друзья.
В школе Волшебников, как ведём себя?
Соблюдаем тишину,
Говорим по одному.
Если хочешь отвечать
Руку надо поднимать.
Когда опыты проводим ничего не пробуем, не нюхаем
В. - Умнички! Вспомнили правила, не забывайте их, когда будете проводить опыты.
В. - Вот вам первое задание выберете главного ученого вашей лаборатории, который будет распределять обязанности между вами при проведении опыта.
В. - Ребята, обратите внимание, какие у нас сегодня интересные названия лабораторий «Льдинки», «Снежинки», «Капельки».
- Как вы думаете почему? (названия лабораторий связаны с водой)
2. Актуализация
Игра «Ассоциации» :я называю слова; если слово связана с водой, то вы хлопаете. Если не имеет никакого отношения к воде, вы топаете.
(пар, окно, сосулька, снежинка, ветер, облако, камень, река, книга, туча, корабль).
3. Затруднение в ситуации
В. – Скажите кому и зачем нужна вода?
- Ребята, а что было бы, если бы не было воды?
- Как вы понимаете фразу: Вода - это жизнь! Зачем нужно беречь воду?
- Давайте, порассуждаем, что надо делать, чтоб вода оставалась всегда чистой.
Вода - это одно из самых удивительных веществ на планете, она обладает многими свойствами, давайте их вспомним.
В. – Кто нам напомнит, что мы должны сделать в лаборатории?
Но прежде, чем мы начнем проводить опыты разомнемся:«Волшебная разминка»
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Опыт «Фильтрация воды»
Фильтр – это устройство для очищения жидкости
В. - Итак, товарищи ученые, что нам предстоит сделать? Как это можно сделать?
В. - Что такое фильтр?
В. - Давайте подумаем, из чего можно сделать фильтр?
В. –Вы попробуете самостоятельно сделать фильтр и очистить воду.
В. – Для этого в каждой лаборатории есть 2 стакана, в одном стакане грязная вода, которую вы сейчас будете превращать в чистую, у вас на столах стоят корзинки с предметами, которые понадобятся вам для изобретения фильтра для воды, результаты вашего опыта как настоящие ученые, вы зарисуете и представите по окончанию работы. На проведение опыта вам будет дано определенное количество времени, поэтому работать нужно дружно, быстро, всей командой.
В. - Товарищи ученые, вам понятно задание? Можете приступать к его выполнению.
Экспериментальная деятельность
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
- Главные ученые лабораторий, выберите ученогосвоей лаборатории, который расскажут о результатах проделанной вами работы.
- А теперь, ученые, расскажите, из чего вы делали фильтр, и очистилась ли ваша вода?
Представление результатов
- Давайте сравним воду в трех стаканчиках и решим, какой фильтр лучше очистил воду? Грязь осела на фильтре, а сосуд наполнился чистой водой.
В. – Вы так здорово справились с этим трудным заданием и наполнили лейку чистой водой. Пора возвращаться в детский сад.
«Ножками топнем, в ладоши хлопнем.
Вокруг себя повернёмся,
И в группе окажемся»
6. Осмысление
- Что интересного произошло в школе волшебников?
- Для чего мы очищали воду от грязи?
- Как вы думаете справились мы с этим трудным заданием?
- Полейте, пожалуйста, пальму.
- Давайте вспомним, какими свойствами обладает вода? А помогут вам рисунки-схемы.
Вода – может быть жидкой. Когда она жидкая - она текучая.
Вода – бесцветная.
Вода – безвкусная.
Вода – не имеет запаха
Но при желании мы можем изменить цвет, вкус, запах.
В: - Как вы думаете, на что это похоже? (это озеро, море, лужа и т. д).
- Интересно, вода имеет форму или нет? Мы обязательно это узнаем в следующий раз в школе волшебников.
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) :
1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. «Познавательно-исследовательская деятельность до-школьников». – М, 2012.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом». - М, 2002 г.
Тема «Волшебные превращения воды» представлена в цикле занятий кружка по экспериментальной деятельности.