Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Окрашивание воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие.
Возрастная группа: старшая (5-6 лет)
Тема: "Окрашивание воды".
Основные цели:
1. Закрепление представлений о свойствах воды (не имеет цвета, запаха, текучесть, способах ее окрашивания по средствам экспериментально-опытнической деятельности.
2. Расширение представлений детей о значении воды для всего живого.
3. Формирование представлений об истории возникновения красок.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Окрашивание воды, цветная вода
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
4. Развитие личностных качеств: стремления не сдаваться, не бояться трудностей, умения видеть свои ошибки и признавать : «я чего-то пока не знаю».
5. Развитие интереса к исследовательской деятельности.
6. Воспитывать желание оказывать помощь ближнему.
Дидактические материалы: иллюстрации с изображением наскальных рисунков,
Материалы и оборудование: прозрачные стаканчики с теплой и холодной водой, краски, кисточки, баночки с изображением грустного и веселого лица.
Краткая аннотация к работе: в данной работе представлена образовательная ситуация по ознакомлению с окружающим миром для детей 5 – 6 лет. Образовательная ситуация разработана на основе системы дидактических принципов деятельностного метода. Материал может быть полезен воспитателям при ознакомлении со свойствами воды по средствам экспериментально-опытнической деятельности. При этом дети приобретают опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия.
Ход образовательной ситуации
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи:
создать психологически комфортную атмосферу;
мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
-Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас и хочу поделиться с вами хорошим настроением.
-Скажите, пожалуйста, а вы верите в чудеса? (да)
И я тоже верю. Послушайте, что со мною сегодня случилось.
Утром, когда я завтракала, вдруг услышала тоненький голосок, который был чем – то недоволен. Я прислушалась и поняла, что голосок принадлежит воде в графине.
Вода говорила: «Посмотри какое все вокруг яркое. Апельсиновый сок – оранжевый, томатный сок –красный, а я просто прозрачная и все…А я так хочу стать разноцветной, яркой и радовать всех своими красками».
-Мне очень захотелось ей помочь, и я захватила ее с собой на нашу встречу.
(воспитатель показывает баночку с водой. На ней изображено грустное лицо).
-А вы хотите помочь воде? (да)
-Как вы думаете, у нас получится? Мы сможем ей помочь? (да)
-Почему? (потому что мы умные, дружные, смелые).
- Зачем нам это надо? Может мы лучше пойдем гулять? (нет, мы хотим помочь воде, нам нравится совершать хорошие поступки).
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи: актуализировать представления детей о воде, ее свойствах.
-Давайте попробуем ее развеселить, чтобы и у нее стало хорошее настроение.
-Как это можно сделать? (спеть, станцевать, похвалить ее).
-Расскажите, пожалуйста, воде, как она нужна всем, для чего нам нужна вода? (пить, готовить еду, стирать белье, мыть посуду, поливать растения и т. д.)
-Давайте вспомним, какими свойствами обладает вода? (она не имеет запаха, цвета, вкуса).
-Верно. Вода не имеет цвета. Значит она какая? (Она прозрачная).
-Как сделать, чтобы она была цветная, яркая? (можем покрасить ее).
-Чем мы можем покрасить ее? (краской)
-А вы знаете, из чего делали краски раньше, в древности? (варианты детей)
-Подойдите сюда, на коврик присядьте.
(Дети садятся на коврик. Воспитатель показывает картинки).
«С древних времен люди украшали себя и свое жилище. Они считали, что украшения – это знаки, которые помогают людям понять друг друга, а также защитить себя от злых духов. Человек стал украшать свой дом, вещи и орудия труда, которые он сам создал.
Древний охотник прекрасно рисовал зверей. Самой первой краской была глина. Она бывает разная - желтая, красная, зеленоватая, белая…
И человек использовал вместо красок простую растертую глину или уголь, а вместо бумаги – стены пещер.
А уже позже стали делать разноцветную краску: желтую краску вырабатывали из коры деревьев, коричневую из отвара луковой шелухи, красную из некоторых ягод».
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
Создание затруднения в индивидуальной деятельности.
Фиксация детьми затруднения
Выявление и фиксирование в речи причины затруднения.
-Нам с вами повезло. Нам не придется изготавливать краски и мы можем приступить к окрашиванию воды прямо сейчас.
(дети присаживаются за столы. На столах стоят прозрачные стаканчики с холодной водой и немного красок, кисточки).
-Давайте попробуем окрасить воду. Что нужно для этого сделать? (добавить краски в воду).
-Набирайте краску на кисточку и добавляйте ее в воду и размешивайте.
(дети набирают краску на кисточку и добавляют в воду, но так как краски мало, а вода холодная, то вода лишь слегка окрашивается, краска плохо растворяется).
- Ребята, получилось у нас сделать воду яркой, разноцветной? (нет, вода лишь слегка окрасилась).
- Смогли мы помочь воде? (нет)
-Не стоит бояться неудач. Давайте лучше подумаем, почему у нас не получилось окрасить воду в яркий насыщенный цвет? (мало краски на кисточке).
4. «Открытие» нового знания.
Дидактические задачи:
Возникновение интереса к разрешению проблемной ситуации
Выбор метода решения, выдвижение и обоснование гипотез.
Новый способ действий фиксируется в речи.
- Вы думаете, что если краски будет много, то вода окраситься в яркий насыщенный цвет? (да).
- Хорошее предположение. Сейчас его проверим. Есть еще мнения?
(дети затрудняются ответить)
- Где мы можем узнать, как эффективно окрасить воду? (посмотреть в энциклопедии, спросить у взрослого человека, почитать в интенете).
-Давайте откроем энциклопедию о воде и прочитаем, что там написано об окрашивании воды.
(Воспитатель читает. «Для того, чтобы окрасить воду в яркий насыщенный цвет, нужно взять большее количество красителя. В теплой воде красители растворяются лучше, чем в холодной.»)
-Как сделать воду яркой, разноцветной? (нужно взять теплую воду и много краски).
-Что нового вы узнали об окрашивании воды из энциклопедии? (надо ее подогреть).
5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.
Дидактические задачи:
Выполнение задания на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма.
-Ну что ж, ребята, давайте проверим нашу догадку.
(Воспитатель выдает детям стаканчики с теплой водой и большее количество краски. Дети проводят эксперимент).
Опыт с окрашиванием воды.
Цель: формировать представление о наиболее эффективных способах окрашивания воды.
-Ребята, сравните, хорошо ли растворилась краска в стаканчике с теплой водой? (да)
-А в стаканчике с холодной водой? (плохо).
- В каком стаканчике вода окрасилась лучше, там, где было мало краски или много? (там, где было много краски) .
-Верно. Теплая вода окрашивается лучше, чем холодная. Чтобы получить яркий, насыщенный цвет, нужно взять много красителя.
6. Осмысление.
Дидактические задачи:
Фиксирование детьми достижения «детской «цели.
Проговаривание детьми условий, которые позволили достигнуть этой цели.
-Ребята, посмотрите, какая разноцветная вода у вас получилась. Мы смогли помочь воде и исполнить ее мечту? (да, мы окрасили ее в разные цвета, как она мечтала)
-Почему у нас получилось окрасить воду (мы взяли теплую воду и много краски).
-Вы рады, что смогли помочь воде? (да)
-Ребята, вы большие молодцы. Не сдавались перед трудностями и добивались своей цели.
-Посмотрите, какая она довольная и счастливая.
(воспитатель показывает баночку с улыбкой).
Теперь благодаря вам мечта воды осуществилась и она больше никогда не будет грустить.