Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Огонь — наш друг или враг?»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Тема: «Огонь - наш друг или враг?»
Основные цели: формировать представления о свойствах огня, воды, воздуха и почвы, о правилах безопасности при обращении с огнем и водой.
Дидактические материалы: карточки с пословицами и поговорками
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Огонь — наш друг или враг?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
Оборудование: ЭМП «Четыре стихии», проектор, ноутбук, морфологическая дорожка с символами огня, воды, воздуха, земли; игрушки: Красная Шапочка, Железный Дровосек, Буратино, Колобок; детская литература: Л. Н. Толстой «Пожарные собаки», Х. К. Андерсен «Огниво», С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»; загадками об огне; «черный ящик», в котором находится керосиновая лампа, DVD отрывки из произведений об огне; иллюстрации по теме; листы бумаги различного размера и цвета, карандаши, фломастеры, краски, кисти.
Краткая аннотация к работе: в данной организованной образовательной деятельности дети знакомятся со свойствами огня, воды, воздуха и почвы, о правилах безопасности при обращении с огнем и водой. Для этого подобраны специальные игровые упражнение и игры. На этапе введения в игровую ситуацию детям предлагается отгадать что спрятано в чёрном ящике в игре «Да-нет». На этапе актуализации предложены просмотр ЭМП «Четыре стихии», пословицы и загадки. На этапе затруднения дети анализируют «Огонь-это хорошо или плохо». На этапе открытия нового знания дети вместе с героями сказок отправляются в путешествие по морфологической дорожке, где встречаются с четырьмя стихиями сразу. На этапе включения нового знания в систему знаний дети самостоятельно выбирают литературное произведение в которых огонь – друг, а где огонь – враг. В итоге дети рисуют картины «Огонь - друг» или «Огонь – враг». В ходе организованной образовательной деятельности дети достигают через игровые упражнения детскую цель «помочь героям сказок», преодолевают индивидуальные затруднения в определении правил и выполнении из в сюжетно – дидактическом упражнении.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
(Звучит таинственная музыка. Воспитатель вносит в группу «черный ящик»).
Воспитатель: Дети, у меня в этом ящике спрятана удивительная, старинная вещь. При помощи вопросов угадайте, что спрятано в этом ящике? Что это за вещь? (Проводится игра «Да - нет»).
Дети: Это то, что мы носим?
Воспитатель: Нет.
Дети: Это прибор нужный человеку?
Воспитатель: Да.
Дети: Он нужен в доме?
Воспитатель: Да.
Дети: Люди сейчас пользуются этой вещью?
Воспитатель: Нет.
Дети: Он греет?
Воспитатель: Нет?
Дети: Он освещает?
Воспитатель: Да.
Дети: У неё есть стеклянный колпак?
Воспитатель: Проверим, правы мы с вами или нет, откроем чёрный ящик.
Воспитатель: Да, правильно, это старинная вещь - керосиновая лампа, рассмотрим её. Из чего состоит лампа?
Дети: У неё есть: подставка, фитиль, колпак, ручка для уменьшения пламени.
Воспитатель: А зачем нужен фитиль? А колпак? Почему колпак сделан из стекла? Почему её называют керосиновая?
Дети: В нижнюю часть лампы наливают керосин. Фитиль из ваты или нити опускают в керосин, он пропитывается керосином, затем его поджигают и он горит. Поэтому лампу называют керосиновой.
Дети: Колпак нужен, чтобы не обжечься, чтобы пламя не горело сильно, а из стекла, он потому, что стекло прозрачное и становится светло от огня вокруг лампы. Она освещает весь дом.
2. Актуализация знаний
Дидактические задачи:
1) обогатить знания о существовании четырех стихий: огня, воды, воздуха, земли;
2) активизировать словарь: «огонь - царь», «вода - царица», «земля - матушка», «небо - батюшка».
Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики перед экраном.
Воспитатель: (Тихим загадочным голосом) Включим лампу, и под её таинственный свет послушайте рассказ.
Показ ЭМП «Четыре стихии» с 1 по 11 слайд.
1 слайд: «Четыре стихии»
2 слайд: В старину люди не знали законов природы, физики, химии.
3 слайд: Их пугали гроза.
4 слайд: Наводнение.
5 слайд: Землетрясение.
6 слайд: Они поклонялись небу, солнцу, дождю.
7 слайд: Просили их не гневаться.
8 слайд: Делали им подношения и пели песни.
9 слайд: Называли стихии: «огонь — царь», «вода — царица», «земля — матушка», «небо — батюшка».
10 слайд: В старину люди придумали пословицы: «Воры обшарят — стены оставят, а огонь все приберет», «Огонь да вода — нужда да беда», «Огонь силен, вода сильнее огня, земля сильнее воды, человек сильнее земли»
11 слайд: Тогда появились загадки: «Я — не сам по себе, а сильнее всего и страшнее всего, и все меня любят, и все меня губят», «Красный петух по жердочке бежит!», «День спит, ночь глядит, утром умирает, другая сменяет». О чём эти загадки?
Пауза.
Дети: Об огне, одной из стихий.
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для формирования представлений детей о различных природных объектах (огонь, воздух, вода, почва);
2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
Воспитатель предлагает детям встать в хоровод.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо - плохо» и поочередно отвечать на вопросы игры, Огонь – это плохо.
Дети: Плохо, потому, что можно обжечься.
Воспитатель: Огонь – это хорошо.
Дети: Хорошо, потому что, можно согреться.
Воспитатель: Огонь – это плохо
Дети: Плохо, потому, что может случиться пожар.
Воспитатель: Огонь – это хорошо.
Дети: Хорошо, потому что, можно приготовить еду.
Воспитатель: Огонь – это плохо. Почему?
Дети: От пожара не спасешься, всё сгорит.
Воспитатель: Огонь – это хорошо. Почему?
Дети: Потому что, от него светло и не страшно в лесу и дома, когда нет света, зажигаем свечу или печь.
Воспитатель: Огонь – это плохо.
Дети: Потому что, это страшно и опасно, быстро распространяется и трудно потушить.
Воспитатель: Огонь – это хорошо.
Дети: Потому что, можно пожарить шашлык на пикнике.
Воспитатель: Огонь – это плохо.
Дети: Потому что, ожоги, очень трудно вылечить. Нужны операции и пересадка кожи.
Воспитатель: Огонь – это хорошо. Почему?
Дети: Хорошо потому, что огнём можно любоваться, это очень красиво.
Воспитатель: вы очень хорошо рассказали об огне. Но мы так и не смогли определить огонь это плохо или хорошо!
4.«Открытие» нового знания
Дидактические задачи:
1) используя морфологическую дорожку, формировать представления о свойствах огня, воды, воздуха и почвы; о правилах безопасности при обращении с огнем и водой;
2) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.
Предлагает пройти на ковёр, к морфологической таблице – в виде четырёх сосудов с огнём, водой, воздухом и землёй.
Воспитатель: В сказках живут различные герои. И вот однажды, Красная Шапочка, Железный дровосек, Буратино и Колобок отправились в путешествие по волшебной дорожке.
Воспитатель: На дорожках они встретятся со всеми стихиями сразу: огнём, водой, воздухом и землёй. Подумайте, порассуждайте, что случится с Буратино, если он встретится с огнём? (Показывает игрушку Буратино).
Дети: Он сгорит. Он сделан из дерева.
Воспитатель: (Проводит опыт). Я возьму лучину, вы знаете, она деревянная, поднесу её к огню. Что вы видите?
Дети: Она горит.
Воспитатель: Почему лучина так быстро загорелась?
Дети: Лучина деревянная, она вспыхнула быстро и горит очень хорошо и быстро сгорает. Лучиной разжигают печь.
Воспитатель: Как вы думаете, боится ли Буратино воды?
Дети: Нет, не боится, он деревянный, а дерево не тонет.
Воспитатель: Проверим! (Дети помещают щепку в воду).
Воспитатель: А что Буратино будет делать в случаи опасности?
Дети: Станет, как бревно плыть к берегу; Превратится в корабль и спасёт кого – то.
(Ребёнок помещает кораблик, сделанный из дерева в воду).
Воспитатель: Нужен ли деревянному человечку воздух?
Дети: Нет, это игрушка, он не дышит. А дерево это растение – ему необходим воздух, оно растёт и дышит.
Воспитатель: А что произойдёт, если Буратино встретится с землёй? Пофантазируйте.
Дети: Если его поливать, то он даст корни и Буратино может превратиться в красивое зелёное дерево, как вот эти веточки с дерева.
Воспитатель: Следующий герой отправляется в путешествие по нашей дорожке. Представьте Железный Дровосек и встретились с огнём?
Дети: Если огонь не сильный, то он нагреется, как утюг и может кого – то обжечь.
Воспитатель: (Проводит опыт). Это гвоздь (ложка) – он железный. Нагрею его с помощью огня.
Воспитатель: Как проверить горячий он или нет?
Дети: Его можно опустить в воду – вода зашипит, если гвоздь горячий
(Воспитатель проводит опыт, опускает гвоздь в воду).
Дети: А если огонь сильный, то он расплавится и превратится в кусок железа.
(Воспитатель показывает расплавленные кусочки железа).
Воспитатель: Железный Дровосек встретился с водой. Что произойдёт?
Дети: Очень страшно, но он утонет, так как он тяжёлый, а тяжёлые предметы тонут. (Проводится опыт, помещаем кусок железа в воду).
Дети: А если не утонет, то заржавеет, так как железо от воды покрывается ржавчиной. Воспитатель показывает трубы из железа с ржавчиной.
Воспитатель: Как вы думаете, нужен ли железному Дровосеку воздух?
Дети: Нет, он не дышит, это игрушка. На заводах машины – роботы используют, что бы было легче работать человеку.
Воспитатель: Боится ли железный Дровосек земли?
Дети: Нет, он земли не боится, но в земле влага, а от влаги, воды он заржавеет.
Воспитатель: Колобок покатился по волшебной дорожке. А из чего сделан колобок? Булки, батоны – это что?
Дети: Это хлеб или мучное изделие. Колобок тоже сделан из муки.
Воспитатель: И вот он встретил огонь. Что произойдёт?
Дети: Он сгорит; Будет подгорелый, не съедобный; А если бы он был ещё тестом, то он на огне бы испёкся.
Воспитатель: Что будет с Колобком в воде?
Дети: Он намокнет и утонет; От влаги намокнет, покроется плесенью, ведь он из теста.
Воспитатель: Нужен ли воздух Колобку?
Дети: Нет, он сказочный герой и сделан из теста.
Воспитатель: Но воздух нужен, когда пекут хлеб, муку просевают, она наполняется воздухом, от этого хлеб становится пышнее.
Воспитатель: Боится ли Колобок почву, землю?
Дети: Да, потому, что в земле влага и хлеб испортится, заплесневеет. Хлеб наше богатство. Его на землю не бросают.
Воспитатель: Красная Шапочка отправляется в путь по волшебной дорожке. Ой, что – то мне стало страшно за неё. Остановим её и расскажем, какие опасности её подстерегают. Стихия огня!
Дети: В огне она сгорит или получит ожоги. Но если правильно огонь использовать, в пути Красная шапочка при помощи огня может согреться, сварить себе пищу, подогреть воду и умыться, постирать одежду.
Воспитатель: Стихия воды!
Дети: В воде она утонет, если не умеет плавать, ведь она ещё ребёнок или простудится и заболеет. Но вода нужна человеку: мы её пьём, варим пищу, моемся в воде, стираем, поливаем растения. Без воды не может жить человек.
Воспитатель: Воздух!
Дети: Воздух ей обязательно нужен, она живая, а люди воздухом дышат.
Воспитатель: Земля!
Дети: Земли Красная Шапочка не боится, она по ней ходит, может ходить босиком, земля нас кормит. На земле мы выращиваем овощи, фрукты, хлеб. На земле строим дома.
Воспитатель: А ещё в земле находятся полезные ископаемые: уголь, газ, нефть, золото и многие другие ископаемые нужные человеку.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
1) формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям и героям произведений;
2)организовать активный отдых детей, развивать воображение.
1 часть.
Воспитатель: О стихии огня написано много рассказов и сказок. Пройдите на наш вернисаж (дети проходят к мольбертам с портретами поэтов, писателей и картин к их произведениям). Об огне писали Л. Толстой и С. Маршак, Г. Андерсен и К. Чуковский. Угадайте, кто написал эти строки и как называются эти произведения? И подойдите к этому мольберту (включаю запись).
Л. Толстой:
«Пожарные ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме ещё есть что – нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем - то в зубах. Когда народ рассмотрел о, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу».
С. Маршак:
«Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня, какого – то
Лет двадцати».
Г. Андерсен:
«Не успел дверь открыть, как увидел огромную собаку с глазами, что башни замка. Сторожила она сундук с золотом. Высыпал служивый серебро, набил карманы золотом, взял старухи старое огниво и поднялся по верёвке наверх».
Воспитатель: В каком произведении огонь выступает как друг, а в каком - как враг?
Дети: Огонь – враг в рассказе «Пожарные собаки» и «Пожар», от огня сгорают дома, чуть не погибли дети – девочки.
Дети: В сказке «Огниво» при помощи огня происходит чудо, появляется собака, что бы исполнить желание.
2 часть.
Воспитатель предлагает под музыку с помощью различных предметов (султанчиков, платков, лент, мишуры, флажков) изобразить огонь добрый и злой, стремительный и жгучий, тёплый и мягкий или воду, бушующую или струящуюся, наводнение или ручеёк.
Дети танцевальными движениями изображают огонь и воду.
6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали, и создать ситуацию успеха.
Воспитатель: (собирает детей около себя) Где вы сегодня были? Кому помогли? Теперь вы можете ответить огонь - это хорошо или плохо? Как вам это удалось? Какие знания, умения и личностные качества вам пригодились?
Дети обговаривают результат: Мы можем теперь ответить на вопрос «огонь - это хорошо или плохо?» Нам это удалось, потому что и мы много узнали об огне, из книг и сказок. Встретились со всеми стихиями сразу и вместе провели опыты с огнём, водой и воздухом. Много узнали интересного и поучительного. Научились правильно обращаться с огнём. Проявили себя как настоящие спасатели - выручили героев сказок от встречи со стихиями, когда это было опасно.
Воспитатель: (хвалит детей) очень интересное и поучительное путешествие получилось у нас. Я предлагаю на память об этом путешествии нарисовать картинки «Огонь - друг» или «Огонь – враг».
Дети выбирают изобразительные материалы (карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, листы бумаги различного размера и цвета) и рисуют свои рисунки.
Комментарии к сценарию: Л. Толстой «Пожарные собаки», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», Ю Г. Андерсен «Огниво», Шорыгина Т. А. «Беседы о правилах пожарной безопасности, О. И. Давыдова, С. М. Вялкова, Л. А. Капралова «Исследовательская деятельность детей в предшкольном образовании», Коган М. С. «Познавательные игры и программы с дошколятами и школьниками», А. М. Страунинг «Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста Росток», Т. А. Сидарчук, Н. И. Ардашева, И. Я. Гудкович «Истории про…».