Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Как появилась одежда?»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора, средняя группа.
Тема: «Как появилась одежда?»
Образовательная область : «познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей : «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие»
Цель: сформировать представления детей об одежде, которую носили люди раньше.
Образовательные задачи :
• формировать у детей представление об одежде, которую носили раньше;
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Как появилась одежда?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
• развивать фантазию, воображение, ассоциативное мышление; слуховое внимание, чувство ритма;
• тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение.
• воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия;
• формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.
Логическая основа образовательной ситуации :
1. Новое знание – какая одежда была раньше, чем отличалась от сегодняшней?
2. Понятия, способы действия, которые необходимо актуализировать – знания о предметах одежды (название, назначение).
3. Причина затруднения детей – не знаем, что это за одежда и для чего она предназначена.
4. Цель деятельности детей («детская» цель на этапе введения в игровую ситуацию) – помочь Маше разобраться с бабушкиным сундуком: объяснить назначение предметов одежды.
5. Цель деятельности детей (на этапе ОНЗ) – узнать историю появления и назначения одежды.
6. Результат – выполнение «детской» цели.
Материалы к занятию:
Демонстрационные:
• видеофильм (Письмо от Маши,
• слайды с альбомом Маши ( 5 шт: См. презентацию «Письмо от Маши», слайды «Ателье» ( 6 шт: См. презентацию «Письмо от Маши»)
Раздаточные:
• билеты: картинки с изображением предметов одежды;
• картинки с изображением времени года;
• картинки с изображением предметов одежды мужчин и женщин;
• картинки с изображением предметов одежды, которую люди носили раньше и на одежду нашего времени.
Технические средства: ноутбук, экран, проектор, 4 детских стола, 20 стульев (поезд).
Звуковое оформление: фонограмма «стук колес поезда».
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Есть ли у вас бабушки?
- А где они живут?
- Как вы думаете, где они хранят свою одежду?
- Приходилось ли вам разбирать с ней ее вещи?
- Ребята сегодня к нам в группу пришло видеописьмо. Хотите его посмотреть?
«Здравствуйте, дорогие ребята! Вы меня, наверное, узнали, я – Маша. Я нашла у бабушки сундук с вещами и альбомом, но не знаю что это за вещи и для чего они нужны, так как они совсем не похожи на мои вещи. Помогите мне, пожалуйста, разобраться с бабушкиным сундуком. Я буду вам очень благодарна за помощь».
- Хотите помочь Маше разобраться с бабушкиным сундуком: объяснить назначение предметов одежды?
- Сможете?
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи: актуализировать знания детей об истории появления одежды.
Дети вместе с воспитателем рассаживаются на стульчики.
- Ребята это не простой альбом, а говорящий. Его страницы расскажут нам о том времени, когда появилась первая одежда. Давайте попросим его об этом. (Альбом, оживи об одежде расскажи).
- Послушаем первую страницу. Древний человек делал одежду из шкуры диких животных и надевал на себя шкуру, чтобы защититься от холода. (слайд 1 «Человек в шкуре животного»).
-Как вы думаете удобно было носить такую одежду? (нет)
- Послушаем вторую страницу. Потом люди стали использовать другие материалы, такие как солома, ветки деревьев. (слайд 2 «Человек в одежде из соломы»)
- А эту одежду можно было долго носить? (нет)
- Почему вы так думаете? (она засыхала, рвалась)
Послушаем третью страницу. Прошло много времени и люди научились делать ткань из растений, которую потом носили на себе. (слайд 3 «Человека завернутого тканью»).
- Удобно ли так было носить ткань? (нет)
- Послушаем четвертую страницу. Люди подумали, что края ткани можно сшить нитками. Когда люди научились изготавливать ткань и сшивать ее, появилась разная одежда : платья, юбки, брюки. (слайд 4 «Одежда»)
- Послушаем пятую страницу. Было время, когда на платья тратили очень много ткани, так как делали складки, оборки, украшения. Мода заставляла людей придумывать все новые и новые детали одежды. (слайд 5 «Разные предметы одежды»).
- Вот какое интересное путешествие по страницам альбома мы с вами совершили.
3. Затруднение в ситуации.
- Смогли мы объяснить Маше, что это за одежда в сундуке и для чего она предназначена? (нет)
- Почему не смогли? (не знаем ее название и назначение)
- Чтобы это узнать, что для этого надо сделать? (узнать название и назначение одежды, которую носили люди раньше).
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1) актуализировать известный способ действий в ситуации затруднения «если что-то не знаю, спрошу у того, кто знает»;
2) сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;
3) тренировать мыслительные операции, развивать речь, воображение, творческие способности, инициативность.
- Что нужно сделать, если чего – то не знаешь, но очень хочешь узнать? (Надо спросить у того, кто знает или попробуем догадаться)
- Мы выяснили, что не знаем, название одежды и для чего она нужна. А может быть, есть люди, которые знают все про одежду? Кто эти люди?
- Правильно, швеи! Они работают в ателье и у них есть специальное оборудование для изготовления одежды, и они уж точно знают для чего и как называется одежда из бабушкиного сундука.
- Ребята, а на чем мы можем добраться до ателье? (поезд, автобус, машина)
- Сегодня я предлагаю, вам отправится туда на поезде. Вам необходимо приобрести билеты на поезд. Билет это карточка, на которой нарисованы предметы одежды. На каждом вагоне лежит карточка с картинкой, на которой изображено время года. (Рассмотрев свой билет, ребенок должен найти вагон с картинкой, для которого подходит его предмет одежды. Дети садятся в свои вагоны.)
4.1. Игра «Мы едем, едем, едем…»
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение.
Воспитатель имитирует движение колес, дети повторяют: прохлопывают ритм синхронно. При этом слышится стук колес (фонограмма).
- Вот наша остановка, которая называется «Ателье».
(Слайд 6, на котором изображены два манекена на одном одет сюртук, кафтан, тюбетейка, а на другом: кокошник, сарафан и передник).
- Здравствуйте, как Вас зовут?
- Здравствуйте дети. Я Марья Сергеевна, работаю в этом ателье швеей. Чем могу я вам помочь?
- Мы хотим, чтобы вы нам рассказали, для чего нужны такие предметы одежды как : сарафан, кокошник, сюртук, передник, кафтан, тюбетейка.
- Я с радостью вам помогу. Давайте пройдем в зал и присядем.
(Рассказ швеи)
Сарафан – это платье без рукавов. Спереди сарафан застегивался на длинный ряд пуговиц, на плечах удерживался широкими лямками. Сарафаны из шелковых тканей украшались кружевом, серебряными и позолоченными пуговицами, бисером, вышивкой. Надевали сарафан поверх рубахи. (слайд7 «Изображение сарафана»).
Головной убор. Очень важная часть костюма. По нему в старину, как по паспорту, можно было многое узнать о женщине: ее возраст, семейное положение, социальный слой, количество детей. Девицы носили венцы и повязки и имели право ходить простоволосыми. Замужние женщины прятали волосы под кокошник. (слайд8 «Изображение женщины в кокошнике»)
Передник, его еще называют фартуком, а в старину называли занавеской. На нем много интересной вышивки. Это вышивка не простая – она со специальным рисунком рассказывает все о женщине, из какой она деревни, сколько ей лет, сколько у нее детей. Например, если в рисунке есть кони – значит у нее сыночки, если птички – значит, дочки. Передник был в старину, словно паспорт женщины. Посмотришь на него – и все узнаешь о хозяйке. Передник оберегал живот. Для женщины тех времен живот был основой жизни, символом продолжения рода. (слайд9 «Изображение женщины одетой в сарафан, кокошник и передник»). Это все женская одежда.
Кафтан - мужская одежда, которую надевали поверх рубахи. Для зажиточных шились очень длинные кафтаны, доходящие до самых лодыжек. Бедный люд носил кафтаны покороче, так как ходил пешком по грязным улицам. (слайд10 «Изображение кафтана»)
Тюбетейка - это мужской головной убор, ее вышивали золотыми нитками и бисером. (слайд11 «Изображение тюбетейки»)
Сюртук - это мужская верхняя приталенная одежда до колен, с воротником, со сквозной застежкой на пуговицах. Кафтан, тюбетейка и сюртук являются предметами одежды для мужчин. (слайд12 «Изображение мужчины в сюртуке»).
- Спасибо вам большое Марья Сергеевна, теперь мы сможем помочь Маше разобраться с бабушкиным сундуком. А нам пора отправляться назад в детский сад.
- Ребята, займите, пожалуйста, свои места в поезде, мы отправляемся назад в нашу группу.
Воспитатель имитирует движение колес, дети повторяют: прохлопывают ритм синхронно. При этом слышится стук колес (фонограмма).
- Ребята мы приехали, вот и наша группа.
5. Включение нового знания.
Дидактические задачи: закрепить знания детей об название и назначение предметов одежды.
Дидактическая игра «Наведем порядок» закрепить знания детей о предметах и названиях одежды в практической деятельности.
Воспитатель просит подойти детей к столам.
- Ребята, давайте поможем Маше разобраться с бабушкиным сундуком. Для этого у вас на столе лежат картинки с изображением предметов одежды и вам нужно разделить их на мужские и женские предметы одежды и назвать.
Дети выполняют задание.
- Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием. Теперь для вас новое задание перед вами на столе лежат картинки с предметами одежды вам нужно их разделить на одежду, которую носили люди раньше и на одежду нашего времени и назвать их.
Дети выполняют задание.
- Молодцы и с этим заданием вы справились очень быстро и легко.
Маша благодарит вас за помощь и приглашает к себе в гости.
6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Где мы сегодня побывали?
- Кому смогли помочь?
- Какие новые знания дали нам возможность помочь Маше?